Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Гвоздёвский, Фёдор Алексеевич

Фёдор Алексеевич Гвоздёвский
Дата рождения

1901({{padleft:1901|4|0}})

Место рождения

Калач, Богучарский уезд, Воронежская губерния, Российская империя[1]

Дата смерти

1962({{padleft:1962|4|0}})

Место смерти

Москва, СССР

Принадлежность

 РСФСР СССР

Годы службы

1918—1957

Звание
Награды и премии

Иностранные награды:

Фёдор Алексеевич Гвоздёвский (1901, Калач, Воронежская губерния[1] — 1962, Москва) — советский инженер путей сообщения, генерал-майор, дважды лауреат Сталинской премии.

Возглавлял БАМ-проект (1930-е гг.), строительство оборонительных сооружений южного звена Волжской рокады (Иловля — Саратов — Сенная; 1941 г.); руководил прокладкой участков БАМа (Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань; Тайшет — Лена), строительством железнодорожной линий Наушки — Улан-Батор (Монголия).

Содержание

Биография

Родился в семье рабочего-кузнеца, с шестнадцати лет сам начал работать кузнецом в железнодорожных мастерских.

В 1918 г. вступил в РКП(б) и добровольцем в Красную армию. Воевал на Восточном фронте с белочехами и белоказаками, командующим 5-й армией М. Тухачевским был награждён именным оружием. Командовал ротой, эскадроном. За мужество и храбрость, проявленные в боях при взятии Уфы, награждён орденом Красного Знамени, который вручил лично М. Фрунзе. В составе Первой конной армии воевал против Деникина; летом 1920 г., будучи командиром кавалерийского полка, — против поляков, войск барона Врангеля; затем — противбасмачей в Средней Азии. Получил звание комбрига; после ранения был уволен в запас.

Работал кузнецом и учится на рабфаке в Москве. В 1932 г. с отличием окончил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта. Работал на строительстве дороги Москва — Донбасс.

В июне 1938 г. назначен руководителем созданного БАМтранспроекта (в Наркомате путей сообщения, с 8 февраля 1939 г. — в НКВД СССР). С 4 января 1940 г. одновременно — заместитель начальника Главного управления лагерей железнодорожного строительства (начальник — Н. А. Френкель).

Летом 1941 г., после начала войны, возглавил военно-полевое строительство № 13, организованное на базе БАМпроекта; руководил строительством оборонительных рубежей в Калининской области (на рубеже Валдай — Кабожа)[2] для войск Северо-Западного фронта.

В 1942 г. назначен начальником строительного управления Волгожелдорстрой[3], руководил строительством железной дороги вдоль Волги (Сталинград — Саратов — Сызрань — Ульяновск — Свияжск). Часть полотна дороги была сделана из шпал и рельсов, снятых с уже построенных участков БАМа[2]. Открытие движения на участке Сталинград — Саратов планировалось 1 декабря 1942 г., фактически первый поезд прошёл 11 сентября 1942 г. Эта железная дорога внесла немалый вклад в разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом. Заслуги Ф. А. Гвоздёвского были оценены орденом Ленина, орденом Красной Звезды и медалью «За оборону Сталинграда».

В мае 1943 г. был отозван с фронта для подготовки к форсированному строительству железной дороги Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань, назначен начальником Управления строительства № 500[4].

17 ноября 1944 г. присвоено звание генерал-майор инженерно-технической службы[5].

В 1946 г. возглавил Западное строительное управление БАМа, руководил строительством дороги Тайшет — Братск — Лена. Первый рабочий поезд из Тайшета прибыл в Братск 7 ноября 1947 г., в июле 1951 г. было открыто движение от Тайшета до Лены.

С 1953 г. возглавлял Главное управление промышленного строительства МВД СССР (с 1954 г. — в Министерстве среднего машиностроения СССР). В 1957 г. вышел на пенсию по состоянию здоровья.

Похоронен на Введенском кладбище в Москве.

Награды

Память

Имя Ф. А. Гвоздёвского было присвоено разъезду на 3117-м километре[6] Байкало-Амурской железной дороги (разъезд закрыт в 1999 г.)[7].

Примечания

  1. 1 2 Ныне — административный центр Калачеевского района, Воронежская область, Россия.
  2. ↑ Краткая хроника строительства БАМа. Великая Страна СССР. Архивировано из первоисточника 1 ноября 2012. Проверено 20 сентября 2012.
  3. БАМ — трасса мужества // Пути и тревоги: Записки военного железнодорожника. — Петрозаводск: Карелия, 1979. — С. 221. — 267 с. — 60 000 экз.
  4. Бам был везде, где было трудно…. Красноярская газета (2010). Архивировано из первоисточника 1 ноября 2012. Проверено 20 сентября 2012.
  5. Гвоздевский, Фёдор Алексеевич. Хроника Великой войны: 1939—1945. Архивировано из первоисточника 1 ноября 2012. Проверено 20 сентября 2012.
  6. Байкало-Амурская магистраль: к вопросу о топонимах на карте. Топонимия России и Мира (23 августа 2012). Архивировано из первоисточника 1 ноября 2012. Проверено 20 сентября 2012.]
  7. Топонимы БАМ и окрестностей. Легендарная Байкало-Амурская. Архивировано из первоисточника 1 ноября 2012. Проверено 20 сентября 2012.

Литература

  • Руководитель государственного масштаба : Федор Алексеевич Гвоздевский (1901—1962 гг.) // Мосты магистрали. — 2009. — № 4-5 (954—955). — С. 8; № 6 (956). — С. 4.

Ссылки

  • Гвоздевский Федор Алексеевич. Ассоциация выпускников МИИТа. Архивировано из первоисточника 1 ноября 2012. Проверено 20 сентября 2012.


Гвоздёвский, Фёдор Алексеевич.

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93