Автобетоносмеси́тель (АБС, бетономеша́лка, миксер) — грузовой автомобиль, оборудованный вращающейся ёмкостью для перевозки бетона.
АБС являются подвидом бетоносмесителей, которые также бывают:
Кроме того, выделяются следующие классификации АБС:
Использование специализированного транспорта для перевозки бетонной смеси обусловлено п. 7.2. ГОСТ 7473-94 «Смеси бетонные. Технические условия»: «Применяемые способы транспортирования бетонных смесей должны исключать возможность попадания в них атмосферных осадков, нарушения однородности, потери цементного раствора, а также обеспечивать предохранение смеси в пути от воздействия ветра и солнечных лучей.»
Сохранность и однородность бетонной смеси при транспортировке обеспечивается вращением барабана.[1] Внутри барабана находятся спиральные лезвия. При вращении в одном направлении (при загрузке и транспортировке) лезвия загоняют смесь глубже в барабан. При вращении в другом направлении (при разгрузке) используется механизм Винт Архимеда, с помощью которого смесь выгружается.
Приготовление бетонной смеси возможно непосредственно в автобетоносмесителе при транспортировке, когда в барабан загружаются цемент, вода и заполнители.[1] В российской практике бетонирования более распространена схема транспортировки готовой бетонной смеси, замешанной на заводе.
Всего в России 3 производителя АБС:
Еще 1 российский производитель остановил производство АБС после 2009 года[3]:
Доля импортных поставок за последние годы существенно упала (по итогам 2007 года - суммарно 30%[4], по итогам 2010 года - 10%[2]). Среди импорта наибольшей популярностью пользуется продукция:
После повышения таможенных пошлин существенно снизилась доля подержанных автомобилей в структуре импорта (2010 год: 87% зарубежной техники ввозится новой, 13% — бывшей в употреблении, 2007 год: 22%[3] и 78%[4]).
Российскими производителями поставляются на рынок АБС объемом 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 м3.[4]
Наиболее востребованным является АБС объемом 7м3 (57% поставленной техники).[3]
Следующие по популярности: АБС объемом 9 м3 (17%) и 5 м3 (15%).[3]
За рубежом наиболее популярным объемом является 6 м3 (~8 кубических ярдов).[1]
Наиболее популярным шасси является российское шасси производства КамАЗ.[4] Другими российскими шасси, используемыми для производстве АБС, являются ЗИЛ, Урал, и Амур (бывший ЗИЛ-130). Также на российском рынке представлен широкий спектр АБС на импортных шасси:
В таблице представлены данные, оборудованием каких производителей пользуются ведущие производители бетона Московского региона.[5]
Производитель бетона | Барабан АБС | Шасси АБС |
---|---|---|
ЗАО "Фирма «Бетон» | Tigarbo | КамАЗ |
ООО «ДС-Бетон» | - | КамАЗ |
ООО «Бетонный завод 222» | Tigarbo | КамАЗ |
ОАО "Комбинат «Мосинжбетон» | Cifa | Volvo, Ford |
ОАО «Евробетон» | Liebherr | Mercedes-Benz |
ООО «Стройхолдинг 2000» | - | КамАЗ |
ОАО «Объединение 45» | Liebherr | Volvo |
ООО «ПКФ Стройбетон» | Liebherr | MAN |
ООО «СК Стройпаритет» | ТЗА | КамАЗ |
ООО "Компания «Трак» | - | КамАЗ |
ООО «Стройинжбетон» | Tigarbo | Ford |
ООО «Бельведер» | Tigarbo | КамАЗ |
ЗАО «МонАрх и Б» | Tigarbo, Schwing Stetter | КамАЗ, Mercedes-Benz |
ЗАО «Домостроительный комбинат № 7» | - | Scania |
ООО "Торговый дом «ОРЕСКО» | Liebherr | Volvo |
Автобетоносмеситель.