Бел (др.-греч. Βῆλος) — персонаж древнегреческой мифологии, царь Египта[1], сын Посейдона и Ливии[2], брат-близнец Агенора[3]. Жену Бела звали Анхиноя или Сид (эпоним финикийского города Сидон). Дети-близнецы Египт (эпоним Древнего Египта) и Данай, через которых Бел стал предком многих царских домов Греции, Персии и Африки[4]. По Еврипиду, его детьми были также Кефей и Финей[5].
Первым стал воевать мечом[6].
По Диодору Сицилийскому[7], Бел основал колонию на реке Евфрат. Назначил священников-астрологов, которых вавилоняне называли халдеями, и которые как жрецы Египта были освобождены от налогообложения и других государственных обязанностей.
Содержание |
Был сыном Посейдона и Ливии[2] Возможно он же является Бусирисом, сыном Ливии, царём Верхнего Египта, убитым Гераклом.
По другим легендам — сын царя Египта Эпафа. Если Ливия тождественна Лисианассе, то видимо Бел —- это Бусирис, и является внуком Эпафа.
По Аполлодору, у Бела был брат-близнец Агенор. Бел правил Египтом, а Агенор правил Сидоном и Тиром в Финикии. Жена Бела Анхиноя, якобы дочь речного бога Нила[8], родила близнецов Египта и Даная. Египт стал править Египтом и Аравией, Данай правил Ливией. Еврипид называл сыновьями Бела также Кефея и Финея.
По Pherecydes[9], Бел имел дочь по имени Damno (Телефасса?). Она вышла замуж за Агенора (брата Бела, своего дядю) и родила Феникса — основателя финикийского царства, и двух дочерей Isaie и Melia, вышедших замуж за сыновей Бела (своих кузенов) — Египта и Даная.
По Гесиоду, Бел имел дочь Thronia, которая от Гермеса, родила Арабуса (по-видимому эпонима Аравии).[10]
Некоторые источники называют Бела отцом Ламии.[11]
Др.-греч. поэт Нонн Панополитанский в «Деяния Диониса»[12] называет Бела отцом пятерых сыновей: Phineus, Феникс, Агенор (идентифицирован как отец Кадма), Египт и Данай. Однако в другом месте Нонн[13] называет Phineus и Кадма братьями. Нонн называет Бела "Зевсом Ливии", ссылаясь на «новая речь Зевса Asbystes» оракула Зевса-Аммона в Asbystes (место в Ливии).
Павсаний писал следующее:
<Правитель> Мантикл построил мессенянам и храм Геракла; вне стен города воздвигнута статуя бога, так называемого Геракла-Мантикла, подобно тому как в Ливии он называется Аммон, а в Вавилоне – Бэл; последний получил свое имя от какого-то египтянина Бэла, сына Ливии, а Аммон – от имени пастуха, воздвигнувшего <этот храм>. Так, наконец, наступил конец блужданиям для бежавших мессенян.[14]
Эти слова связывают египетского Бела, сына Ливии, и основателя вавилонского храма Бела, с Зевсом-Белом - богом Мардуком.
Современные писатели предполагают возможную связь между Белом и Баалом. (Семитское "баал, ваал" означает "владыка, хозяин, бог"; божество или обожествление царя у северо-западных семитов).
Бел (сын Посейдона).