Внешняя политика Финляндии (фин. Suomen ulkopolitiikka) — содержание внешнеполитического курса Финляндии сформулированного как «военное неприсоединение и самостоятельная оборона». Финляндия последовательно выступает за укрепление дружественных отношений со всеми странами, прежде всего соседними, играет активную роль в общеевропейском процессе.
Финляндия член ООН (непостоянный член СБ ООН в 1969—1970 и 1989—1990 годах). С мая 1989 года — член Совета Европы, с января 1986 года — член ЕАСТ. С 1973 года имела соглашение с ЕЭС о свободной торговле, а в настоящий момент член ЕС. С 1955 года — член Северного Совета, имеет статус наблюдателя НАТО.
В соответствии с правительственной программой, Финляндия должна стать одной из ведущих стран мира по уровню развития кибербезопасности.[1] В этой связи в марте 2012 года Финляндия участвовала в координируемых НАТО военных учениях среди 20 стран альянса на случай кибервойны.[2]
Важное направление внешнеполитических усилий Финляндии сосредоточено на обеспечении сотрудничества, стабильности и военно-политического доверия в районе европейского Севера и Балтики, в прилегающих к Финляндиии северо-западных регионах России. Связи с Россией строятся на основе Договора об основах отношений, подписанного в 1992 году, а упор в практическом сотрудничестве делается на приграничные районы.
Содержание |
В июне 1994 года было подписано соглашение о вступлении Финляндии в ЕС, которое выносилось на общенациональный референдум (16 октября 1994 года) и обсуждалось Парламентом Финляндии. С 1 января 1995 года Финляндия — постоянный член ЕС.
По данным аналитического центра EVA, в 2012 году к членству Финляндии в ЕС положительно относится 55 % финнов (в 2011 году — только 37 %). Людей, требующих выхода Финляндии из ЕС, стало меньше, чем когда-либо за время членства Финляндии в ЕС.[3]
В октябре 1993 года премьер-министр Финляндии Эско Ахо на встрече с генеральным секретарём НАТО Манфредом Вёрнером в Брюсселе заявил, что «Финляндия вполне удовлетворена своим нынещним статусом наблюдателя в Организации Североатлантического договора и тем диалогом, который ведётся с НАТО».
С 1993 года Финлянди принимает участие в невоенной части маневров НАТО в Балтийском море, касающейся отработки международного взаимодействия в аварийно-спасательных работах. 9 мая 1994 года министр иностранных дел Финляндии Хейкки Хаависто подписал рамочный документ о присоединении Финляндии к программе НАТО «Партнерство ради мира». Сотрудничество в рамках партнёрства ограничивается сферой миротворческой деятельности, проведением поисковых, спасательных и гуманитарных операций, мерами по защите окружающей среды.
В 2010-2011 годах, по опросам общественного мнения, 70 % финнов возражали против членства Финляндии в военном альянсе НАТО.[4]
В 1992 году между Россией и Финляндие заключён Договор об основах отношений. Поддерживаются регулярные контакты на высшем уровне. В июле 1992 года президент России Борис Ельцин совершил первый официальный визит в Финляндию, а в марте 1994 года страну посетил Председатель правительства Виктор Черномырдин. В мае 1994 года первый визит в Россию осуществил президент Финляндии Мартти Ахтисаари.
Высшее руководство Финляндии приветствовало подписание Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и Евросоюзом и заверило, что будет и впредь прилагать усилия для обеспечения добрососедства с Россией, последовательно поддерживать политику реформ в России.
Упор в развитии практического сотрудничества с Россией Финляндия делает на сопредельных территориях — Санкт-Петербургом, Республикой Карелией, Ленинградской и Мурманской областями.
После проведения в Москве встречи между президентами России и Эстонии Борисом Ельциным и Леннартом Мери и подписанием договорённостей о выводе российских войск с территории прибалтийских стран, финское правительство осенью 1993 года приняло решение о выделении Эстонии льготного кредита на сумму в 50 млн финских марок на строительство на территории России жилья для выводимых из Прибалтики российских войск.
