Марат Гельман | |
Имя при рождении: |
Марат Александрович Гельман |
---|---|
Род деятельности: |
галерист, коллекционер, публицист |
Дата рождения: |
24 декабря 1960 (51 год) |
Место рождения: | |
Гражданство: | |
Отец: |
Мара́т Алекса́ндрович Ге́льман (род. GiF.Ru — «Информагентства Культура», издательства «ГИФ», проекта Guelman.ru — «Современное искусство в сети». Постоянно включается в Топ-50 самых влиятельных лиц в российском искусстве по версии журнала «Артхроника».
Содержание |
Марат Гельман — сын драматурга и писателя Александра Исааковича Гельмана. Учился в школе № 37 Кишинёва (окончил в 1977 году). В 1983 году окончил Московский институт связи. До 1990 года работал в Кишинёве заведующим лабораторией, инженером, директором «Центра научно-технического творчества молодежи». С 1988 коллекционирует произведения современного искусства, начинает организовывать выставки.
В 1990 году Гельман переезжает в Москву и основывает одну из первых частных галерей России — «Галерею Марата Гельмана». В галерее, в частности, проходили выставки таких художников XX века, как Йозеф Бойс и Энди Уорхол, а также широкомасштабные некоммерческие проекты «Седьмому съезду народных депутатов посвящается…», «Конверсия», «Выбор народа», «Телесное пространство», «Новые деньги»[1].
C 1991 года Марат Гельман занимается политикой. На выборах 1995 года в Государственную думу входил в список кандидатов от блока молодежных организаций «Поколения рубежа». На выборах 1999 года в Государственную думу — руководитель избирательного штаба блока «Союз правых сил»[уточнить], а на выборах мэра Москвы — руководитель избирательного штаба Сергея Кириенко. C 1997 года является соиздателем журнала «Пушкин» (совместно с Глебом Павловским).
В апреле 2002 года Гельман уходит из созданного им и Глебом Павловским в 1995 году АОЗТ «Фонд эффективной политики» (ФЭП). По его словам, ФЭП «превратился практически в департамент по информационному обеспечению администрации президента». С июня 2002 по февраль 2004 года был заместителем генерального директора ОАО «Первый канал», руководителем аналитической дирекции. 16 февраля 2004 подал в отставку, заявив, что «Первый канал» и нынешняя власть больше не нуждаются в его «интеллектуальном обслуживании». Цитата: Умение мыслить, прогнозировать теперь не будет иметь особого значения. Аналитиками станут те, кому будет доступна банальная информация: кто, с кем, когда. А это добывается в первую очередь прослушкой (Коммерсантъ, 17 февраля 2004[2]). С весны по октябрь 2003 года работал в штабе избирательного блока Сергея Глазьева и Дмитрия Рогозина (название изменялось с «Товарищ» на «Товарищи», затем на «Родина»). Участвовал в президентских выборах на Украине в 2004 году — был политтехнологом в кампании за Виктора Януковича и против Виктора Ющенко. Гельман сказал по этому поводу: «За власть в стране борются бывший заключенный и политик, который не является общенациональным лидером. Для России такая ситуация выглядит как в блокбастере „Чужой против Хищника“. Безусловно, Ющенко для Москвы — Чужой, а Янукович — Хищник»[3]. С 2005 года Гельман — член Социал-демократической партии России (СДПР).
В октябре 2006 года было совершено нападение на Галерею Гельмана, в ходе которого был избит сам Гельман, и уничтожены 20 работ Жанна Буллок, жена бывшего министра финансов и вице-премьера Московской области Алексея Кузнецова, о которой Гельман накануне негативно отозвался в том же ЖЖ.[6]
В марте 2009 года М. Гельман продал 50 % своей галереи известному коллекционеру Александру Смузикову в связи с назначением директором Пермского музея современного искусства[7].
В 2009—2010 годах в Пермском Законодательном собрании активно обсуждался приказ о присуждении Гельману премии Пермского края «За достижения в сфере культуры и искусства за 2008 года». Депутаты несколько раз откладывали принятие решение по этому вопросу (с декабря 2009 был перенесён на февраль 2010, когда было отказано принимать), пока в июне 2010 года всё-таки не решили наградить всех остальных номинантов в списке, исключая Марата Гельмана.
На заседании Общественной палаты РФ 9 апреля 2010 года, посвященном обсуждению Генплана развития Москвы до 2025 года, выступил с резкой критикой как самого Генплана, так и мэра Москвы Юрия Лужкова[8]. Впоследствии был исключён из Общественной палаты[9].
С июня 2010 года — руководитель проекта партии Единая Россия «Культурный альянс»[10]. 7 октября 2010 года участовал в телепрограмме Владимира Соловьёва «Поединок».
С 2011 года — член градостроительного Совета Фонда «Сколково».[11].
В марте 2012 года Гельман по приглашению губернатора Краснодарского края Александра Ткачева посетил Краснодар, где под его руководством будет создаваться музей современного искусства[12]. По замыслу автора проекта, центр искусства будет завершен к 2014 году. Его строительство начнут уже осенью, а через полтора года покажут первую коллекцию[13].
13 мая 2012 года в Новосибирске ряд общественных организаций - «Профсоюз граждан России», Народный собор, «Суть Времени», «Евразийский союз молодёжи» и «Трезвый город» провели пикет «В защиту нравственности, против скандальной выставки 'Родина' Марата Гельмана», который собрал около 35 человек. [14] [15][16] В результате протестов выставка так и не состоялась.[17] [18]
16 мая 2012 года около его галереи в Краснодаре прошла несанкционированная акция протеста против открытия выставки современного искусства Icons. В протесте приняли участие как и движения левого и националистического толка, так и назвавшие себя представителями казачества. 10 противников проведения выставки задержаны.[19]
Также в 2012 году Гельман был замечен в Самаре, где активно продвигал идею вступления в некий «Культурный альянс», обещающий одарить культуру города «столичным куратором». Несмотря на скандальный шлейф, тянущийся за этим проектом и его автором, местным мэром Азаровым был подписан протокол о намерениях. Соглашение о вступлении Самары в проект Марата Гельмана было подписано без проведения тендерного конкурса.
В 2001 году галерист Марат Гельман так объяснял суть своего бизнеса:
Если мы продаем работы художников галереи, то галерея имеет процент. Если нет — то я работаю бескорыстно. Мне уже не нужно сегодня изощренным способом получать проценты, ставя в щекотливое положение себя или музей. Мой бизнес строится не на том, чтобы получить деньги с музея, а на том, что в музее показывается современное искусство, и какой-нибудь важный житель города может захотеть иметь у себя дома произведение того же автора и желательно такого же размера — и обратится в галерею, с которой работает музей. Эту модель я опробовал, сотрудничая с музеем города Оклахома в США, купившим у меня около двадцати работ русских художников. И какие-то люди из Оклахомы до сих пор приезжают к нам в галерею и хотят купить произведения тех художников, работы которых висят в их музее.— Интервью «Мраморный дворец М. Гельмана»[20]
Гельман, Марат Александрович.