Гайдама́ки, дейнеки (укр. Гайда́маки, от тур. haydımak — «нападать») — участники украинских повстанческих вооруженных отрядов на принадлежавшей Речи Посполитой Правобережной Украине в XVIII веке. В 1735, 1754, 1750 и 1768 годах они участвовали в восстаниях, а в остальное время совершали отдельные нападения на польских помещиков и евреев.
Содержание |
В основе слова «гайдамак» лежит арабский глагольный корень: «гада» — смущать, беспокоить, и перешедший в турецкий язык в форме междометия «гайда» — пошел и "маки" (франц) - партизан, в целом гайдамак, партизан. человек производящеий вооруженную смуту в тылу врага. Впервые встречается этот термин в акте 1737 года, в применении к партизанским отрядам шайкам, опустошавшим воеводства Киевское и Брацлавское. Уже с самого начала, однако, в состав понятия гайдамаков входило представление не только о разбое, но и о протесте против данного социального и политического строя; с развитием гайдамацкого движения и самый термин все более и более приобретал именно партизанскую окраску. Эту историческое название приобрели партизаны Франции в войне с фашизмом.
Восстановление польского владычества над правобережною Малороссией, после Андрусовского мира, повлекло за собою возобновление всего того, против чего боролись казаки, то есть строго крепостнических отношений и стремлений к колонизации края путем навязывания народу унии и католичества. Это немедленно вызвало протест со стороны народа, проявлявшийся первоначально лишь в форме отдельных вспышек и носивший более характер разбоя, чем восстания. В таком виде появились гайдамацкие отряды уже в самом начале XVIII века на Волыни и в Подолии, а затем перешли и на Украину, в пределы Киевского и Брацлавского воеводств.
В качестве гайдамаков действовали и местные крестьяне, и мещане, и раскольники, жившие в пределах края, молдаване, мадьяры, и жители левобережной Украины, и русские солдаты, донские казаки и даже калмыки, и, наконец, польские обедневшие шляхтичи. С течением времени действия гайдамаков все настойчивее направлялись в одну сторону — против польских панов и евреев; состав отрядов становился однороднее, пополняясь по преимуществу крестьянами правобережной Украины и, отчасти, жителями левобережной; в последних движение постоянно находило себе пособников.
Меры, принимавшиеся по жалобам поляков русским правительством против гайдамаков, лишь отчасти препятствовали образованию гайдамацких отрядов в пределах Украины. Особенно деятельное участие в организации таких отрядов принимали киевские монастыри, не в лице своей официальной иерархии, а в лице отдельных монахов, чаще всего — управителей монастырских имений, которые снабжали гайдамаков припасами и оружием, доставляли им у себя убежище до и после похода и т. д.
Значительная часть гайдамацких отрядов формировалась на левом берегу Днепра; еще более их собиралось в южных степях, и с наступлением весны они один за другим вторгались в пределы Речи Посполитой, грабя и убивая панов, иногда разоряя целые местечки и вступая в сражение с польскими войсками. В большинстве случаев они почти не встречали себе сопротивления, так как коронное войско, стоявшее на Украине, было очень слабо, едва достигая 1000 человек, а вся другая военная сила Украины состояла из частной милиции отдельных владельцев, так называемых «надворных казаков», набиравшихся панами из крестьян и разделявших все стремления крестьянской массы.
Усложнение политических обстоятельств Польши в 1733—1734 годах придало еще более силы гайдамацкому движению, обратив его временно в настоящее крестьянское восстание. В отдельных воеводствах, в том числе и южно-русских, шла в это время борьба шляхетских конфедераций, стоявших за того или другого кандидата на польский престол. В этой междоусобной войне владельцы пользовались силами своих надворных казаков.
Вступление в страну русских войск усилило в местном крестьянском населении энергию и надежду освободиться от польского ига при помощи русского оружия. В воеводстве Брацлавском во главе восстания стал некий Верлан. Объявив, что у него имеется указ русской императрицы, которым приказывается избивать всех поляков и евреев, а затем освобожденный от них край присоединить к России, он принял титул казацкого полковника и стал вербовать из крестьян казацкое войско. Его отряд быстро увеличился, так что он мог выдержать несколько стычек с польскими войсками и занять некоторые города.
