Авторулево́й — прибор, который предназначен для автоматического управления рулевым приводом какого-либо судна и удерживающий корабль на заданном курсе[1].
Авторулевой представляет собой основную часть той системы, которая автоматически регулирует курс корабля[2].
Авторулевой может производить повороты и изменения курса корабля на заданную ему величину. Как только от датчика авторулевого поступает сигнал, рулевой привод перекладывает руль на заданный угол в сторону, которая противоположна уходу корабля с курса. Как только начинает возвращаться на прежний курс, авторулевой отводит руль, а потом, удерживая его, перелокладывает руль в сторону, противоположную прежней стороне. Автоматический режим — основной режим работы авторулевого[1].
В нормальных условиях плавания корабль обычно «рыскает» в правую и левую стороны на одинаковое число градусов. Зато в других условиях плавания есть случаи несимметричного «рысканья». Например, когда шторм и качка на волнении, и когда корабль непрерывно «рыскает» в правую и левую стороны на одинаковое число градусов, авторулевой имеет на этот случай регулировку его чувствительности для того, чобы изменить курса от «рысканья». Эта регулировка позволяет кораблю в шторм делать небольшие отклонения от заданного курса. Наиболее распространён такой тип авторулевого, который устанавливается на судах, имеющих средний и крупного тоннаж. Этот тип называется автоматическим бесконтактным рулевым (АБР). Основной прибор такого авторулевого — пульт управления — устанавливают в рулевой рубке[1].
Авторулевой на катер, авторулевой аист техническое описание, авторулевой для румпеля, авторулевой зубатка.
Категория:Художники по городам России, Роберт Ковингтон, Категория:Директора Сибирского химического комбината, Иоаннидис, Эвангелос, Файл:Blaulicht.gif.