Бабиновская дорога — дорога через Урал из Европейской России в Сибирь от Соли Камской до Верхотурья. Открыта в 1597 посадским человеком Соликамска Артемием Бабиновым и получила в честь него своё название. С 1598 года заменила Чердынскую дорогу.
Нулевым километром этой дороги считается Соборная колокольня в городе Соликамск.
Бабиновская дорога проходила «сухим путём» через реки Усолку, Сурмог, Яйву, Косьву, посёлок Растес, деревню Павдинскую, реки Мостовую, Туру.[1]
Содержание |
Строительство дороги началось в 1595 году и велось на протяжении двух лет. По царскому указу, в подчинение Артемию Бабинову было предоставлено два целовальника и сорок крестьян, в обязанности которых входила расчистка и обустройство дороги, прокладка мостов через встречавшиеся на пути реки. Протяженность дороги составила около 260 верст, что было примерно в восемь раз короче прежнего Вишеро-Лозьвинского пути. В 1597 году дорога дошла до вогульского поселения Нером-Кар, расположенного в верховье реки Туры. Годом позже на этом месте началось строительство города Верхотурье[2]. В этом же году были отправлены первые ссыльные в Сибирь — 50 угличан, обвинённых в убийстве царевича Дмитрия. Они были посланы на строительство и поселение в новый город Пелым.
Для защиты дороги были построены Растеский караул (в настоящее время не существует), Павдинский караул (посёлок Павда Ново-Лялинского городского округа ) Лялинский караул (село Караульское Ново-Лялинского городского округа ) от лялинских вогул, Кошайский караул (село Кошай Сосьвинского городского округа ) для защиты от сосьвинских вогул и крепость с таможней Верхотурье [3].
Будучи в четыреЧердынь, она сыграла важную роль в освоении Сибири. В течение двух столетий Бабиновская дорога была единственным маршрутом, соединявшим Европейскую часть России с Азией. По этой дороге доставляли царские указы, денежные средства, почту, по ней ехали посольские делегации и научные экспедиции. По ней русские крестьяне, населявшие Прикамье, отправлялись на поиски свободных земель.
раза короче использовавшейся ранее дороги, проходившей черезПосле открытия в 1735 году Сибирско-Московского тракта на Екатеринбург дорога утратила своё значение. В 1763 году была закрыта Верхотурская таможня и тракт был официально упразднён.[1]
Бывшая Бабиновская дорога местами неплохо сохранилась, кое-где полностью утрачены даже следы. Города Соликамск и Верхотурье во многом сохранили облик времён активной жизни дороги и имеют много памятников архитектуры 17-18 веков. Живописность окружающих гор Северного Урала пользуется большой популярностью у самодеятельных туристов.
Это заготовка статьи по истории России. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Бабиновская дорога.