«Викрамадитья» | ||
---|---|---|
|
||
Викрамадитья в Североморске на дне ВМФ России 2012 | ||
Основная информация | ||
Тип | Лёгкий авианосец | |
Государство флага | Россия (до передачи Индии) | |
Порт приписки | Мумбаи | |
Спущен на воду | 2008 год (первоначально — в 1982 году) |
|
Параметры | ||
Водоизмещение | стандартное 38 000 т, полное 45 500 т |
|
Длина | габаритная 274 м по ватерлинии 257 м |
|
Ширина | габаритная 53,2 м по ватерлинии 32,7 м |
|
Осадка | стандартная 9,5 м наибольшая 12,0 м |
|
Технические данные | ||
Силовая установка | Паротурбины: 4 × 50 000 л. с. Турбогенераторы: 6 × 1500 кВт Дизель-генераторы: 6 × 1500 кВт |
|
Скорость | максимальная 32 узла | |
Экипаж | до 1600 включая авиагруппу | |
Вооружение | ||
Авиационная группа | 14—16 самолётов МиГ-29К, 2 МиГ-29КУБ, до 10 вертолётов Ка-28 , Ка-31 , HAL Dhruv |
Лёгкий авианосец «Викрамадитья» (санскр. विक्रमादित्य) предназначен для замены выработавшего свой ресурс авианосца «Викрант». Этот корабль после достройки должен стать флагманом ВМФ Индии. Данный авианосец сооружен на основе тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» путём глубокой модернизации. В настоящее время корабль после полной перестройки не введён в состав ВМС Индии, так как не завершены ходовые испытания. 8 июня 2012 года выведен с акватории Северного машиностроительного предприятия для проведения ходовых испытаний в Белом, а затем в Баренцевом море. После поломки 7 из 8 паровых котлов и полного провала ходовых испытаний авианосец направлен на ремонт. Специалистам предстоит принять решение либо о необходимости замены неисправных механизмов либо о техническом ремонте. Ориентировочные сроки проведения испытаний — до декабря 2012 года, ввод в строй перенесён на октябрь 2013 года.[1].
Содержание |
Необходимость обладания сильной армией и флотом обусловлена геополитическим положением Индии. С северо-востока расположен Китай, с запада Пакистан. Только обладая достаточно мощными компонентами армии, можно противостоять этим державам. Тем более, что в ближайшие годы своим авианосцем обзаведётся Китай[2] (бывший советский «Варяг»[3], однотипный с кораблём «Адмирал флота СССР Кузнецов» находится на ходовых испытаниях).
После вывода из состава флота Индии лёгкого авианосца «Викрант» стал вопрос о его замене, а также замене самолётного парка палубной авиации. Имеющийся и списанный авианосцы Индии могли принимать на борт самолёты массой не более 20 тонн, поэтому при рассмотрении вопроса о типе нового корабля было принято решение о приобретении небольшого авианесущего корабля с массой принимаемых летательных аппаратов до 30 тонн и количеством не более 40. Формально под этот тип попадал «Клемансо» (готовящийся пойти на слом в Великобритании), но ресурс этого корабля был исчерпан полностью. Ещё в середине 90-х годов индийское правительство заинтересовалось авианесущим противолодочным кораблём «Адмирал Горшков» с перспективой комплектования его Як-141 или Harrier. К концу 90-х годов России удалось договориться с Индией о продаже полного комплекта: авианосца, авиакрыла, нового радиоэлектронного оборудования и вооружения, а также инфраструктуры на военно-морской базе приписки корабля. При этом в начале 2000-х годов уже стоял вопрос о дарении корпуса корабля при условии оплаты его модернизации в полноценный авианосец и закупки авиапарка для корабля.
В 2008 году в СМИ появился слух[4] о возможной покупке Индией американского «Китти Хок» вместо российского «Адмирал Горшков» для использования в военных целях, но этот авианосец свой ресурс (как и французский «Клемансо») выработал полностью. Слух не подтвердился.
Авианосец сооружен на основе тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» путём глубокой модернизации.
После полной реконструкции корабль изменил своё назначение: вместо авианесущего противолодочного крейсера корабль стал полноценным лёгким авианосцем.
В процессе перестройки корпуса корабля на нём было заменено большинство элементов выше ватерлинии, заменены котлы энергетической установки, убрано всё вооружение и установлено новое, исключительно зенитное. Перестройке также подвергся ангар. На палубе корабля установлен трёхтросовый аэрофинишер, трамплин и оптическая система посадки, два подъёмника. Принимать на борт авианосец сможет самолёты массой до 25 тонн, среди них МиГ-29К, С-54/55/56, Rafale-M, F/A-18. Также на авианосце будут присутствовать вертолёты Ка-28 и Ка-31, возможно базирование индийских вертолётов HAL Dhruv и российских Ка-60(Ка-64) «Касатка».
По состоянию на август 2009 года на Севмаше в работах по модернизации авианосца было задействовано 45 индийских специалистов.[5]
В феврале 2010 года генеральный директор Николай Калистратов и группа специалистов «Севмаша» посетили Черноморский судостроительный завод в Николаеве.[6] По результатам переговоров на Севмаш для передачи опыта были приглашены трое сотрудников Черноморского судостроительного завода, в том числе и главный строитель перестраиваемого авианосца Евгений Михайлович Ентис.[6]
В июне 2010 года на авианосец прибыл макет истребителя МиГ-29К массой 12 т.[7] Макет предназначен для проведения межведомственных испытаний на палубе корабля.[7] В частности для проверки удерживающего устройства используемого при старте самолёта.[7]
Передача корабля индийскому ВМФ планируется на 4 декабря 2012 года. В сентябре 2011 первый выход в море перенесён с ноября 2011 на конец мая 2012.[8][9]
8 июня 2012 года авианосец «Викрамадитья» впервые вышел в море на полномасштабные испытания[10].
29 июля 2012 года авианосец «Викрамадитья» наряду с судами Северного флота участвовал в параде кораблей в Североморске, приуроченном к празднованию Дня Военно-морского флота России.
17 сентября 2012 во время ходовых испытаний у авианосца вышла из строя силовая установка[11], при достижения скорости полного хода (30 узлов) по одним данным три котла, по другим данным - семь из восьми паровых котлов силовой установки крейсера вышли из строя[12]. Для устранение неисправностей корабль должен вернуться на завод «Севмаш». На ремонт, по разным оценкам, потребуется от шести месяцев до года[13]. Стоимость работ по ремонту котлов может составить 1 млрд рублей, срок передачи корабля ВМФ Индии перенесен на октябрь 2013 года[14].
Уже определён состав авиагруппы: это 14-16 самолётов МиГ-29К, 4 МиГ-29КУБ (переданы Индии 12 февраля 2009 года[15]), до 8 вертолётов Ка-28, 1 вертолёт Ка-31, до 3 HAL Dhruv (взамен 2 Ка-28). Первоначально пилоты будут проходить обучение на электронном тренажёре корабельной авиации, а после ввода в эксплуатацию аналогичного комплекса — в Индии.
Для базирования авианосца будет создана своя инфраструктура на военно-морской базе в городе Мумбаи. На индийских верфях в городе Кочин уже заложен второй корабль авианесущего типа, собственного проекта.[16] Предполагаемый срок службы корабля — 30 лет.
Викрамадитья (авианосец).