Адам Смит | |
Adam Smith | |
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Научная сфера: | |
Место работы: | |
Альма-матер: | |
Научный руководитель: | |
Известен как: |
один из основоположников современной экономической теории |
Подпись |
Ада́м Смит (англ. Adam Smith); крещён и возможно родился 5 июня (16 июня) 1723, Керколди, Шотландия, Великобритания — 17 июля 1790, Эдинбург, Шотландия, Великобритания) — шотландский экономист, философ-этик; один из основоположников современной экономической теории.
Содержание |
Согласно Уолтеру Бэджготу (английскому экономисту и публицисту конца XIX века), «книги [Адама Смита] едва ли можно понять, если не иметь представления о нём как о человеке»[1]. В 1948 году, согласно Александру Грею, «кажется странной наша плохая осведомлённость о подробностях его жизни… Его биограф почти поневоле вынужден восполнять недостаток материала тем, что он пишет не столько биографию Адама Смита, сколько историю его времени»[2].
Научной капитальной биографии Адама Смита до сих пор не существует[3][4].
Адам Смит родился в июне 1723 (точная дата его рождения неизвестна) и крещен 5 июня в городке Керколди в шотландском округе Файф в семье таможенного чиновника. Его отец, которого также звали Адам Смит, умер за 2 месяца до рождения сына[5]. В возрасте 4 лет он был похищен цыганами, но быстро спасен его дядей и возвращен матери[6]. Предполагается, что Адам был единственным ребенком в семье, так как нигде не найдено записей о его братьях и сестрах. Считается, что в Керколди была хорошая школа, и Адама с детства окружали книги[3][4].
В возрасте 14 лет поступил в Университет Глазго, где два года изучал этические основы философии под руководством Фрэнсиса Хатчесона[7]. На первом курсе он изучал логику (что было обязательным требованием), далее перешёл в класс нравственной философии; изучал древние языки (особенно древнегреческий), математику, астрономию, имел репутацию странного (могущего среди шумной компании вдруг глубоко задуматься), но умного человека[3][4]. В 1740 году он поступил в Бейллиол-Колледж в Оксфорде, получив на продолжение образования стипендию[3][4], и закончил обучение в нём в 1746. Смит критически отзывался о качестве обучения в Оксфорде, написав в «Богатстве народов», что «В Оскфордском университете большинство профессоров в течение уже многих лет совсем отказалось даже от видимости преподавания»[3][4][6][8][9][10] В университете он часто болел, много читал, но ещё не проявлял интереса к экономике[3][4].
Летом 1746 года после восстания сторонников Стюартов он уехал в Керколди, где два года занимался самообразованием[3][4].
В 1748 году Смит начал читать лекции в Эдинбурге под покровительством лорда Кэймса (Генри Хьюма), с которым познакомился во время одной из поездок в Эдинбург. Изначально это были лекции по английской литературе, позднее — по естественному праву (включавшему юриспруденцию, политические учения, социологию и экономику)[3][4]. Именно подготовка лекций для студентов этого университета и стала толчком к формулировке Адамом Смитом его представлений о проблемах экономики. Идеи экономического либерализма он стал высказывать, предположительно, в 1750—1751 годах[3][4].
Основой научной теории Адама Смита было стремление взглянуть на человека с трех сторон:
Адам читал лекции по риторике, искусству написания писем и позднее по предмету «достижение богатства», где он впервые детально изложил экономическую философию «очевидной и простой системы природной свободы», что нашло отражение в его самой известной работе «Исследование о природе и причинах богатства народов».
Около 1750 года Адам Смит познакомился с Дэвидом Юмом, который был старше его почти на десятилетие. Сходство их взглядов, отраженных в их трудах по истории, политике, философии, экономике и религии, показывает, что вместе они формировали интеллектуальный альянс, игравший важную роль в период возникновения так называемого Шотландского просвещения.
В 1751 году Смит был назначен профессором логики в Университете Глазго. Смит читал лекции по этике, риторике, юриспруденции и политической экономии. В 1759 году Смит опубликовал статью «Теория нравственных чувств», включающую в себя материалы из его лекций. В этой статье Смит обсудил стандарты этического поведения, которые поддерживают общество в состоянии стабильности (а именно против христианской морали, основанной на страхе перед карой и обещаниями рая), предложил «принцип симпатии» (согласно которому стоило ставить себя на место другого человека, чтобы лучше понимать его), а также высказал идеи равенства, согласно которым принципы морали должны применяться одинаково ко всем[3][4].
В Глазго Смит жил 13 лет, регулярно уезжая на 2-3 месяца в Эдинбург; здесь он пользовался уважением, завёл себе круг друзей, вёл образ жизни клубного человека-холостяка[3][4].