В марте 2012 года новый командующий Силами обороны Эстонии бригадный генерал Рихо Террас призывал Финляндию стать членом НАТО.[5]
Финляндия активно сотрудничает с деятельностью Совета государств Балтийского моря, проявляя особую заинтересованность в развитии общебалтийского сотрудничества в деле укрепления ядерной и радиационной безопасности, плодотворно сотрудничает с российской сторой в вопросах повышения безопасности эксплуатации АЭС.
Уделяет внимание предотвращению неконтролируемой миграции в регионе, прежде всего из России, является инициатором международных встреч и конференций по этим вопросам. По опросам общественного мнения, рост числа иммигрантов в Финляндии стал беспокоить финнов меньше (в 2011 году таковых было 38 %, в 2010 году — 51 %).
Финляндия последовательно поддерживает российскую инициативу о создании в СГБМ поста комиссара по правам человека и делам национальных меньшинств.
Участвует в деятельности Совета Баренцева/Евроарктического региона и выступает за развитие связей структур северного сотрудничества (Северный совет, Совет Министров Северных Стран, Северный инвестиционный банк и др).
Финляндия заинтересована в укреплении общеевропейского процесса, отдаёт ему приоритет в деле обеспечения безопасности на континенте, выступает за развитие взаимодействия СБСЕ с другими авторитетными международными орагнизациями.
Финляндия наиболее активна в вопросах миротворческой деятельности ООН, поддерживая инициативы учреждения спецфонда для финансирования деятельности ООН по поддержанию мира и участвуя практически во всех ОПМ, в том числе на территории бывшей Югославии. Оказывает содействие в обучении российских военнослужащих для службы в составе международных миротворческих сил. Вместе с тем Финляндия воздерживается от участия в таких миротворческих усилиях международного сообщества, которые предполагают применение силы, так как для этого отсутствует соответствующее финское законодательство.
Совместно с другими северными странами Финляндия прилагает много усилий по реформированию социально-экономического сектора деятельности ООН, структурной реорганизации ЭКОСОС с тем, чтобы добиться большей отдачи от выделяемой по линии ООН и её специализированных учреждений помощи развивающимся странам.
Финляндия выступает за повышение эффективной работы СБ ООН, полагая в этой связи целесообразным расширения состава членов СБ ООН.
|
|
---|---|
Австрия • Азербайджан¹ • Албания • Андорра • Белоруссия • Бельгия • Болгария • Босния и Герцеговина • Ватикан • Великобритания • Венгрия • Германия • Греция • Грузия¹ • Дания • Ирландия • Исландия • Испания • Италия • Казахстан² • Латвия • Литва • Лихтенштейн • Люксембург • Республика Македония • Мальта • Молдавия • Монако • Нидерланды • Норвегия • Польша • Португалия • Россия² • Румыния • Сан-Марино • Сербия • Словакия • Словения • Турция² • Украина • Финляндия • Франция • Хорватия • Черногория • Чехия • Швейцария • Швеция • Эстония |
|
Зависимые территории | |
Непризнанные и частично признанные государства | |
¹ Частично или полностью в Азии, в зависимости от проведённой границы • ² В основном в Азии
|
Европейский союз | |
---|---|
Члены союза | Австрия • Бельгия • Болгария • Великобритания • Венгрия • Германия • Греция • Дания • Ирландия • Испания • Италия • Кипр • Латвия • Литва • Люксембург • Мальта • Нидерланды • Польша • Португалия • Румыния • Словакия • Словения • Финляндия • Франция • Чехия • Швеция • Эстония |
В процессе присоединения | Хорватия |
Официальные кандидаты | Исландия • Македония • Сербия • Турция • Черногория |
Потенциальные кандидаты | Албания • Босния и Герцеговина • Косово |
Члены совета | Дания · Исландия · Норвегия · Финляндия · Швеция |
---|---|
Ассоциированные члены | Аландские острова · Гренландия · Фарерские острова |
Внешняя политика Финляндии.