Гломар Эксплорер — американское судно для судоподъёмных работ.
Было специально спроектировано для глубоководный работ в ходе проведения операции Проект Азориан, в результате которой было поднято несколько частей погибшей советской подводной лодки К-129. Судно было заложено в апреле 1971 года на верфи Shipbuilding Dry Dock Со. в Пенсильвании и спущено на воду в ноябре 1972 года. На разработку его концепции, проектирование и строительство потребовался всего 41 месяц.
Гломар Эксплорер представляло собой однопалубное двухвинтовое судно с «центральной прорезью», над которой размещались стабилизированная вышка и две подвижные колоны, с баком (25.3 м) и ютом (28.7 м) носовой двухъярусной и кормовой четырёхъярусной надстройками, кормовым расположением машинного отделения. Почти треть этого судна занимала «центральная прорезь» размерами 60,65 х 22,5×19,8 м. Снизу это «рабочее отверстие» закрывалась днищевыми щитами с резиновыми уплотнителями. Это помещение служило в качестве дока для размещения захвата, а затем и частей поднятой подводной лодки.
Судно было оборудовано сверхмощным подъемным устройством, размещенным на стабилизированном портале, обеспечивающего спуск и подъем со скоростью 1,8 м/мин объектов массой до 4250 т.
12 августа 1974 года в результате секретной операции ЦРУ «Проект Азориан», при помощи специально сконструированного оборудования (корабль «Гломар Эксплорер» и спецдока с устройством подводного захвата корпуса лодки), была поднята носовая часть подводной лодки К-129.[1][2].
После операции судно длительное время находилось на консервации, в 1999 г. было перепрофилировано (с модернизацией) для буровых работ.
Это заготовка статьи о морском транспорте. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Гломар Эксплорер.