|
||
---|---|---|
1214 — 1261 | ||
Предшественник: | Вахтанг II Тангик | |
Преемник: | Иванэ-Атабак I | |
Вероисповедание: | Христианство, армянская церковь | |
Рождение: | ? | |
Смерть: | после 1261 | |
Династия: | Араншахи | |
Отец: | Вахтанг II Тангик | |
Мать: | Хоришах (Закарян) | |
Супруга: | Мамкан | |
Дети: | сын: Иванэ-Атабак дочери: Рузукан, Мамахатун и Минахатун |
Гасан-Джалал Дола (Вахтангян) (год. рожд. неизв. — 1261 г. Казвин) — армянский[1][2][3][4][5][6][7][8][9][10] сюзеренный князь Хачена. Происходил из армянского[11][12] княжеского рода Араншахиков. Родоначальник княжеского рода Гасан-Джалалян.
Содержание |
Гасан-Джалал Дола — сын Вахтанга Тангика и Хоришах, дочери Саркиса Закаряна и Саакандухт Арцруни. Был женат на Мамкан[13], дочери «царя Багского» (Сюникского князья), от которой имел 3 дочерей и сына Иванэ-Атабак. Один из ведущих западных специалисов по истории региона Роберт Хьюсен о происхождении Гасан-Джалала пишет[10]:
Происхождение [Хасана-Джалала] можно проследить вплоть до IV века, и в его роду встречаются представители следующих домов: по мужской линии: 1) князья (позднее цари) Сюника. По линии нескольких княгинь, вышедших замуж за его предков, Хасан-Джалал происходил 2) от царей Армении или династии Багратуни, с центром в Ани; 3) от армянских царей Васпуракана династии Арцруни, с центром в районе Ван; 4) князей Гардмана; 5) персидской династии Сасанидов и 6) Аршакидов, второго царского дома Албании, которые в свою очередь, были потомками 7) царей древней Парфии (13).
В 1214 году унаследовал правление Нижним Хаченом, одновременно став главой Арцаха и окраинных областей. В источниках иногда назывался «царь», «самодержец». Носил титулы «великий князь Хачена и местностей Арцаха», «самодержный князь князей, владыка Хачена» и т. д. В титулатуре князей Хачена иногда встречается термин «Албания-Агванк», однако пережиточно, в составе потерявших реальное значение титулов[14]. Гасан-Джалал пытался избавить Хачен от монгольских нашествий, однако в дальнейшем вынужденно признал владычество монголов. Несмотря на это, благодаря своим дипломатическим способностям избавил свой край и некоторые другие территории восточной Армении от разорения монголами. С дипломатической миссией дважды ездил в монгольскую столицу Каракорум, посетил великого хана, получил от него особые доверенности. При посредничестве Гасан-Джалала были установлены дипломатические отношения между Киликийским армянским царством и Монголией. В 1260 году присоединился к антимонгольскому восстанию в Грузии, и был убит по приказу наместника Аргун-ака (1261)[15].
Гасан-Джала Дола был одним из самых видных деятелей истории армянского раннего Средневековья, глубоко религиозным человеком. Его современник историк Киракос Гандзакеци пишет о нём:
…великий ишхан Хачена и областей Арцаха Гасан, которого ласково называли Джалалом — муж благочестивый, богобоязненный и скромный, армянин по происхождению[16].
Гасан-Джалал Дола вел значительную культурно-строительую деятельность. В годы его правления Арцах становится одним из центров армянской духовности и национальной культуры[17].
It can only have caused resentment among the Muslims, and the Christian author Kirakos, in stark contrast with Jovaynī, has nothing favorable to say concerning Arḡūn’s exactions: his harsh treatment of certain Armenian princes, such as Jalāl of Ḵačen, whom he had executed in 659/1261, made him especially hateful.
Хасан-Джалалян происходил из знатной армянской фамилии наследственных меликов округа Хачен в нагорной части Карабага, населенной армянами; предок этой фамилии Хасан-Джалал был князем хачена в период монгольского завоевания, в XIII в. При кызылбашском владычестве Хасан-Джалаляны сохранили своё положение меликов хаченских...
Княжество Хачен находилось на территории Аррана, но термин этот является лишь топонимом и указание на этнос отнюдь не содержит. Армянином был и ктитор Гандзасарского монастыря Асан Джалал, о чем свидетельствует Киракос Гандзакеци...
Гасан Джалал.