«Ляонин» | |
---|---|
Служба: | КНР |
Класс и тип судна | Авианесущий крейсер |
Порт приписки | Далянь |
Строительство начато | 6 декабря 1985 года |
Спущен на воду | 25 ноября 1988 года |
Введён в эксплуатацию | 25 сентября 2012 года[1] |
Статус | на вооружении[1] |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 59 500 т |
Длина | 304,5 м |
Ширина | 38 м (75 м — полётная палуба) |
Осадка | 10,5 м |
Двигатели | ПТУ |
Мощность | 4 × 50 000 л. с. |
Скорость хода | 29 узлов (54 км/ч) |
Дальность плавания | 8000 морских миль |
Экипаж | 1980 человек (520 офицеров) |
Вооружение | |
Зенитная артиллерия | 3 x 7-ствольных 30-мм орудий Type 1130 |
Ракетное вооружение | 3 x 18-зарядных ПУ ЗУР FL-3000N |
Противолодочное вооружение | 2 x 12-и зарядные ПУ ПЛУР неизвестного типа |
Авиационная группа | (возможный максимальный состав)[2]
|
Изображения на Викискладе | |
---|---|
Ляонин (до 19 июня 1990 года — «Рига», до 25 сентября 2012 года — «Варяг»; также известен под бортовым номером 16 и ранее — под неофициальным именем «Ши Лан») — первый и единственный[3] авианосец НОАК. Был заложен в 1985 на верфи в Николаеве для ВМФ СССР как второй авианосец проекта 1143.6. После распада СССР в 1992 году корабль достался Украине и постройка была прекращена в 1998 году. Куплен Китаем за 25 миллионов долларов официально с целью организации плавучего центра развлечений. Отбуксирован в Китай и достроен как авианосец. 25 сентября 2012 вошёл в состав ВМФ НОАК.
Авианесущий крейсер «Варяг» был приобретён КНР у Украины за 25 миллионов долларов в апреле 1998 года. Агентом со стороны КНР выступила фирма Chong Lot Travel Agency Ltd[4], официально собиравшаяся перестроить авианосец в плавучий развлекательный центр (подобно ранее купленным кораблям «Киев» и «Минск»).
В 2000 году буксир «Suhaili» прибыл на Чёрное море, чтобы начать буксировку авианосца. Буксировка корабля была задержана по причине несогласованности его прохода с властями Турции, считавшими, что прохождение через черноморские проливы столь крупного корпуса, не имеющего собственных двигателей, может повлечь тяжелые навигационные последствия[5]. Переговоры затянулись на 16 месяцев, на протяжении которых корабль циркулировал в Чёрном море. Наконец 2 ноября 2001 года турецкие власти дали разрешение на проход, и авианосец прошёл в Средиземное море. Буксировка корабля через пролив заняла почти 6 часов. Буксировка производилась буксирами «Haliva Champion» и «Николай Чикер» (порт приписки Мурманск).
3 ноября 2001 года, сразу же по выходе из проливов, буксируемый «Haliva Champion» авианосец попал в сильный шторм, достигающий 9 баллов по шкале Бофорта. Ночью произошел обрыв буксирного троса, и корпус с семью членами экипажа на борту, впоследствии снятыми вертолетом береговой охраны Греции, дрейфовал в Эгейском море до 4 ноября. Плохая погода мешала попыткам буксиров восстановить контроль над кораблём. 6 ноября, при попытке завести на авианосец буксирный трос, погиб матрос Арес Линн с буксира «Haliva Champion». Лишь 7 ноября контроль над авианосцем был восстановлен.
Правила движения по Суэцкому каналу воспрещают прохождение кораблей без действующей силовой установки, поэтому «Варяг» был направлен в плавание вокруг Африки через Гибралтар. Два буксира («Н. Чикер» и «Sandy Cape») буксировали корабль со средней скоростью 11 километров в час на протяжении 28200-километрового маршрута, с промежуточными остановками для заправки и пополнения запасов.
Общая стоимость корабля для КНР составила 25 миллионов долларов украинскому правительству и 5 миллионов долларов платы за буксировку.
Корабль прибыл в Китай 3 марта 2002 года. Хотя официально корабль по-прежнему объявлялся готовящимся к переделке в плавучее казино в Макао, лицензия фирмы Chong Lot Travel Agency Ltd не была возобновлена к этому моменту. Сразу же после прибытия в Китай корабль был поставлен на верфь в Даляне.
В 2005 году корабль был поставлен в сухой док в Даляне и в течение последующих 6 лет подвергался интенсивной модернизации и достройке. Сильно заржавевший корпус был очищен пескоструйной обработкой и покрашен. Каталог «Jane’s Fighting Ships» предполагал, что корабль может быть назван «Ши Лан» и получит бортовой номер 83, но эти данные не были подтверждены[6]
В 2008 году корабль был перемещен в другой док, где, по ряду данных, была проведена установка двигателей и тяжёлого оборудования. На нём были смонтированы новые радары, системы вооружения, перестроена надстройка и заделаны шахты ракет «Гранит».
8 июня 2011 года начальник генерального штаба НОАК генерал Чен Бингде впервые официально подтвердил, что корабль будет введён в строй как авианосец[7], одновременно подчеркнув, что основной задачей корабля будет служить учебной и экспериментальной платформой для будущей постройки собственных китайских авианосцев.
10 августа 2011 года корабль впервые вышел на ходовые испытания, продолжавшиеся 4 дня. 15 августа авианосец вернулся в Далянь и покинул порт только 29 ноября того же года. С декабря 2011 по июль 2012 года корабль провёл ряд манёвров, во время которых, по данным источников, проводились испытания различных систем вооружения и оборудования и взлёты и посадки вертолётов на палубу. Однако в ходе этих испытаний посадка самолётов на палубу не проводилась.
25 сентября авианосец был официально принят в состав ВМФ НОАК под именем «Ляонин» и с бортовым номером 16. Тем не менее к этому моменту корабль ещё ни разу не запускал и не принимал на палубу самолеты[8].
4 ноября официальный источник НОАК «PLA Daily» заявил, что истребитель J-15 произвел касание палубы и пробежку по ней с последующим взлётом[9].
25 ноября 2012 года было официально объявлено о первых пяти успешных посадках на авианосец истребителей J-15[10]. Первым пилотом, совершившим успешную посадку, был объявлен Дай Мингменг.
22.4.2014 появилось сообщение о том, что авианосец вскоре встанет в сухой док для планового промежуточного технического ремонта продолжительностью около 6 месяцев, в ходе которого будут отремонтированы силовая установка, проверены системы оружия, при необходимости будут заменены некоторые бортовые системы[11].
Конструкция корабля близка к однотипному «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», большинство отличий заключаются в использованных системах вооружения и радиоэлектронном оснащении. По имеющимся данным, пусковые установки ракет П-700 «Гранит» в носовой части авианосца были демонтированы, а палубные шахты — заделаны, чтобы освободить больше места для расположения запасных частей самолётов.
Вместо 6 автопушек АК-630 китайский авианосец несёт три автоматические пушки Type 1130, являющиеся близким аналогом системы Goalkeeper. Зенитно-ракетное вооружение состоит из 3 восемнадцатизарядных пусковых установок ракет FL-3000N ближнего радиуса действия, оснащённых инфракрасным сканирующим датчиком и имеющим дальность действия до 6 км.
В целом, вооружение корабля является сравнительно ослабленным и ориентированным исключительно на самооборону авианосца. Возможно, за счет этого был увеличен запас авиатоплива или боеприпасов на борту.
Это заготовка статьи о военном корабле. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |
Авианосец ВМС НОАК «Ляонин».