Статья по тематике |
Риг · Яджур · Сама · Атхарва |
Айтарея · Брихадараньяка · Иша · Тайттирия · Чхандогья · Кена · Мундака · Мандукья · Катха · Прашна · Шветашватара |
Бхагавата · Брахмавайварта · Ваю · Вишну · Маркандея · Нарада · Падма |
Смрити · Шрути · Бхагавад-гита · Агама · Панчаратра · Тантры · Кавача · Сутры · Стотры · Дхарма-шастры · Дивья-прабандха · Теварам · Чайтанья-чаритамрита · Рамачаритаманаса · Йога-Васиштха |
Атха́рва-ве́да (санскр. अथर्ववेद) — священный текст индуизма, одна из Вед, обычно располагающаяся на четвёртом месте в их нумерации.
Согласно индуистской традиции, «Атхарва-веда» была в основном составлена двумя группами риши, известными как Бхригу и Ангирасы. Часть «Атхарва-веды» приписывается другим риши, таким как Каушика, Васиштха и Кашьяпа. Сохранились две редакции (шакхи) «Атхарва-веды», известные как Шаунакия (АВШ) и Пайппалада (АВП).
Содержание |
«Атхарва-веда» санскр. अथर्ववेद, atharvavéda IAST — сложное слово: अथर्वन् atharvan IAST — «древний риши», и वेद veda IAST — «знание».
Принадлежа к самому раннему, ведическому, периоду древнеиндийской литературы, этот памятник занимает особое место среди прочих Вед, отличаясь от них и по своему содержанию, и по тому ритуалу, который с ним связан. «Атхарва-веда» уникальна в том отношении, что отражает те стороны жизни древнейших индийцев, память о которых исчезла бы навсегда, не будь она зафиксирована в этой Веде.
Другие Веды обращены к богам, подвиги которых они восхваляют. Они представляют высокую, иератическую поэзию и могут лишь косвенно отразить интересы и потребности людей того времени. «Атхарва-веда» гораздо более непосредственно выражает нужды и желания ведийцев. В ее заговорах и заклинаниях человек предстаёт в интимных аспектах своего существования. Именно из «Атхарва-веды» мы узнаем о нем такие бытовые подробности, которые по своей малости не могли бы найти места в иератических гимнах. В Атхарваведе речь идёт обычно не о богах и мифах, а о человеке, его общественной и личной жизни, его болезнях и страхах и т. п. Это своего рода энциклопедия быта ведийских племён, из которой можно почерпнуть сведения и о помазании царя на царство, и о свадьбе или похоронах, и о постройке хижины, и о лечении больных.
Несомненно принадлежа к ядру ведических писаний, Атхарваведа в некотором роде также представляет собой и независимую традицию, параллельную Ригведе и Яджурведе.
Тексты джайнизма и буддизма более враждебны к Атхарваведе, чем к другим индуистским текстам (называя её Аггавана(Aggvāna IAST)-ведой или Ахавана(Ahavāna IAST)-ведой). Они даже называют её неарийской Ведой, которую в Пайппаладе (paippalāda IAST) придумали для человеческих жертвоприношений. Индуистские тексты также принимают жёсткую позицию, встречаются запреты на упоминание текстов атхарванов (Atharvān IAST) в контексте ведической литературы, хотя некоторые полагают, что причина этого — то, что Атхарваведа по времени идёт последней. Сами по себе Атхарван-паришиштхас (Pariśiśhthas IAST — дополнения) утверждают, что специальных жрецов школ Мауда (Mauda IAST) и Джалада (Jalada IAST) следует избегать. Утверждается даже, что женщины, связанные с атхарванами (Atharvān IAST), могут страдать от абортов.
«Чаранавьюха», автором которой принято считать Шаунаку, перечисляет девять шакх, или школ, «Атхарва-веды»:
Из них сохранились только редакции Шаунакия (АВШ) и Пайппалада (АВП). Главный текст Пайппалады считается более древним, чем главный текст Шаунакии, но оба они содержат также и поздние добавления и изменения. Часто порядок стихов в соответствующих гимнах разнится, иногда в гимнах встречаются стихи, которых нет в другой редакции. Те места, где обе сходятся, скорее всего, восходят к оригинальной версии.
Также в «Вишну-пуране» и «Ваю-пуране» можно найти несколько более древних школ, не перечисленных в «Чаранавьюхе»:
По крайней мере некоторые из них развились в другие школы, упомянутые в списке Чаранавьюхи. Самхитавидхи, Шантикальпа и Накшатракальпа — это пять текстов «кальпа», добавленные к традиции Шаунакии и не образовавшие собственных отдельных школ.
Основываясь на тексте Пуран, мы можем предположить следующую историю развития редакций Атхарваведы:
vyāsa parāśarya IAST * | sumantu IAST | kabandha ātharvan-añgirasa IAST | +---- pathya IAST | | | +---- kumuda IAST | | | (?) | | +---- jalada IAST | +---- jājala IAST | +---- śaunakiya IAST | | | +---- babhravya IAST | | | +---- saindhavāyana IAST | | (?) | +---- munjakeśa IAST +---- devadarśa IAST | +---- mauda IAST +---- paippalāda IAST | | (?) | +---- stauda IAST +---- śaulkāyana IAST +---- brahmavada IAST | (?) +---- chāraṇavidyā IAST
Парасара — ведический риши, автор Вишну Пураны.
Существуют два главных общеведических текста, ассоциируемые с Атхарваведой: Вайтана-сутра (vaitāna sūtra IAST) и Каушика-сутра (kauśika sūtra IAST). Они служат той же цели, что и Видхана (vidhāna IAST) Ригведы.
С Атхарваведой ассоциируются несколько Упанишад, но они, скорее всего, являются более поздним добавлением к традиции. Важнейшие среди них — Мундака (munḍaka IAST и Прашна (praṣna IAST). Первая содержит важные отсылки к Шаунаке (Śaunaka IAST), основателю Шаунакия Шакхи, вторая ассоциируется с Пайппалада Шакхой.
Атхарваведа читать онлайн, атхарваведа том 1, атхарваведа на любовь.
Файл:Кран КБМ-401 на строительстве жилого дома Забалуева.JPG, Коронация византийского императора, Возвращение живых мертвецов 5: Рэйв из могилы, Портал:Железнодорожный транспорт/День/21 марта, Участник:Depoe.