Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Анахарсис Клоотс

Клоотс Анахарсис
de Cloots
Имя при рождении:

Жан Баптист du Val de Grâce [Gnadenthal], барон de Cloots

Род деятельности:

Деятель французской революции

Дата рождения:

24 июня 1755(1755-06-24)

Место рождения:

замок Гнаденталь, близ Клеве, Пруссия

Гражданство:

 Франция

Дата смерти:

24 марта 1794(1794-03-24) (38 лет)

Место смерти:

Париж

Клоотс (Cloots) Анахарсис (настоящее имя Жан Батист, имя Анахарсис принял, увлекшись идеями античности) (24.6.1755, замок Гнаденталь, близ Клеве, — 24.3.1794, Париж), политический деятель и революционер времен Великой французской революции; философ-просветитель, активный и страстный публицист. Имел титул прусского барона.

Содержание

Происхождение и жизнь в годы, предшествовавшие Французской революции

Отец Жана Батиста, барон Томас Франсуа Клоотс, родом из голландской купеческой семьи, был принуждён покинуть протестантские Нидерланды из-за преследований католиков, к числу которых принадлежал и перебраться в Пруссию, где сумел сделать прекрасную карьеру, получив чин тайного советника при прусском короле. Клоотс-младший с самого детства получил французское воспитание (провинция Клеве в то время было слабо онемечена), и даже немецкий язык знал не слишком хорошо. Семи лет Жана Батиста отдали в духовную школу в Брюсселе, затем в иезуитский колледж в Монсе, после которого он шесть лет учился в колледже Plessis-Sorbonne, откуда отец перевел его в Военную Академию в Берлине, казарменным духом которой Клоотс-младший очень тяготился. После смерти отца, унаследовав его крупное состояние Клоотс в 1776 приехал в Париж, где сблизился с энциклопедистами, посещал Вольтера, Руссо, познакомился с Лафайетом, Франклином, Мабли, Бальи и т. д.; развивал пантеистические идеи связывая их с активной антицерковной позицией. После трех лет пребывания в Париже несколько раз путешествует по Европе, из последней поездки, в Испанию, Клоотс возвратился уже в разгар революции, в июле 1789 года.

Деятельность во время революции

С 1789 Клоотс состоял в Якобинском клубе. В годы революции принял французское гражданство, был избран в Конвент (1792) от департамента Уазз. В 1790 году трижды выступал в Якобинском клубе по различным вопросам. В первые три года Революции Клоотс чаще всего печатался в «Chronique de Paris». Кроме того, он публиковался в «Монитере», во «Всеобщей газете» Бриссо, в журнале Камилла Демулена («Revolution de France et de Brabant»), в «Патриотических анналах». Затем Клоотс выпустил ряд небольших брошюр на злободневные темы (в 1790 г. — 4, в 1791 г. — 2, в 1792 г. — 12,.в 1793 г. —9). Во всех этих брошюрах заметна быстро усиливающаяся радикализация автора от деизма — к атеизму и от либерального монархизма — к крайне левым по тому времени взглядам. Главной целью революции Клоотс считал создание «всемирной республики». В 1790 г. он возглавил делегацию в Национальное собрание из представителей различных народов, примкнувших к революции. Как глава делегации, он заявил, что французская революция есть только начало революции всемирной, что стало главной "агитационно-пропагандистской" темой в его статьях, речах и выступлениях. Для осуществления этого замысла «оратор рода человеческого» (как Клоотс часто называл себя) требовал (с декабря 1791) объявления войны европейским державам, а после её начала — продолжения войны вплоть до создания «всемирного союза республик», столицей которого должен был, по его мнению, стать Париж. В 1792 г. пожертвовал на всеобщее вооружение Франции 12000 франков. Подобный авантюризм и космополитизм крайне негативно враждебно был принят М. Робеспьером и другими якобинцами. С 1793 Клоотс ратовал за насильственную "дехристианизацию", называя себя личным врагом Христа и всякой религии, доказывал в своих литературных произведениях, что только народ может быть господином мира, что только глупцы могут верить в высшее существо, культ которого пытались организовать сторонники Робеспьера. Клоотс поддерживал замену католичества культом Разума, полагая, что народ отныне готов более не верить «поповским фокусам» и обратиться к «истинной морали».

Во время процесса Людовика XVI Клоотс голосовал за казнь бывшего короля «во имя человечества».

В декабре 1793 исключен из Якобинского клуба, а весной 1794 г., после принятия решения об исключении иностранцев из Конвента, арестован и привлечен к суду. Когда Клоотса везли к зданию Революционного трибунала, толпа провожала его криком: «Пруссака на гильотину!». Он отвечал: «Пусть на гильотину, но признайте, граждане, ведь странно, что человек, которого сожгли бы в Риме, повесили в Лондоне, колесовали в Вене, будет гильотинирован в Париже, где восторжествовала республика».

В обвинительном заключении ему вменялось в вину намерение восстановить монархию и даже «открыть двери тюрем и направить освобожденных преступников против Конвента, уничтожить республику путем разжигания гражданской войны, клеветы, возбуждения мятежей, порчи нравов, подрыва общественных принципов, удушения революции голодом».

Клоотс был казнён вместе с эбертистами по обвинению в шпионаже, на деле же за пропаганду идей революционной войны и «всемирного союза республик», проведение в жизнь которых однозначным образом вело Францию к войне со всей Европой, что в любом случае хотели избежать Робеспьер и его сторонники, выступающие за налаживание мирных отношений с иностранными державами, а не «освобождение» их путем внешней интервенции, так что пропаганду Клоотса робеспьеристы воспринимали, как попытку втянуть Францию в гибельную для неё войну, прикрываемую крайне революционными призывами, что казалось им несомненным признаком «аристократизма» (то есть контрреволюции, так как в то время под «аристократами» понимали всех противников революции и республики независимо от происхождения).

Крупнейшие литературные и публицистические работы Клоотса

Подпись Анахарсиса Клоотса
  • «Certitudes des preuves du Mohammédanisme» (Лондон, 1780)
  • «L’orateur du genre humain ou dépèches du prussien Cloots au prussien Herzberg» (1791)
  • «Base constitutionelle de la république du genre humain» (1793)

Литература и ссылки

  • Виноградская П. доклад «Анахарзис Клоотс» в «Вестнике коммунистической Академии» от 1929 г. (кн. 33)С.200-225
  • При написании статьи использовался материал из Большой Советской и Советской исторической энциклопедий.
  • При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
  • Клоотс А. Конституционные основы республики человеческого рода
  • Клоотс А. Речь в Конвенте 27 брюмера II года
  • Клоотс в процессе над Людовиком XVI


Анахарсис Клоотс.

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93