Сохранились сведения, что Адам Смит дважды, в Эдинбурге и в Глазго, едва не женился, но по каким-то причинам этого не произошло. Ни в воспоминаниях современников, ни в его переписке не сохранилось доказательств того, что это всерьёз затронуло бы его. Смит жил с матерью (которую пережил на 6 лет) и незамужней кузиной (умершей за два года до него). Один из современников, посетивших дом Смита, сделал запись, согласно которой в доме подавалась национальная шотландская пища, соблюдались шотландские обычаи. Смит ценил народные песни, танцы и стихи, один из его последних книжных заказов — несколько экземпляров первого вышедшего тома стихов Роберта Бёрнса (который сам высоко ценил Смита, и неоднократно ссылался на его работы в своей переписке). Несмотря на то, что шотландская мораль не поощряла театр, сам Смит любил его, особенно французский театр[3][4].
Источником информации о развитии идей Смита являются записи лекций Смита, сделанные предположительно в 1762-63 годах одним из его студентов и найденные экономистом Эдваном Кэннаном. Согласно лекциям, курс нравственной философии в исполнении Смита к тому моменту являлся скорее курсом социологии и политической экономии; высказывались материалистические идеи, а также начала идей, получивших развитие в «Богатстве народов». К другим источникам относятся найденные в 1930-х годах наброски первых глав «Богатства»; они датируются 1763 годом. В этих набросках содержатся идеи о роли разделения труда, понятия производительного и непроизводительного труда, и так далее; критикуется меркантилизм и даётся обоснование Laissez-faire[3][4].
В 1763-66 годах Смит прожил во Франции, будучи воспитателем герцога Баклю. Данное наставничество сильно улучшило его положение: он должен был получать не только жалованье, но и пенсию, что в дальнейшем позволило ему не возвращаться в Глазговский университет и работать над книгой[3][4]. В Париже он присутствовал в «антресольном клубе» герцога Кенэ, то есть лично познакомился с идеями физиократов; впрочем, по свидетельствам, на этих собраниях он больше слушал, нежели говорил. Однако, учёный и писатель Аббат Морелье в своих мемуарах говорил, что талант Смита ценился месье Торго; он неоднократно беседовал со Смитом о теории торговли, банках, государственном кредите и других вопросах «большого сочинения, которое он замышлял»[11]. Из переписки известно, что Смит общался также с д’Аламбером и бароном Гольбахом, кроме того, он был введён в салон мадам Жоффрен, мадемуазель Леспинасс, бывал у Гельвеция[3][4].
До поездки в Париж (с декабря 1765 года по октябрь 1766 года) Смит и Баклю полтора года жили в Тулузе, и несколько месяцев — в Женеве. Здесь Смит посетил Вольтера в его женевском поместье[3][4].
Вопрос влияния физиократов на Смита является дискуссионным; Дюпон де Немур считал, что главные идеи «Богатства народов» были заимствованы, и поэтому находка профессором Кэннаном лекций глазговского студента была крайне важна как доказательство того, что основные идеи уже сложились у Смита ещё до французской поездки[3][4].
После возвращения из Франции Смит полгода прожил в Лондоне в качестве неофициального эксперта при министре финансов, а с весны 1767 года он шесть лет безвылазно прожил в Керколди, работая над книгой. Он жаловался, что напряжённая однообразная работа подрывает его здоровье, и в 1773 году, уезжая в Лондон, даже счёл нужным оформить права на книгу в качестве наследства для Юма в случае его смерти. Сам он считал, что едет в Лондон с готовой рукописью, однако на самом деле в Лондоне ему потребовалось три года на доработку, дополнительное чтение и изучение статистических отчётов. При этом книгу он не писал сам, а диктовал писцу, после чего правил и обрабатывал рукопись и давал переписывать её набело. Частью доработки являлось включение в книгу некоторой информации вместо ссылок на другие публикации других авторов[3][4].
Известность Смит получил после публикации книги «Исследование о природе и причинах богатства народов» в 1776 году. Книга в деталях описывает последствия экономической свободы. В книгу включены обсуждения таких концепций, как laissez-faire (принцип невмешательства), роль эгоизма, разделение труда, функции рынка и международное значение свободной экономики. Богатство народов открыло экономику как науку, запустив доктрину свободного предпринимательства.
В 1778 году Смит был назначен главой таможенного управления Эдинбурга, Шотландия. Он получал оклад в 600 фунтов стерлингов, вёл скромный образ жизни в съёмной квартире, тратил деньги на благотворительность; единственной его ценностью была его библиотека. К работе он относился серьёзно, что мешало научной деятельности; первоначально, впрочем, он планировал написать третью книгу, всеобщую историю культуры и науки. После его смерти были найдены и опубликованы заметки об истории астрономии и философии, а также об изящных искусствах. При жизни Смита «Теория нравственных чувств» была издана 6 раз, а «Богатство народов» — 5 раз; третье издание «Богатства» было значительно дополнено, была включена глава «Заключение о меркантилистической системе». В Эдинбурге у Смита был свой клуб, по воскресеньям он устраивал ужины для друзей, бывал, среди прочих, у княгини Воронцовой-Дашковой[3][4]. В Эдинбурге Смит умер после продолжительной болезни 17 июля 1790 года.
