Абхазская железная дорога |
|
Полное название: |
Республиканское унитарное предприятие «Абхазская железная дорога»
|
Годы работы: |
С 1992
|
Страна: |
Абхазия
|
Город управления: |
Сухум
|
Состояние: |
действующая
|
Подчинение: |
ОАО "РЖД"
|
Протяжённость: |
221 км
|
Абхазская железная дорога на Викискладе |
Абхазская железная дорога |
|
Республика́нское унита́рное предприятие «Абха́зская желе́зная доро́га» (абх. Аҧсны Аиҳаамҩа) — государственная транспортная компания, занимающаяся обслуживанием и эксплуатацией железных дорог Республики Абхазия.
Описание
Длина железной дороги — 221 км. Представляет собой железнодорожную магистраль, протянувшуюся через всю республику от остановочной платформы Псоу (абхазско-российская граница) до остановочной платформы Ингур (абхазско-грузинская граница) по побережью Чёрного моря, а также ветку Очамчира — Ткуарчал. Участок от станции Адлер до Сухума был построен в 1942 году[1]. Дорога однопутная, двухпутных участков нет. В 1950—60-х годах все участки железной дороги были электрифицированы, в настоящее время электрификация сохранилась лишь на участке Псоу — Сухум. Участок Очамчира — Сухум полностью деэлектрифицирован в 2007 году. Пассажирское движение в настоящее время осуществляется от платформы Псоу до Сухума. Железнодорожное полотно от платформы Ачгуара до станции Ингири (Грузия) разобрано.
Весь подвижной состав находится в сильно изношенном состоянии, и требует списания либо капитального ремонта. Светофоры и сигнализация не работают[2], координация движения осуществляется посредством сотовой связи[3].
Вагоны поезда Москва — Сухум на мосту через р. Гумиста
Пассажирское движение представлено пассажирским поездом № 75/76 Москва - Сухум и пригородным поездом № 6621/6622 Адлер - Сухум, запущенным 26 июня 2010 года. Участок Ткуарчал — Очамчира используется для доставки угля из Ткуарчала в порт Очамчиры.
Вокзалы на всех станциях Абхазской железной дороги заброшены и разрушаются.
На станциях Гагра, Гудаута, Сухум работают билетные кассы, подключённые к системе Экспресс-3[4].
История и текущее состояние
До 1991 года железные дороги на территории Абхазии входили в состав Закавказской железной дороги. Абхазский участок обслуживало Сухумское, а затем Самтредское отделение. В Сухуми находилось пассажирское вагонное депо ЛВЧД-1, моторвагонное и локомотивное депо. Пассажирские и грузовые поезда обслуживались локомотивами ТЧ Сухуми и ТЧ Самтредиа (Грузия).
После распада СССР ЗКВЖД разделилась на Абхазскую, Армянскую и Грузинскую железные дороги, участок от азербайджано-грузинской границы до станции «Беюк-Касик» был передан Азербайджанской железной дороге.
В 1992 году предлогом вторжения войск Госсовета Грузии на территорию Абхазии встала именно необходимость охраны железной дороги. В самом начале вторжения 14 августа 1992 года был взорван железнодорожный мост через реку Ингур (впоследствии не восстанавливавшийся) и сквозное движение через Абхазию было прекращено. В момент вторжения в пути находился поезд Сочи — Ереван, пассажиры которого своим ходом вынуждены были добираться в Россию, а сам поезд был брошен и сожжён во время боевых действий.
Грузинские власти стали переименовывать станции, заменяя русские и абхазские названия на грузинские. Так, Гребешок превратился в Тхеми, Звандрипш — в Шавцхела, Арсаул — в Санапиро, Адзюбжа — в Цкургели[5]. После 1993 года некоторые станции вновь переименовали (Тхеми — Чыгрыпш, Шавцхела — Мчышта, Санапиро — Цкуара).
Во время войны железнодорожное полотно было сильно повреждено, однако после было частично восстановлено и стало использоваться для перевозки войск российского миротворческого контингента. Было открыто движение пригородных поездов из Сухума до Псоу, Очамчыры и Ткуарчала. В связи с нехваткой средств железная дорога находилась в аварийном состоянии и постепенно разрушалась.
- 2 декабря 2002 года недалеко от платформы Блабырхва Гагрского района с рельсов сошёл поезд с российскими миротворцами[6].
- 25 декабря 2002 года — впервые с начала войны было открыто движение из Абхазии в Россию (пригородный поезд Сухум — Сочи)[7].
