Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Вениамин (Муратовский)

Вениами́н (в миру Василий Антонович Муратовский; 18 (30) апреля 1855(18550430), Казанская губерния — 6 мая 1930, Московская область) — епископ Православной Российской Церкви; архиепископ Рязанский и Зарайский (19201923); впоследствии обновленческий митрополит Московский и Коломенский (с 1927 года).

Содержание

Биография

Родился 18 апреля 1855 года в семье священника.

В 1877 году окончил Казанскую духовную семинарию. 1877 году — надзиратель в Казанском духовном училище. После женитьбы 1 декабря 1877 года был рукоположён во священника к казанской церкви в честь Сошествия Святого Духа, впоследствие переведён в Николо-Вешняковскую церковь.

Овдовев (на момент смерти имел четырёхлетнего сына), в 1892 году поступил по рекомендации Казанского архиепископа Палладия (Раева) в Казанскую духовную академию, которую окончил в 1896 году со степенью кандидата богословия.

В 1896 году был пострижен в монашество, возведён в сан архимандрита, назначен настоятелем Иоанно-Богословского Череменецкого монастыря Санкт-Петербургской епархии.

26 октября 1897 года хиротонисан во епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии, хиротонию совершил митрополит Палладий (Раев) с сонмом архиереев. После смерти митрополита Палладия стал одним из близких сотрудников нового митрополита, Антония (Вадковского), которого очень уважал.

С 3 декабря 1898 года — епископ Гдовский, викарий Санкт-Петербургской епархии.

С 10 июля 1902 года — епископ Калужской и Боровский. Создал в епархии экзаменационную комиссию для кандидатов для принятия священного сана, которые должны были пройти аттестацию по программе духовной семинарии, произнести проповедь в присутствии архиерея и провести урок Закона Божьего.

С 31 декабря 1910 года — епископ Симбирский и Сызранский.

1 мая 1915 года возведён в сан архиепископа.

После Февральской революции активно поддержал Временное правительство.

В 19171918 годы — участник Всероссийского Поместного собора.

В ноябре 1918 года был председателем Сибирского церковного совещания, участники которого поддержали белое движение.

В 1918—1920 — член Временного Высшего церковного управления (ВВЦУ) в Омске, активно содействовавшего деятельности Верховного правителя адмирала А. В. Колчака.

В феврале 1920 года был арестован органами советской власти в Новониколаевске, приговорён к расстрелу, но через несколько месяцев освобождён, согласившись сотрудничать с ЧК (тогда как председатель ВВЦУ архиепископ Сильвестр (Ольшевский) был убит большевиками).

С 13 июля 1920 года — архиепископ Рязанский и Зарайский.

В 1922 года присоединился к обновленческому движению.

В июле 1923 года, вскоре после того, как он принёс покаяние Патриарху Тихону за пребывание в обновленческом расколе, был арестован ОГПУ и экстренно увезён в Москву из Рязани и 26 июля 1923 года уже принимал участие в заседании обновленческого Синода[1]. Был почётным членом президиума обновленческого собора 1923, хотя и не принимал непосредственного участия в его работе по болезни. Патриарх Тихон же назначил на Рязанскую кафедру Бориса (Соколова).

С 6 сентября 1923 года — обновленческий архиепископ Ярославский, в том же году был возведён в сан митрополита.

С 8 января 1924 года — обновленческий митрополит Ленинградский.

С февраля 1925 года до своей кончины — председатель обновленческого Священного Синода, номинальный лидер обновленческого движения в этот период.

С 9 сентября 1925 года — обновленческий митрополит Северо-Западной области. Участвовал в обновленческом соборе 1925 года.

С 19 мая 1927 года — обновленческий митрополит Московский и Коломенский.

Умер 6 мая 1930 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве (на могильном памятнике указан титул «архиепископ», который он имел на момент уклония в обновленчество).

Характеристики личности

Формально руководя Синодом, он уступил реальную власть молодому митрополиту Александру Введенскому, который, в свою очередь, нуждался в респектабельном «дореволюционном» архиерее для повышения легитимности обновленческого движения. По словам авторов «Очерков по истории русской церковной смуты» Анатолия Краснова-Левитина и Вадима Шаврова, к моменту избрания председателем обновленческого Синода в 1925 митрополит Вениамин был «дряхлым, добродушным и почти впавшим в детство старцем».

В работе юриста А. И. Кузнецова «Обновленческий раскол в Русской церкви» (опубликована в книге «„Обновленческий“ раскол (Материалы для церковно-исторической и канонической характеристики)». М., 2002) содержится такая его характеристика:

Митрополит Вениамин производил хорошее впечатление, служил отлично, в сочетании истовости, солидной простоты и величавости. Высокого роста, в меру полный, весь седой, с правильными чертами лица, с очень спокойной манерой и неторопливой походкой… Не отличался инициативностью, будучи ограниченным администратором, посредственным проповедником. Вообще, он принадлежал к числу скромных архиереев.

Труды

  • О деятельности английской миссии в Индии. // Православный собеседник. 1897, январь, ч. 1.
  • Час настал. // Церковное обновление. 1923, № 7;
  • Как и почему я сделался обновленцем. // Вестник Священного Синода Православной Российской Церкви. 1927, № 5-6.

Примечания

  1. Губонин М. Е. Современники о патриархе Тихоне. М., 2007, Т. II, стр. 479.

Ссылки

  • ВЕНИАМИН // Православная энциклопедия. Том VII. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004. — С. 638—641. — 752 с. — 39000 экз. — ISBN 5-89572-010-2
  • Биография на сайте «Русское православие»
  • Биография
  • Очерки по истории русской церковной смуты
Предшественник:
Иоанн (Смирнов)
Епископ Рязанский и Зарайский
13 июля 19201922
Преемник:
Амвросий (Смирнов)

Вениамин (Муратовский).

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93