Воздушное такси — средство общественного транспорта, предназначенное для перевозки пассажиров за определенную плату (таксу) средствами воздушного транспорта. Отличием авиатакси от чартерных и других типов коммерческих авиаперевозок в малой авиации является ряд упрощений, например, отсутствие длительных процедур регистрации и ожидания посадки на борт. Пассажирам достаточно прибыть за 10-15 минут до вылета и пройти сокращенные процедуры регистрации и таможенного оформления. При подобных перевозках на воздушных судах, как правило, нет ни кухонь, ни стюардесс, ни туалетов. Также в зависимости от законодательства страны накладывается ограничение на количество мест на воздушных судах, предоставляющих подобную услугу, обычно их не более 30.[2]
Зачастую в качестве транспорта, осуществляющего перевозку пассажиров из пункта отправки в пункт назначения, выступают малолитражные одно- или двухдвигательные самолёты, а также вертолёты малой и средней грузоподъёмности.
Воздушное такси является разновидностью общего понятия такси, которое зачастую воспринимается как перевозка пассажиров легковыми автомобилями, либо маломестным речным и морским (озерным) транспортом (водное такси). В то же время воздушное такси является более дорогим видом транспорта. Воздушное такси позволяет значительно сократить время пребывания пассажира в пути и время для достижения пункта назначения. В крупных городах это позволяет избежать такой неприятности, как попадание в дорожный затор.
Воздушное такси в разной степени существует в большинстве современных государств, имеющих малую авиацию. Как правило, функционирует оно на территории столиц государств, крупных городов или на маршрутах между ними. Наибольшее их количество в Сан-Паулу, Нью-Йорке и Токио[3], где расположено также и наибольшее количество вертолётов и вертолётных площадок в мире. Развито оно и в Чехии, в Австралии и других странах. Иногда услугами воздушного такси пользуются туристические компании для показа туристам местных достопримечательностей с высоты птичьего полёта.
В США предоставление услуг аэротакси и воздушного чартера регламентируется статьёй FAR 135[4], которая гораздо мягче, чем FAR 121[5], которой регламентируются все остальные услуги воздушного транспорта.
20 ноября 1958 года была открыта первая в СССР регулярная туристическая вертолетная линия Симферополь-Ялта[6], ориентированная прежде всего на отдыхающих. Обслуживали линию вертолеты Ми-4П. Полет длился 25 минут. Маршрут периодически закрывался и открывался вновь, на момент 2013 года он осуществлялся[7].
В Москве столичными властями планировалось широко распространить деятельность воздушного такси. Однако в настоящий момент такие средства перевозок пассажиров работают только между аэропортами, крупными транспортными узлами и крупными областными центрами. Деятельность воздушного такси на территории Москвы ограничена, полеты в воздушном пространстве внутри МКАДа запрещены федеральным законодательством, возможность их использования предусмотрена лишь для государственных спецслужб. Существующие аэротакси летают над воздушным пространством вне МКАДа.
В Санкт-Петербурге законодательного запрета на полёты над городом, аналогичного московскому нет, заявлено, что маршруты для пролёта над городом, как правило, пролагаются над руслом реки Нева.
Самолёты
Вертолёты
Авиатакси декстер, авиатакси в уфе.
Тай Трухильо, Файл:Handwork.JPG, Файл:И. И. Горшков.jpg, Файл:Miss USA 2004 rehearsals 1.jpg, Ичкинский сельсовет.