Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Бузавы (Донские калмыки)

Перейти к: навигация, поиск
Бузавы
Донские калмыки
Самоназвание

Бузаавы

Численность и ареал

Всего: на 1903 г. - 30,6 тысяч
Россия Россия

Язык

Ойратский язык Русский

Входит в

Калмыки

Родственные народы

торгуты, дербеты, хошеуты, зюнгары

Буза́вы — донские калмыки-казаки, которые имеют некоторые, отличные от других этнических групп калмыков особенности культуры, свои танцы, песни, одежду, традиции и быт. Другие этнические группы калмыков на территории России — торгуты, дербеты, хошеуты, олёты, зюнгары и другие.

История

Предположительно в середине XVII века между калмыками Нижнего Поволжья и казаками Войска Донского был подписан договор, которым было закреплено официальное вхождение калмыков в состав Донского казачества. Возглавлял делегацию Донских атаманов Степан Тимофеевич Разин (1630—1671).

На Дону калмыки впервые появились в 1648 году. Причинами откочёвки части калмыков на Дон служили внутренние междоусобицы в Калмыцком ханстве. Калмыцкая знать не раз обращалась к русским властям с жалобами на донских казаков и администрацию соседних с Калмыкией городов в целях того, чтобы они не принимали и возвращали беглых калмыков. В 1673, 1677 и 1683 годах русское правительство издавало указы, которыми запрещалось донским казакам и пограничным городам принимать к себе беглых калмыков, а в случае, если бы таковые явились на Дон, немедленно отправлять их на прежние места.

Первыми нойонами (князьями), пришедшими на Дон со своим улусом были Баахан-тайша и его младший брат Баатур. В 1696 году, «негодуя на хана Аюку за притеснения», Баахан-тайша обратился к Пётру I с просьбой разрешить ему «перенести свои кочевья на Дон, к Черкасску, и отправлять службу наравне с прочими донскими казаками». Получив разрешение данный улус трижды перекочёвывал с Волги на Дон. Каждый раз тайши хана Аюки силой забирали его улус или уговаривали уйти. Лишь в 1733 году Будучжаб (младший сын Баахана), привел улус окончательно на Дон, где эти зюнгарские калмыки и остались.

В 1702 году с согласия правительства на Дон перешла большая группа калмыков, которым, как писал в 1747 году дербетский тайша Солом-Дорджи, повелением Петра I было предоставлено «право самим выбирать кочевья, как по Волге, так и по Дону, согласно их собственному желанию».

При возвращении улусов Менко-Темира, Четеря и Черкес-батыра на Волгу в 1704 г., казачьим властям удалось удержать у себя группу дербетов, имеющих 555 «человек, способных к службе». В 1723 году на территорию войска Донского откочевали дербетовские улусы Четеря и Лабан-Дондука, а также зюнгары Даши-Батора. При этом 300 кибиток калмыков «поступили в казачье звание».

В 1710 году глава волжско-уральского Калмыцкого ханства Аюка (1642—1724) для войны против Турции отправил на Дон один тумэн (десять тысяч воинов), большая часть которого, оставшись на Дону, целиком вошла в состав Донского Казачества.

Предположительно в 1731 году во время ухода Дондук-Омбо на Кубань и принятие подданства Порты, на Дон перекочевал его младший брат нойон Бокшурга со своим улусом, который в дальнейшем, после смерти брата, отказался от своего нойонского звания и уравнялся со всеми беглыми калмыками.

Постепенно в составе Войска Донского сложилась категория так называемых коренных, или базовых, калмыков, в число которых входили калмыки, окончательно осевшие на Дону. За каждого из них бывшим владельцам было выплачено по 30 руб. В 1723 году Пётр I повелел всех кочующих по Дону калмыков оставить в казачьем сословии и больше представителей этой народности на эти земли не принимать.

В 1803 г. в состав войска Донского переселили беляевских (доломановских) и чугуевских калмыков кочевавших на Новой Днепровской линии, предположительно, общая численность беляевских и чугуевских калмыков в тот период достигала 3 тысяч человек.

В 1823 году в результате тяжелого экономического кризиса из Малодербетовского улуса начались массовые побеги (3 тыс. кибиток). 975 кибиток из Ульдючинов, Чоносов и части Кубетов (Кевюдов) откочевали на Ставрополье и в Черноморию (область Кубанского войска). 700 кибиток были возвращены. Что касается оставшихся 275 кибиток, то профессор Пальмов полагал, что им удалось пробраться на Дон. Документов об их переводе в состав казачества найти не удалось, но в более поздних документах появились упоминания о новых сотнях в составе Калмыцкого кочевья: Кевюдовской и Геленгекинской, жители которых относили себя к дербетам.

Так в особом калмыцком округе было создано калмыцкое войско в составе Донского казачьего войска. Административно было учреждено 13 сотен, расположенных в Сальских степях с общинными пастбищами, а именно: Харьковская (Цевднякинская), Беляевская, Балдырская (Потаповская), Эркетинская, Чонусовская (Бага-Чонос), Бемдякинская (Ики-Чонос), Геленгекинская, Кевюдовская, Бурульская (Бага-Бурул), Рынцановская (Зюнгарская), Бултуковская (Бохшракинская), Багутовская, Намровская (Ики-Бурул).

