Фёдор Алексеевич Гвоздёвский | |||||||||||||||||
Дата рождения | |||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Место рождения |
Калач, Богучарский уезд, Воронежская губерния, Российская империя[1] |
||||||||||||||||
Дата смерти | |||||||||||||||||
Место смерти | |||||||||||||||||
Принадлежность | |||||||||||||||||
Годы службы |
1918—1957 |
||||||||||||||||
Звание | |||||||||||||||||
Награды и премии |
Иностранные награды: |
Фёдор Алексеевич Гвоздёвский (1901, Калач, Воронежская губерния[1] — 1962, Москва) — советский инженер путей сообщения, генерал-майор, дважды лауреат Сталинской премии.
Возглавлял БАМ-проект (1930-е гг.), строительство оборонительных сооружений южного звена Волжской рокады (Иловля — Саратов — Сенная; 1941 г.); руководил прокладкой участков БАМа (Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань; Тайшет — Лена), строительством железнодорожной линий Наушки — Улан-Батор (Монголия).
Содержание |
Родился в семье рабочего-кузнеца, с шестнадцати лет сам начал работать кузнецом в железнодорожных мастерских.
В 1918 г. вступил в РКП(б) и добровольцем в Красную армию. Воевал на Восточном фронте с белочехами и белоказаками, командующим 5-й армией М. Тухачевским был награждён именным оружием. Командовал ротой, эскадроном. За мужество и храбрость, проявленные в боях при взятии Уфы, награждён орденом Красного Знамени, который вручил лично М. Фрунзе. В составе Первой конной армии воевал против Деникина; летом 1920 г., будучи командиром кавалерийского полка, — против поляков, войск барона Врангеля; затем — противбасмачей в Средней Азии. Получил звание комбрига; после ранения был уволен в запас.
Работал кузнецом и учится на рабфаке в Москве. В 1932 г. с отличием окончил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта. Работал на строительстве дороги Москва — Донбасс.
В июне 1938 г. назначен руководителем созданного БАМтранспроекта (в Наркомате путей сообщения, с 8 февраля 1939 г. — в НКВД СССР). С 4 января 1940 г. одновременно — заместитель начальника Главного управления лагерей железнодорожного строительства (начальник — Н. А. Френкель).
Летом 1941 г., после начала войны, возглавил военно-полевое строительство № 13, организованное на базе БАМпроекта; руководил строительством оборонительных рубежей в Калининской области (на рубеже Валдай — Кабожа)[2] для войск Северо-Западного фронта.
В 1942 г. назначен начальником строительного управления Волгожелдорстрой[3], руководил строительством железной дороги вдоль Волги (Сталинград — Саратов — Сызрань — Ульяновск — Свияжск). Часть полотна дороги была сделана из шпал и рельсов, снятых с уже построенных участков БАМа[2]. Открытие движения на участке Сталинград — Саратов планировалось 1 декабря 1942 г., фактически первый поезд прошёл 11 сентября 1942 г. Эта железная дорога внесла немалый вклад в разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом. Заслуги Ф. А. Гвоздёвского были оценены орденом Ленина, орденом Красной Звезды и медалью «За оборону Сталинграда».
В мае 1943 г. был отозван с фронта для подготовки к форсированному строительству железной дороги Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань, назначен начальником Управления строительства № 500[4].
17 ноября 1944 г. присвоено звание генерал-майор инженерно-технической службы[5].
В 1946 г. возглавил Западное строительное управление БАМа, руководил строительством дороги Тайшет — Братск — Лена. Первый рабочий поезд из Тайшета прибыл в Братск 7 ноября 1947 г., в июле 1951 г. было открыто движение от Тайшета до Лены.
С 1953 г. возглавлял Главное управление промышленного строительства МВД СССР (с 1954 г. — в Министерстве среднего машиностроения СССР). В 1957 г. вышел на пенсию по состоянию здоровья.
Похоронен на Введенском кладбище в Москве.
Имя Ф. А. Гвоздёвского было присвоено разъезду на 3117-м километре[6] Байкало-Амурской железной дороги (разъезд закрыт в 1999 г.)[7].
Это заготовка статьи о биографии персоны из СССР. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Гвоздёвский, Фёдор Алексеевич.