Борис Петрович Вышеславцев | |
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Научная сфера: | |
Место работы: |
Религиозно-философская академия, Берлин |
Альма-матер: |
Московский университет, юридический факультет |
Научный руководитель: |
Бори́с Петро́вич Вышесла́вцев (3 октября 1877, Москва, Россия — 5 октября 1954, Женева, Швейцария) — русский философ, религиозный мыслитель.
Содержание |
После окончания в 1899 году юридического факультета Московского университета вёл адвокатскую практику. В 1902 году оставил адвокатуру и начал подготовку к профессорскому званию в области философии под руководством П. И. Новгородцева. В 1914 году Вышеславцев защитил магистерскую диссертацию на тему «Этика Фихте. Основы права и нравственности в системе трансцендентальной философии», которая была издана в виде книги. С 1917 года — профессор философии права Московского университета.
Из письма Вышеславцева в Берлин профессору А. С. Ященко, издателю «Новой русской книги» от 5 октября 1922 г.:
Я собираюсь отсюда уехать и слышал, что Вы организуете университет в Берлине. Если да, то имейте меня в виду в первую очередь и берегите для меня кафедру […]. Если это неверно, то напишите, что Вы могли бы для меня устроить и не мог ли бы я существовать писательством. Однако сведения об этом здесь крайне неблагоприятны. […] Жизнь здесь физически оч[ень] поправилась, но нравственно невыносима для людей нашего миросозерцания и наших вкусов. Едва ли в Берлине Вы можете есть икру, осетрину и ветчину и тетерок и пить великолепное удельное вино всех сортов. А мы это можем иногда, хотя и нигде не служу […]. Зарабатывать здесь можно много и тогда жить материально великолепно, но — безвкусно, среди чужой нации, в духовной пустоте, а мерзости нравств[енного] запустения….[1]
В 1922 году Вышеславцев эмигрировал из России в Германию, в Берлин, где до 1924 года преподавал в основанной Н.А. Бердяевым «Религиозно-философской академии», затем вместе с Академией переехал в Париж. В 1927—1943 годах профессор Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже, где преподавал историю новой философии и нравственное богословие. Принимал участие в организации издательства YMCA-Press (Париж). C 1925 года — один из редакторов религиозно-философского журнала «Путь».
Разрабатывал проблематику «философии сердца», антропологии, теории культуры. Его книга «Сердце в христианской и индийской мистике» (1929) — первая систематизирующая работа по православному пониманию проблемы.
Знакомство с К. Юнгом привело Вышеславцева к увлечению психоанализом, что отразилось в его главном философском труде «Этика преображенного Эроса. Проблема Закона и Благодати» (1931).
Во время Второй мировой войны Вышеславцев переехал в Германию. Неприятие Вышеславцевым советской власти явилось причиной его участия в антисоветской кампании пропагандистских органов Третьего рейха и публикации в антикоммунистических сборниках.[2][3] После войны, спасаясь от СМЕРШ, он был вынужден перебраться в Швейцарию.[4]
В 1950-е годы сотрудничал с Народно-трудовым союзом (НТС).
Умер Вышеславцев в Женеве 5 октября 1954 года от старческого туберкулёза.[5]
Category:Boris Vysheslavtsev
Русская философия | |
---|---|
Западничество | Чаадаев • Белинский • Грановский |
Славянофильство, почвенничество, панславизм | Хомяков • И. Киреевский • И. Аксаков • Страхов • Леонтьев • Данилевский • Самарин |
«Революционная демократия» | Чернышевский • Добролюбов • Писарев |
Русская религиозная философия | Достоевский • Соловьёв • Розанов • Шестов • Лосский • Булгаков • Бердяев • Вышеславцев • Карсавин • Флоренский • Франк • Ильин • Федотов • Лосев • Цертелев |
Народничество, анархизм и марксизм | Герцен • Бакунин • Лавров • Ткачев • Кропоткин • Плеханов • Ленин |
Теософия | Лодыженский • Блаватская |
Русский космизм | Фёдоров • Циолковский • Вернадский • Чижевский |
Вышеславцев, Борис Петрович.