В 1884 году донские калмыки и казаки были административно объединены путем учреждения Сальского округа с окружным административным центром в станице Великокяжеской. В состав вновь образованного округа вошли 12 станиц: Батлаевская, Бурульская, Власовская, Денисовская, Граббевская, Кутейниковская, Ново-Алексеевская, Потаповская, Платовская, Иловайская, Эркетинская, Чонусовская и хутора: Балдырский, Атаманский, Каменский, Потаповский и Эльмутянский. Этнический состав округа был смешанным и многонациональным: калмыки, казаки, русские, украинцы, немцы. Калмыки, проживающие в области Войска-Донского и входящие в состав казачества, находились в ведении Военного Министерства.

С 1 января 1892 года после вступления в силу Положения об общественном управлении станиц донские калмыки в правовом отношении были приравнены с казачеством Дона и стали строить гражданско-бытовые отношения по образцу Донского казачества, при этом упразднялось прежнее сотенное управление.

11 ноября 1917 года декретом ВЦИК СНК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» большевики провели «расказачивание» — массовый Красный террор и репрессии против казачества. Казаков подвергли массовому расстрелу, их дома сожгли, а все домашнее хозяйство реквизировали. Донские калмыки-казаки испытали на себе весь ужас устроенного большевиками геноцида казацкого народа.

В гражданскую войну, донские калмыки оказались по разные стороны баррикад. Белогвардейские калмыцкие кавалерийские полки ходили в походы с армиями Деникина, Корнилова и Врангеля и после их поражения эмигрировали за границу, осев в различных странах Европы и США. Наиболее известные: командир Зюнгарского полка Г.Э.Тепкин (1891—1920); С.Б.Балыков; Ш.Н.Балинов; Б.Н.Уланов; С.Д.Ремилёв, С.Б.Баянов, А.С.Сарсинов, А.Алексеев и др. Красные калмыцкие кавалерийские полки прошлись по фронтам гражданской войны от Дона до Польши. Среди которых можно отметить Х. Б. Канукова, В. А. Хомутникова, К. Э. Илюмжинова, Е. А. Басанова, М. Д. Шапшукову и самого известного красного донского калмыка генерал-полковника Ока Ивановича Городовикова (1879—1960), который командовал кавалерийской дивизией в 1-й Конной Армии С.Буденного, а затем 2-й Конной армией, которая в составе Южного Фронта билась с войсками барона Врангеля.

Следует заметить, что в период Гражданской войны на Дону была провозглашена казацкая антибольшевистская республика - Всевеликое войско Донское, которая отметила неотъемлемую роль калмыков в Донском казачестве. Так 4 мая 1918 года на заседании «Круга спасения Дона» под председательством атамана П. Н. Краснова были рассмотрены Основные законы Всевеликого войска Донского. В законах оговаривалась и символика Дона[1]:

ст.48. Три народности издревле живут на донской земле и составляют коренных граждан Донской области — донские казаки, калмыки и русские крестьяне. Национальными цветами их были: у донских казаков — синий, васильковый, у калмыков — жёлтый и у русских — алый. Донской флаг состоит из трёх продольных полос равной ширины: синей, желтой и алой.

После окончания Гражданской войны в связи с образованием Калмыцкой автономной области в составе РСФСР началась работа по переселению калмыков из Донской области на территории Калмыцкого автономного округа. Предполагалось переселить 13 тысяч человек в Большедербетовский улус. По состоянию на 1 января 1925 года, переселилось 8451 человек из 13 станиц Донской области[2].

В 1928 году было принято решение ВЦИК СССР об образовании Калмыцкого района в составе Сальского округа Северо-Кавказского края.[3]. 29 апреля 1929 года президиум Северо-Кавказского крайкома принял решение "О создании самостоятельного Калмыцкого района в составе Сальского округа". Район был образован на части территории бывшего Ремонтненского уезда, переданного в Сальский округ 25 мая 1925 года из Калмыцкой АО. По сведениям на 1 апреля 1932 года в Калмыцком районе имелось 11 сельсоветов и 23 колхоза с населением 12 тысяч человек, в т. ч. 5 тысяч калмыков[2].

9 марта 1944 года в связи с насильственной депортацией калмыцкого народа Калмыцкий район был упразднён и его территория отошла в Зимовниковский и Сальский районы Ростовской области.

Тем самым в годы Советской власти астраханские, ставропольские, донские, терские и другие калмыки, именуемые по месту своего проживания, стали просто калмыками, объединенными в единую национальность.

Быт и уклад жизни

Длительное время степняки вели кочевой образ жизни. Основным жилищем была кибитка, юрта монгольского типа. Стационарными постройками сначала были землянки и полуземлянки из сырцовых или нарезанных из дёрна кирпичей, со второй половины XIX века стали распространяться строения русского типа, бревенчатые и кирпичные. Всего же калмыков в Калмыцком (Сальском) округе было по годам: в 1822 г. — 6.772 души; в 1882 г. — 28.695 душ; в 1917 году — 30.200 человек. В 1856 году в Калмыцком округе числилось: лошадей — 31.455 голов, крупного рогатого скота — 63.766, овец — 62.297.

