Апокалипсис | |
Apocalypto | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Продюсер | |
Автор сценария |
|
В главных ролях |
Руди Янблад |
Оператор | |
Композитор | |
Кинокомпания | |
Длительность |
139 мин. |
Бюджет | |
Сборы | |
Страна | |
Язык | |
Год | |
IMDb |
ID 0472043 |
«Апокалипсис» [2](англ. Apocalypto от греч. αποκαλύπτω — открывать, обнаруживать; разоблачать) — фильм Мела Гибсона, вышедший в 2006 году. Действие фильма происходит в Юкатане начала XVI века, на закате доколумбовой эпохи. Все диалоги в фильме — на языке майя.
Содержание |
На небольшую деревню майя, расположенную в джунглях, где живёт племя молодого охотника по имени Лапа Ягуара, нападают враги. Лапа Ягуара успевает спрятать свою беременную жену Семёрку и малолетнего сына, спустив их по верёвке в глубокую яму (сенот). Захватчики разоряют деревню и уводят оставшихся в живых в плен. На обратном пути они встречают больную девочку, которая со злобой предрекает им смерть и гибель их мира. Пленников приводят в город майя, где женщин продают в рабство, а мужчин собираются принести в жертву.
На пирамиде, вокруг которой собрались толпы городских жителей, жрецы приносят пленников в жертву богу Кукулькану. Жертвам распарывают грудь, вынимая ещё бьющееся сердце, а затем отрубают голову и сбрасывают брызжущее кровью тело по ступеням пирамиды. Когда наступает очередь Лапы Ягуара, начинается солнечное затмение, приводящее жителей в замешательство. Верховный жрец, зная о природе явления, сообщает жителям, что Кукулькан вполне удовлетворён жертвами, и солнце сейчас вернётся. Через несколько минут солнце возвращается, жители приходят в религиозный восторг. Верховный жрец приказывает захватчикам избавиться от пленных.
Лапу Ягуара и его оставшихся в живых соплемеников приводят на поле, за которым начинаются заросли. Захватчики отпускают их парами, приказывая бежать через поле и мечут в бегущих копья и камни, стреляют из луков. Добежавший до конца поля может скрыться дальше в джунглях. Раненый Лапа Ягуара убивает сына предводителя группы преследователей, который добивал поверженных беглецов, и скрывается в зарослях. За ним начинается бешеная погоня. В джунглях один за другим преследователи гибнут при обстоятельствах, которые им ранее предрекла больная девочка.
Тем временем начавшийся дождь затапливает яму, в которой скрывается жена Лапы Ягуара. У неё происходят роды и на свет появляется малыш. Возникает опасность гибели всей семьи в результате затопления. Только Лапа Ягуара может спасти семью.
Погоня за Лапой Ягуара продолжается. Двое оставшихся в живых преследователей в конце концов настигают Лапу Ягуара на берегу моря. Измождённый охотник падает на колени. Приблизившиеся преследователи устремляют свои взоры в море и останавливаются как вкопанные. То, что они видят, потрясает их настолько, что они забывают о своей жертве. Перед ними — огромные парусные корабли конкистадоров и направляющиеся к берегу шлюпки с вооружёнными воинами и миссионерами. Поражённые увиденным, преследователи уже не обращают внимания на Лапу Ягуара. Воспользовавшись моментом, он убегает от них и возвращается в деревню, где освобождает из ямы свою жену и детей. Он уводит семью в джунгли, чтобы основать новое стойбище и продолжить род, справедливо полагая, что конкистадоры, как и майя, ничего хорошего не принесут.
|
|
Картина вызвала критику со стороны ряда учёных-майянистов и археологов, считающих, что общество майя представлено режиссёром как исключительно жестокое[3][4][5]. Помимо прочего, критики выражали мнение, что древние майя изображены «кровожадными дикарями», при этом не было уделено должное внимание их достижениям в области математики и астрономии. Кроме того, некоторыми историками и представителями индейских общин были высказаны обвинения в искажении исторических фактов и расизме.
Представители индейских общин майя подали жалобу в комиссию по правам человека мексиканского штата Юкатан. По их мнению, картина является «дискриминационной и очерняющей историю и культуру майя». Как указывается в жалобе со ссылками на исторические труды, человеческие жертвоприношения были очень редки у майя и практиковались в эпизодических случаях. В жалобе также выражается недовольство тем, что испанские конкистадоры представлены как спасители: «именно эти „носители порядка“ огнём и мечом уничтожали храмы и хранилища рукописей, разрушали города, бросали в пламя костров всех несогласных принимать христианство и превратили свободный народ в рабов». Индейские вожди также считают, что в фильме неверно показаны исторические детали: «Режиссёру следовало бы знать, что майя никогда не прокалывали ни носов, ни губ, ни щёк для украшения себя золотыми стержнями, деревом или серебряной проволокой». Несмотря на протесты старейшин, «Апокалипсис» вышел в мексиканском прокате[6].
На сайте Rotten Tomatoes положительными оказались 64 % рецензий кинокритиков[7]. На Metacritic средний рейтинг фильма составляет 68 баллов из 100 на основе 37 обзоров[8].
Апокалипто.