Буддизм |
Культура |
История |
Философия |
Люди |
Страны |
Школы |
Храмы |
Понятия |
Тексты |
Хронология |
Проект | Портал |
Буддийское искусство — историческое течение в искусстве, возникшее в Индии после жизни Сиддхартхи Гаутамы в VI—V веках до н. э. В результате контактов с разными азиатскими культурами, буддийское искусство эволюционировало и распространилось по всей Азии.
Буддийское искусство шло вслед за распространением и адаптацией дхармы, развиваясь в каждой новой буддийской стране. Северная ветвь буддийского искусства получила развитие в Центральной и Восточной Азии, в то время как Южная ветвь буддийского искусства процветала в Юго-Восточной Азии. До X века буддийское искусство Индии развивалось и процветало, влияя на формирование индуистского искусства, окончательно исчезнув, когда буддизм был практически уничтожен в Индии вследствие мусульманской агрессии и усиления индуизма.
Содержание |
В течение II и I веков до н. э. скульптура стала более явной, иллюстрирующей эпизоды из жизни и учения Будды. Эти иллюстрации приняли форму декоративных композиций в виде горизонтальной полосы или фризов, как правило, украшавших ступы. Хотя Индия имела богатую скульптурную и иконографическую традиции, Будда никогда не был изображён в человеческой форме, но только с помощью буддийской символики.
Этот период буддийского искусства называется аниконистическим и выражен нежеланием к антропоморфным представлениям Будды и сложным развитием аниконистических символов, позволяющих избежать представления Будды как человека (даже когда на сцене присутствуют другие человеческие фигуры). Эта тенденция сохранилась до конца II века н. э. в южной части Индии, в искусстве школы Амарвати. Утверждается, что антропоморфные изображения Будды, возможно, были сделаны из дерева и не сохранились до наших дней. Тем не менее, археологических доказательств этого не найдено.
Самые ранние произведения буддийского искусства в Индии датируются I веком до н. э. Это Храм Махабодхи в Бодхгае, ставший образцом для аналогичных построек в Бирме и Индонезии, а фрески на плато Сигирия, возможно, даже старше рисунков в Аджанте.
Антропоморфные изображения Будды начали появляться с I века нашей эры в Северной Индии. Двумя основными центрами буддийского искусства на тот момент являлись Гандхара в современной провинции Хайбер-Пахтунхва в Пакистане и область Матхура в центральной части Северной Индии.
Искусство Гандхары обогатело вследствие векового взаимодействия с греческой культурой. Из-за завоевания Северо-Западных княжеств Индии Александром Великим в 332 году до н. э. и последующего создания Греко-Бактрии и Индо-греческого царства появляется Греко-буддийское искусство. Буддийская скульптура Гандхары представляет греческое художественное влияние: школа скульптуры Гандхары переняла у эллинистической скульптуры такие элементы как волнистые волосы, драпировки, покрывающие оба плеча, туфли и сандалии, украшения листьями аканта и т. д.
Искусство Матхуры, как правило, основано на старой индийской традиции. Школа Матхуры изобрела следующие элементы буддийской скульптуры: покрытие левого плеча тонкой кисейной накидкой, колесо в ладони, лотосовый трон и т. д.
Школы Матхуры и Гандхары также сильно влияли друг на друга. Во время своего художественного расцвета в двух регионах они даже объединились политически под правлением кушан, причем и Матхура, и Гандхара были столицами империи. До сих пор остаётся предметом дискуссий то, является ли антропоморфное изображение Будды по существу результатом эволюции буддийского искусства Матхуры или следствием греческого культурного влияния в Гандхаре в ходе греко-буддийского синкретизма.
Иконическое искусство изначально было характеризовано реалистическим идеализмом, сочетающим реалистические человеческие черты, пропорции и атрибуты, вместе с чувством совершенства и спокойствия, характерного божественному. Это изображение Будды одновременно в качестве и человека, и совершенного стало иконографическим каноном для последующего буддийского искусства.
Интересно отметить, что тема Будды широко используется в таких видах искусства как скульптура, живопись и литература, но не в музыке и танце.
Буддийское искусство продолжало развиваться в Индии в течение нескольких веков. Скульптуры Матхура из розового песчаника извалялись во времена Империи Гупта (с IV по VI век), когда была достигнута очень высокая тонкость исполнения и деликатность в моделировании. Искусство школы Гупта было чрезвычайно влиятельным почти во всей Азии. К X веку буддийское искусство вымирает в Индии. В конце XII века нашей эры буддизм в Индии сохранился только в гималайских регионах, таких как Ладакх. Эти области, благодаря географическому расположению, находились в постоянном контакте с Тибетом и Китаем, например, искусство и традиции Ладакха несут на себе печать тибетского влияния.
Вместе с распространением буддизма за пределами Индии, начиная с I века нашей эры, его оригинальный художественный почерк начинает смешиваться с другими художественными традициями, что привело к сильному различию между буддийским искусством стран, принявших буддизм.
Это заготовка статьи по искусству. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Это заготовка статьи о буддизме. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Буддийское искусство.