Внешне Адам Смит был чуть выше среднего роста; у лица были правильные черты. Глаза — серо-голубые, крупный прямой нос, прямая фигура. Он одевался, не привлекая внимания, носил парик, любил ходить с бамбуковой тростью на плече, иногда говорил сам с собой[3][4].
Развитие промышленного производства в XVIII веке привело к росту общественного разделения труда, что потребовало увеличения роли торговли и денежного обращения. Складывавшаяся практика вступала в противоречие с господствовавшими представлениями и традициями в экономической сфере. Возникла необходимость пересмотра существовавших экономических теорий. Материализм Смита позволил ему сформулировать идею объективности экономических законов.[12]
Смит изложил логичную систему, которая объяснила работу свободного рынка на базе внутренних экономических механизмов, а не внешнего политического управления. Этот подход до сих пор является основой экономического образования.
Смит сформулировал концепции «экономического человека» и «естественного порядка». Смит считал, что человек является основой всего общества, и исследовал поведение человека с его мотивами и стремлением к личной выгоде. Естественный порядок в представлении Смита — это рыночные отношения, в которых каждый человек основывает своё поведение на личных и корыстных интересах, сумма которых и образует интересы общества. В представлении Смита, такой порядок обеспечивает богатство, благополучие и развитие как отдельного человека, так и общества в целом.[12]
Для существования естественного порядка требуется «система естественной свободы», основу которой Смит видел в частной собственности.
Самый известный афоризм Смита — «невидимая рука рынка» — фраза, которую он использовал для демонстрации автономности и самодостаточности системы, основанной на эгоизме, который выступает эффективным рычагом при распределении ресурсов. Суть её в том, что собственная выгода достижима лишь через удовлетворение чьей-то потребности. Таким образом производителей рынок «подталкивает» к реализации интересов других людей, а всех вместе к росту богатства всего общества. Ресурсы же при этом под воздействием «сигнальной системы» прибыли перемещаются через систему спроса и предложения в те сферы, где их использование наиболее эффективно.
Работы Смита были наиболее влиятельны в Англии и Франции. Однако, в Англии крупные и самостоятельные мыслители, до Рикардо, Смита не поддерживали; первыми критиками Смита стали люди, выражающие интересы землевладельцев, среди которых самыми важными являются Мальтус и граф Лодердейл. Во Франции поздние физиократы встретили было учение Смита холодно, но в первые годы XIX века Жермен Гарнье сделал первый полноценный перевод «Богатства народов» и опубликовал его со своими комментариями. В 1803 Сэй и Симонди опубликовали книги, в которых выступили преимущественно последователями Смита[3][4].
Согласно некоторым сведениям, в Испании книга Смита изначально была запрещена инквизицией. В Германии профессора-камералисты изначально не хотели признавать идеи Смита, но позднее в Пруссии либерально-буржуазные реформы проводились последователями Смита[3][4].
Учитывая то, что в книге Смита излагались порой противоположные концепции, довольно многие люди могли объявлять себя его последователями[3][4].
В ходе следствия по делу декабристов мятежникам задавался вопрос об источниках их мыслей; имя Смита фигурировало в ответах несколько раз[3][4].
В 2009 году в голосовании шотландского телеканала STV был назван среди величайших шотландцев всех времён[13]. В 2005 году «Богатство народов» было включено в список 100 лучших шотландских книг[14]. Маргарет Тэтчер утверждала, что носила экземпляр этой книги с собой[15].
Смит в Великобритании был увековечен на банкнотах двух разных банков: его портрет появился в 1981 году на облигации в 50 фунтов стерлингов, выпущенной Банком Клайдсдейл в Шотландии[16][17], а в марте 2007 года Смит попал на новую серию в 20 фунтов, выпущенных банком Англии, что сделало его первым шотландцем, изображённым на английской банкноте[18].
Крупный памятник Смиту авторства Александра Стоддарта был открыт 4 июля 2008 года в Эдинбурге. Он 3 метра в высоту, сделан из бронзы и расположен на пощади Парламента[19]. Скульптор XX века Джим Сэнборн создал несколько памятников работам Смита: в Центральном университете штата Коннектикут расположен «оборотный капитал», высокий цилиндр, в нижней половине которого расположена выписка из «Богатства народов», а в верхней части — тот же текст в двоичном коде[20]. В Университете Северной Каролины в Шарлотте расположен «волчок Адама Смита»[21][22], и ещё один памятник Смиту стоит в Клевлендском университете[23] .
Адам Смит.