Владимир Кормер | |
Псевдонимы: |
О. Алтаев |
---|---|
Дата рождения: | |
Место рождения: |
Решоты (Красноярский край) |
Дата смерти: | |
Место смерти: |
Москва |
Гражданство: | |
Род деятельности: |
прозаик |
Язык произведений: |
русский |
Премии: |
премия им. В. И. Даля (Париж) |
Влади́мир Фёдорович Ко́рмер (1939—1986) — русский писатель.
Родился на станции Решоты (Нижнеингашский район Красноярского края). Отец Кормера был «лишенцем» и не имел права проживать в Москве и областных центрах. После его смерти в 1943 году семья вернулась в Москву. В 1963 окончил факультет информатики в МИФИ. Работал в Вычислительном центре, в Центральном экономико-математическом институте и в Институте социологии, 10 лет был заведующим отделом зарубежной философии в редакции журнала «Вопросы философии».
Его первый роман «Предания случайного семейства», переданный при поддержке Н. Евдокимова в журнал «Новый мир», не был напечатан. Роман «Крот истории, или Революция в республике S=F» был отправлен в Париж, где в феврале 1979 получил премию имени В. И. Даля, был напечатан в том же году и переведён на французский и итальянский языки. Это привлекло внимание КГБ, и Кормер был вынужден уйти из журнала, зарабатывал деньги писанием статей за других и пережил до конца жизни много обысков и допросов. В 1980 он, как и его друг Е. Попов, стал одним из членов неофициального «Клуба беллетристов». В последние годы жизни работал над сценарием фильма и книгой о Н. Чернышевском. Умер от рака.
Бо́льшая часть написанного опубликована посмертно. Двухтомник, куда вошли основные произведения, опубликован в 2009 году издательством «Время» к 70-летию со дня рождения писателя.
Проза Кормера — это попытка в художественной форме дать анализ метафизики отечественной культуры и истории. В романе «Крот истории» Кормер показывает на примере судьбы советского интеллектуала, который в одной из южноамериканских республик должен подготовить социалистический переворот, самоуничтожающие силы коммунистической системы. Работая над меморандумом об экспансии советской империи и развивая при этом идею о Москве как Третьем Риме, центре и пастыре всех народов, герой вступает в духовный контакт с призраком Сталина и сходит с ума. В романе «Наследство» речь идёт о наследии нерешенных проблем русской истории, о специфически русских формах мышления и отношения к жизни, в частности о групповщине, подавляющей личность. Роман, в котором переплетается судьба первой эмиграции и диссидентской интеллигенции России 70-х гг., выявляет главную тему творчества Кормера — противостояние свободной человеческой личности любому партийному диктату.
Владимир Кормер.