Вскоре обстоятельства изменились: Лещинский бежал, сторонники его один за другим признавали королем Августа III, и вместе с тем для русских военачальников исчезли политические причины поддерживать волнение крестьян. Русские войска обращены были даже на усмирение последних, и к осени 1734 года эта задача была уже выполнена. С подавлением восстания гайдамацкое движение не прекратилось; напротив того, как раз около этого времени оно приобрело для себя источник новых сил в запорожцах, в 1734 году восстановивших Сечь. Главная масса сечевиков слишком проникнута была ненавистью к ляхам, чтобы остаться безучастными зрителями борьбы с ними гайдамаков. Из запорожцев главным образом набирается контингент «ватажков», или предводителей отрядов. Все движение приобретает более организованный характер, становясь как бы беспрерывною войною народа против шляхетства.
В северной части запорожских степей устраивались на хуторах и зимовниках постоянные приюты для гайдамаков, где формировались их отряды, и откуда они каждою весною переходили в Польшу, проникали, пользуясь помощью крестьян, иногда очень далеко вглубь страны и опустошив несколько имений, если отряд был велик, и городов, возвращались обратно, по большей части не встретив серьёзного сопротивления. Польские власти пытались подавить движение путем репрессий над населением и пойманными гайдамаками. Всякий попавшийся в плен гайдамак неизбежно подвергался смертной казни через повешение, четвертование или посажение на кол; но это только увеличивало храбрость гайдамаков в стычках с польскими войсками и не прекращало набегов.
В 1750 году последовала новая попытка со стороны гайдамаков произвести в крае общее восстание; но отсутствие общего плана у гайдамаков помогло перепуганной шляхте одержать верх над ними. Под впечатлением первого страха воеводские сеймики постановили даже учредить постоянную милицию для охраны края от гайдамаков; но эта милиция, едва просуществовав три года, была отменена, так как она больше занималась грабежом мирных обывателей и «наездами» в интересах своих начальников, чем преследованием гайдамаков.
В 1768 году произошла последняя большая вспышка гайдамацкого движения, вызванная отчасти обострением религиозного гнета, тяготевшего над народом, отчасти благоприятно, по-видимому, сложившимися политическими обстоятельствами. В это время на территории Польши происходила борьба между Барской конфедерацией и русскими войсками; фанатические выходки конфедератов против православия раздражали религиозное чувство народа, а присутствие русских войск возбуждало надежды на их помощь.
Этим настроением воспользовался запорожец Максим Железняк. Распустив слух, что у него имеется указ российской императрицы Екатерины II («Золотая грамота»), предписывающий восстать против поляков за притеснение православия и избивать их, он собрал вокруг себя большой отряд и взял местечко Жаботин, потом местечко Лисянку, перебил спасавшихся здесь шляхтичей и евреев и направился к замку Потоцких, в Умани. Высланный против него отряд надворных казаков, с сотником Иваном Гонтой во главе, передался на его сторону. Умань была взята, и здесь повторилась та же резня, что в Лисянке. В то же время восстание вспыхнуло во многих других местах; в движении приняли участие некоторые русские солдаты и даже офицеры.
В планы императрицы Екатерины не входило, однако, тогда отделение этих областей от Польши: в ответ на просьбы поляков она отдала своим войскам приказ усмирить восстание. Генерал Кречетников отправил к Железняку офицера, который успел хитростью захватить самого Железняка, Гонту и многих других. Гайдамаками Гонта был выдан полякам, с него содрали кожу и потом четвертовали, а Железняк, как российский подданный, был сослан в Сибирь.
Польское правительство учредило особый суд над гайдамаками, жестокость которого вошла в пословицу у украинского народа. Отдельные отряды гайдамаков, еще бродившие по стране, были частью истреблены, частью переловлены, частью изгнаны при помощи русских войск.
После 1768 года гайдамачество ослабело: отчасти устранялись поводы к нему, именно религиозные, при усилившемся влиянии России на дела Речи Посполитой, отчасти мешала ему проявляться охрана польских владений русскими войсками. С присоединением правобережной Украины к России гайдамачество совершенно исчезло.
Находясь на службе в РККФ на эсминце «Жаркий», Николай Басистый участвовал в подавлении восстания гайдамаков в Одессе.[1].
Гайдамак.