Александр Аскольдов | |
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: | |
Гражданство: | |
Профессия: |
Александр Яковлевич Аскольдов (17 июня 1932[1], Москва) — советский и российский кинорежиссёр.
Родился в 1932 году в Москве. Детство провел в Киеве, где в 1937 году был арестован его отец, Аскольдов (Калманович) Яков Лазаревич (1893, Слуцк — 1937) — крупный советский хозяйственник. Впоследствии с матерью, подругой Е. Фурцевой, вернулись в Москву.
В 1955 году окончил филологический факультет МГУ[1]. В 1958 году — аспирантуру Литературного института им. Горького[1]. Известен как один из исследователей творчества Михаила Булгакова. Работал в аппарате Министерства культуры СССР помощником министра культуры Екатерины Фурцевой, затем членом сценарно-редакционной коллегии Госкино СССР.
В 1966 году поступил на Высшие режиссёрские курсы. В 1967 году в качестве дипломной работы снял картину «Комиссар» по мотивам рассказа Василия Гроссмана «В городе Бердичеве».[2] Фильм был запрещён для показа более 20 лет. За свою картину Аскольдов подвергся преследованиям: его уволили со студии с формулировкой в трудовой книжке «профессионально непригоден», а позже, во время работы художественным руководителем киноконцертного зала «Россия», исключили из партии.
В последующие годы Аскольдов сделал несколько документальных фильмов о КАМАЗе.
Картину «Комиссар» собирались уничтожить, но осталась одна копия, которую сам режиссёр, по его словам, тайно вынес из монтажной и тем спас от уничтожения. И в 1987 году, во время проведения московского международного фестиваля, по инициативе конфликтной комиссии СК СССР, состоялось возвращение фильма на экраны страны.[3]
В 1981—1985 годах работал директором и художественным руководителем киноконцертного зала «Россия».
В последние годы преподаёт в киношколах Германии, Швеции и Англии. Издал несколько книг.
Александр Аскольдов.