Виктор Алексеевич Вазюлин | |
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Гражданство: | |
Школа/традиция: | |
Направление: |
Европейская философия |
Период: | |
Основные интересы: | |
Значительные идеи: | |
Оказавшие влияние: | |
Ви́ктор Алексе́евич Вазю́лин (30 августа 1932, дер. Салманово, Звенигородского района, РСФСР, СССР — 8 января 2012, Москва, Россия) — марксистский философ, который более тридцати лет преподавал и вел исследования в Московском университете им. М.В.Ломоносова.
Содержание |
Продолжив попытки некоторых советских философов 1960-х годов выявить и осмыслить теоретическое ядро диалектического метода Марксовой критики политической экономии (ср. работы Э.В. Ильенкова и др.), В.А.Вазюлин через систематическое и детальное сравнение «Науки логики» Гегеля с теоретическим строением «Капитала» Маркса обосновал оригинальную концепцию диалектической логики. Под ней он понимает мысленное воспроизводство внутренних и одновременно существующих связей и процессов развивающегося, целостного предмета на зрелом этапе его развития, совершаемое путём восхождения от абстрактного к конкретному. Это восхождение, практикуемое Марксом в своём главном произведении, осмысливается Вазюлиным в качестве спиралевидного хода мысли через общие категориальные ступени «бытия», «сущности», «явления» и «действительности» капитала в критическом переосмыслении диалектических категорий Гегеля. При этом Вазюлину в своей первой монографии («Логика «Капитала Карла Маркса», Москва 1968, 2002) удаётся предложить убедительную трактовку соотношения исторического и логического в «Капитале», которая избегает распространённого сведения его к «логически-историческому методу», избегает отождествления логического и исторического метода, которое сегодня и критикуется представителями «нового прочтения Маркса» на Западе.
Вторая монография («Становление научного метода Карла Маркса», Москва 1975), многие статьи и его курс лекций в МГУ о марксистском этапе развития философии базируются на теоретически детально разработанном понимании развития мышления Маркса и Энгельса через необходимые ступени и заблуждения. При этом преодолеваются как догматическая канонизация марксистских результатов познания, так и постулирование разрыва между «молодым» и «зрелым» Марксом.
В третьей монографии («Логика истории», Москва 1988, 2005) Вазюлин показывает возможность, на основе разработки логики «Капитала» и с учётом существенных изменений в истории общества со времён Маркса, исследовать достигающее стадии зрелости человеческое общество в качестве «органического целого» и развитие в истории его предпосылок, стадий первоначального возникновения, формирования и созревания. Новый подход автора к периодизации истории, систематически принимая во внимание процесс возникновения социального из природного и преобразования природного социальным, диалектически снимает концепцию общественно-экономических формаций. Доказывая, что в истории изменяется не только особенное и единичное, но и само общее, предложенный Вазюлиным подход приводит к заключению, что сама основа периодизации мировой истории должна быть осмыслена как изменяющаяся, развивающаяся. Предвосхищение будущего развития общества поэтому исключает телеологический образ мышления. Оно также не может быть выведенным из одной лишь теории и практики классовой борьбы прошлого и настоящего. Оно предполагает диалектическое снятие унаследованной исторической формы марксизма. Коммунизм теоретически обосновывается Вазюлиным как необходимо назревшая в течение исторического процесса стадия и новый тип развития исторического взаимодействия людей, от которых сегодня зависит, могут ли они избежать грозящего военного или экологического самоуничтожения путём совместного присвоения условий земного существования.
В.А. Вазюлин остается вдохновителем и научным руководителем Международной логико-исторической школы.
Международная логико-историческая школа
Вазюлин, Виктор Алексеевич.