Земледелие появилось в 30-е годы XIX века. Сначала хлебопашество играло подсобную роль, сопутствуя главному занятию — скотоводству. Широкое распространение получило сенокошение, заготовка кормов на зиму удерживала многие калмыцкие семьи от кочевой жизни. Вторая половина XIX века явилась временем перехода на оседлость и к земледельческой деятельности. Благодаря упорному труду, народное благосостояние калмыков на Дону достигло хороших результатов. Достаточно сказать, что 50% калмыцкого населения, хозяева, имевшие до 30-40 голов скота, 4-6 лошадей, 2-3 пары быков и засевавшие до 20-40 десятин хлеба - считались средними, а кто имел меньше этой нормы - бедняками, но таковых было мало. Были и крупные хозяева, которые имели по 1000 голов лошадей, от 2 до 5 тысяч овец, много сотен голов рогатого скота, сеявшие до 200-400 десятин хлеба, имения которых казались целыми хуторами с десятками и сотнями рабочих.

Основным ремеслом было валяние бурок, занимались плетением войлоков, выделкой тулупов, производство домашней утвари, национальная иконопись, вышивание, изготовлением принадлежностей для верховой езды и национальных музыкальных инструментов.

Русское население переняло от калмыков оригинальные национальные блюда — шулюн (шулюм), дотур, калмыцкий чай джомба — с молоком, маслом и с солью. Основным хмельным напитком была арака, водка из молока.

В начале XX века стал набирать оборот финансовый капитал. В станицах были образованы кредитные товарищества. К примеру Потаповское кредитное общество насчитывало 248 членов, с капиталом 18.000 рублей.

Духовная жизнь Донских калмыков-казаков регламентировалась Учреждением Гражданского Управления казаков и Временным Положением о службе Бакши - (Ламы) Донских калмыков. Царское правительство России с целью прервать связи Калмыков с Тибетом установило прерогативу Петербурга в утверждении Верховного ламы (Шаджин-лама). Стоит отметить, что до 1902 года донские калмыки были лишены права иметь своего духовно-религиозного главу. Лишь благодаря кампании, поднятой есаулом Нараном Эренценовичем Улановым (видный деятель донских калмыков) и его статей помещенных в петербургских газетах, а равно и изданная брошюра «Калмыцкое духовенство и современное положение Калмыцкого народа на Дону», сыграли большую роль в смысле разрешения вопроса иметь своего „Ламу“. Религиозная иерархия у Калмыков состояла из 4 ступеней: низшую ступень занимали рядовые монахи — «манжи», над ними стояли наставники — «бакши», ещё выше находились жрецы — «гелюнги», высшую ступень занимал первосвященник — «Лама». Пост „Ламы“ давал не только известные религиозные права, но и большое светское влияние.

Известные Ламы Донских калмыков Джимба Микулинов, Аркад Чубанов, Мёнкэ Борманжинов, Дамбо-Даши Ульянов, Шургучи Нимгиров, Иван Китанов. Мёнкэ Борманжинов сыграл значительную роль в жизни донских калмыков, ведя упорную борьбу с обрусением. Благодаря ему, в школах, где учились калмыки, было введено преподавание калмыцкой грамоты, письменности и буддийского вероучения. В станицах Сальского округа появляются народные школы, а в ст. Великокняжеской: высшее начальное училище (городское), четырёхклассное женское училище. Вследствие мероприятий Ламы Борманжинова число калмыков, оканчивавших единственную, городскую школу в Сальском округе, увеличивалось с каждым годом. Благодаря материальной поддержке со стороны станичных обществ, в 1912 году в ст. Великокняжеской было открыто среднее учебное заведение, где обучалось до сотни калмыцких детей. В 1906 году из среды донских калмыков появились первые студенты высших учебных заведений. В Новочеркасске можно было видеть детей калмыков в форме гимназистов, реалистов, а калмыцкую молодежь — студентами и юнкерами Новочеркасского казачьего училища, по окончании которого они выходили в Донские полки.

Литература

  • В. А. Дронов «Бузавы. (Очерк истории калмыцких станиц и хуторов Задонья)», с. Дубовское. 2012 г.
  • Богачёв В. «Очерки географии Всевеликого Войска Донского», Новочеркасск. 1919 г.
  • Е.Ремилева «Ойрат-Монголы. Обзор истории европейских калмыков», Германия. 2010 г.

Примечания

  1. Казачьи войска. часть 1 (рус.). hrono.info. Проверено 26 июня 2009. Архивировано из первоисточника 3 апреля 2012.
  2. ↑ Калмыки в составе Донского казачества » Информационное агентство Республики Калмыкия "Бумбин орн"
  3. Обзор ойратской истории

Ссылки

  • Российское казачество
  • Ойраты-калмыки
  • Донские калмыки
  • Административные преобразования в Калмыкии

Бузавы (Донские калмыки).

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93