- 28 февраля 2003 года в районе населённого пункта Мысра с рельсов сошли два вагона с зерном, переданным Абхазии правительством Российской Федерации в качестве гуманитарной помощи: прогнившие шпалы не выдержали гружёных вагонов.
- 2004 год — силами России был произведён капитальный ремонт участка пути Псоу — Сухум, и 10 сентября 2004 года открыто движение беспересадочных вагонов (в настоящее время трёх) по маршруту Москва — Сухум. Вагоны отправляются с Павелецкого вокзала с поездом № 75/76 Москва — Адлер. Далее эти вагоны (Москва — Сухум) с новым локомотивом и ещё тремя прицепленными вагонами следуют до пограничной станции Весёлое, после которой номер поезда становится № 627/628 и следует до Сухума. На территории Абхазии поезд имеет остановки Псоу (техническая), Цандрыпшь, Гагра, Гудаута, Новый Афон[4].
- 2008 год — отменён последний пассажирский поезд внутриабхазского сообщения Сухум — Гудаута[8]. Ранее курсировали пригородные поезда Сухум — Псоу, Сухум — Сочи, которые были отменены после аварии на тяговой подстанции в посёлке Цандрыпшь.
- Июнь-июль 2008 года — силами российских железнодорожных войск был отремонтирован участок Сухум — Очамчира[9][10].
- Май 2009 года — президент Абхазии Сергей Багапш объявил о том, что Абхазская железная дорога будет передана под управление Россией на 10 лет[11][3], впоследствии он пояснил, что на восстановление железной дороги Россией ОАО «РЖД» будет выделен кредит 2 млрд рублей, который будет возвращён за счёт бизнеса и что для нормальной работы по железной дороге и продвижения грузов на российскую территорию Абхазской железной дороге нужны международные коды, которых у неё пока нет, а потому железную дорогу необходимо передать в управление ОАО «РЖД».[12]
- Июнь 2010 года — восстановлено движение пригородных поездов на участке Адлер-Гагра.[13]
- В феврале 2011 года в рамках межправительственных соглашений между Российской Федерацией и Республикой Абхазия ОАО «РЖД» и унитарное предприятие «Абхазская железная дорога» начинают реализацию проекта по капитальному ремонту железнодорожной инфраструктуры на участке Весёлое — Сухум. Планируется оздоровить свыше 130 км пути и 166 комплектов стрелочных переводов. Предполагается завершение работ в трёхмесячный срок.[14] В Абхазию были направлены 600 единиц специализированного подвижного состава и откомандированы свыше 500 работников РЖД.
- 30 июня 2011 года РЖД открыло движение пассажирских электропоездов между Сочи и Сухумом[15]
- 27 мая 2012 года РЖД открыло движение пассажирского поезда Москва-Сухум вместо беспересадочных вагонов
Генеральные директоры
См. также
Ссылки
- Неофициальный сайт об Абхазской железной дороге
- Абхазская ж/д
- История Абхазской железной дороги на newsru.com
- Фотографии Абхазской железной дороги на сайте parovoz.com
- Рассказ о поездке на Абхазскую железную дорогу. 2006 год
- Фотографии Абхазской железной дороги. Весна 2007 г.
- Фотографии Абхазской железной дороги — конец марта 2008 г. на участках Гудаута — Очамчыра и Очамчыра — Ткуарчал
- Фотографии Абхазской железной дороги на участке от ст. Псоу до ст. Гума. Конец июля — начало августа 2008 г.
- Фотографии ТЧ-Сухум
- Фотографии станций Абхазской железной дороги. Сентябрь 2008 г.
- Расписание пригородного электропоезда Адлер-Гагра
- Расписание пригородного электропоезда Адлер-Сухум
- Видео о начале пригородного сообщения Адлер-Гагра
Примечания
- Северо-Кавказская железная дорога
- Ответы начальника управления Абхазской железной дороги
- ↑ Надежда на соседей
- ↑ Абхазская железная дорога
- Расписание поезда 13-14 «Грузия» с 31 мая 1992 года по 14 августа 1992 года
- Российский поезд в Абхазии
- Электричка …за границу
- Прекращено движение поезда Сухуми — Гудаута
- Святое место больше не пустует
- Прощание славян.
- Абхазская железная дорога и Сухумский аэропорт будут переданы во временное управление России
- Сергей Багапш: Я за диалог
- Абхазию соединили с Россией электричкой
- В феврале 2011 года ОАО «РЖД» начнёт реконструкцию пути на перегоне Весёлое — Сухум
- Билет на электропоезд Сочи-Сухум будет стоить 200 рублей