Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Авианосец ВМС НОАК «Ляонин»

(перенаправлено с «Авианосец ВМС НОАК «Ляонин»»)
Перейти к: навигация, поиск
«Ляонин»
Служба: КНР КНР
Класс и тип судна Авианесущий крейсер
Порт приписки Далянь
Строительство начато 6 декабря 1985 года
Спущен на воду 25 ноября 1988 года
Введён в эксплуатацию 25 сентября 2012 года[1]
Статус на вооружении[1]
Основные характеристики
Водоизмещение 59 500 т
Длина 304,5 м
Ширина 38 м (75 м — полётная палуба)
Осадка 10,5 м
Двигатели ПТУ
Мощность 4 × 50 000 л. с.
Скорость хода 29 узлов (54 км/ч)
Дальность плавания 8000 морских миль
Экипаж 1980 человек (520 офицеров)
Вооружение
Зенитная артиллерия 3 x 7-ствольных 30-мм орудий Type 1130
Ракетное вооружение 3 x 18-зарядных ПУ ЗУР FL-3000N
Противолодочное вооружение 2 x 12-и зарядные ПУ ПЛУР неизвестного типа
Авиационная группа (возможный максимальный состав)[2]
  • 24 истребителя Shenyang J-15
  • 4 вертолета ДРЛО Z-18J
  • 6 противолодочных вертолетов Z-18F
  • 2 поисково-спасательных вертолета Z-9C
Изображения на Викискладе

Ляонин (до 19 июня 1990 года — «Рига», до 25 сентября 2012 года — «Варяг»; также известен под бортовым номером 16 и ранее — под неофициальным именем «Ши Лан») — первый и единственный[3] авианосец НОАК. Был заложен в 1985 на верфи в Николаеве для ВМФ СССР как второй авианосец проекта 1143.6. После распада СССР в 1992 году корабль достался Украине и постройка была прекращена в 1998 году. Куплен Китаем за 25 миллионов долларов официально с целью организации плавучего центра развлечений. Отбуксирован в Китай и достроен как авианосец. 25 сентября 2012 вошёл в состав ВМФ НОАК.

История

Авианесущий крейсер «Варяг» был приобретён КНР у Украины за 25 миллионов долларов в апреле 1998 года. Агентом со стороны КНР выступила фирма Chong Lot Travel Agency Ltd[4], официально собиравшаяся перестроить авианосец в плавучий развлекательный центр (подобно ранее купленным кораблям «Киев» и «Минск»).

В 2000 году буксир «Suhaili» прибыл на Чёрное море, чтобы начать буксировку авианосца. Буксировка корабля была задержана по причине несогласованности его прохода с властями Турции, считавшими, что прохождение через черноморские проливы столь крупного корпуса, не имеющего собственных двигателей, может повлечь тяжелые навигационные последствия[5]. Переговоры затянулись на 16 месяцев, на протяжении которых корабль циркулировал в Чёрном море. Наконец 2 ноября 2001 года турецкие власти дали разрешение на проход, и авианосец прошёл в Средиземное море. Буксировка корабля через пролив заняла почти 6 часов. Буксировка производилась буксирами «Haliva Champion» и «Николай Чикер» (порт приписки Мурманск).

3 ноября 2001 года, сразу же по выходе из проливов, буксируемый «Haliva Champion» авианосец попал в сильный шторм, достигающий 9 баллов по шкале Бофорта. Ночью произошел обрыв буксирного троса, и корпус с семью членами экипажа на борту, впоследствии снятыми вертолетом береговой охраны Греции, дрейфовал в Эгейском море до 4 ноября. Плохая погода мешала попыткам буксиров восстановить контроль над кораблём. 6 ноября, при попытке завести на авианосец буксирный трос, погиб матрос Арес Линн с буксира «Haliva Champion». Лишь 7 ноября контроль над авианосцем был восстановлен.

Правила движения по Суэцкому каналу воспрещают прохождение кораблей без действующей силовой установки, поэтому «Варяг» был направлен в плавание вокруг Африки через Гибралтар. Два буксира («Н. Чикер» и «Sandy Cape») буксировали корабль со средней скоростью 11 километров в час на протяжении 28200-километрового маршрута, с промежуточными остановками для заправки и пополнения запасов.

Общая стоимость корабля для КНР составила 25 миллионов долларов украинскому правительству и 5 миллионов долларов платы за буксировку.

Корабль прибыл в Китай 3 марта 2002 года. Хотя официально корабль по-прежнему объявлялся готовящимся к переделке в плавучее казино в Макао, лицензия фирмы Chong Lot Travel Agency Ltd не была возобновлена к этому моменту. Сразу же после прибытия в Китай корабль был поставлен на верфь в Даляне.

Модернизация

В 2005 году корабль был поставлен в сухой док в Даляне и в течение последующих 6 лет подвергался интенсивной модернизации и достройке. Сильно заржавевший корпус был очищен пескоструйной обработкой и покрашен. Каталог «Jane’s Fighting Ships» предполагал, что корабль может быть назван «Ши Лан» и получит бортовой номер 83, но эти данные не были подтверждены[6]

В 2008 году корабль был перемещен в другой док, где, по ряду данных, была проведена установка двигателей и тяжёлого оборудования. На нём были смонтированы новые радары, системы вооружения, перестроена надстройка и заделаны шахты ракет «Гранит».

8 июня 2011 года начальник генерального штаба НОАК генерал Чен Бингде впервые официально подтвердил, что корабль будет введён в строй как авианосец[7], одновременно подчеркнув, что основной задачей корабля будет служить учебной и экспериментальной платформой для будущей постройки собственных китайских авианосцев.

10 августа 2011 года корабль впервые вышел на ходовые испытания, продолжавшиеся 4 дня. 15 августа авианосец вернулся в Далянь и покинул порт только 29 ноября того же года. С декабря 2011 по июль 2012 года корабль провёл ряд манёвров, во время которых, по данным источников, проводились испытания различных систем вооружения и оборудования и взлёты и посадки вертолётов на палубу. Однако в ходе этих испытаний посадка самолётов на палубу не проводилась.

В составе флота

25 сентября авианосец был официально принят в состав ВМФ НОАК под именем «Ляонин» и с бортовым номером 16. Тем не менее к этому моменту корабль ещё ни разу не запускал и не принимал на палубу самолеты[8].

4 ноября официальный источник НОАК «PLA Daily» заявил, что истребитель J-15 произвел касание палубы и пробежку по ней с последующим взлётом[9].

25 ноября 2012 года было официально объявлено о первых пяти успешных посадках на авианосец истребителей J-15[10]. Первым пилотом, совершившим успешную посадку, был объявлен Дай Мингменг.

22.4.2014 появилось сообщение о том, что авианосец вскоре встанет в сухой док для планового промежуточного технического ремонта продолжительностью около 6 месяцев, в ходе которого будут отремонтированы силовая установка, проверены системы оружия, при необходимости будут заменены некоторые бортовые системы[11].

Конструкция

Конструкция корабля близка к однотипному «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», большинство отличий заключаются в использованных системах вооружения и радиоэлектронном оснащении. По имеющимся данным, пусковые установки ракет П-700 «Гранит» в носовой части авианосца были демонтированы, а палубные шахты — заделаны, чтобы освободить больше места для расположения запасных частей самолётов.

Вместо 6 автопушек АК-630 китайский авианосец несёт три автоматические пушки Type 1130, являющиеся близким аналогом системы Goalkeeper. Зенитно-ракетное вооружение состоит из 3 восемнадцатизарядных пусковых установок ракет FL-3000N ближнего радиуса действия, оснащённых инфракрасным сканирующим датчиком и имеющим дальность действия до 6 км.

В целом, вооружение корабля является сравнительно ослабленным и ориентированным исключительно на самооборону авианосца. Возможно, за счет этого был увеличен запас авиатоплива или боеприпасов на борту.

Ссылки

  • Первый китайский авианосец успешно завершил ходовые испытания
  1. ↑ Китай принял на вооружение первый авианосец
  2. Lineup of 36 aircraft on China's Liaoning carrier revealed // Want China Times, 28.08.2014
  3. По состоянию на 2014 год
  4. Не существует данных о какой-либо деятельности компании, исключая данную сделку
  5. Гордый «Варяг» застрял в Босфоре // Lenta.ru, 12.04.2000.
  6. Jane’s Fighting Ships Vol. 110, 2007—2008. / ed. by Stephen Saunders.— Coulsdon: Jane’s Information Group, 2007.— p. 122.
  7. China aircraft carrier confirmed by general // BBC News, 8.06.2011
  8. Ряд экспертов считает, что поспешное принятие корабля на вооружение было политическим решением, в перспективе конфликта с Японией из-за островов Сенкаку
  9. 中国军网_数字报
  10. J-15 successfully landed on China's carrier Liaoning: Navy // SINA English, 25.11.2012.
  11. Авианосец ВМС Китая "Ляонин" пройдет плановый ремонт. 22.4.2014


Авианосец ВМС НОАК «Ляонин».

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93