Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Гретри, Андре

Андре Эрнест Модест Гретри
Страна

Франция

Профессии

Композитор

Андре Эрнест Модест Гретри (фр. André-Ernest-Modeste Grétry; 9 февраля 1741, Льеж — 24 сентября 1813, Монморанси) — французский композитор. Бельгиец по происхождению.

Содержание

Биография

Родившись в семье скрипача, с детства изучал музыку, хотя поначалу много рвения не проявлял. Но изучив вокал, хорошо зная итальянскую музыку, начал сам сочинять музыкальные произведения. Продолжил музыкальное обучение в Риме (1761 — февраль 1766). Там же, в Риме, в 1765 году была поставлена первая опера Гретри — «Сборщица винограда»[1]. Первая комическая опера «Изабель и Гертруда» была им сочинена на следующий год, в 1766 году в Женеве. На доме, где он тогда проживал по Большой улице (Grand-Rue) сейчас установлена памятная доска. С 1767 жил в Париже. Находился под влиянием эстетики энциклопедистов, особенно Ж.-Ж. Руссо.

Всего им было создано 15 опер и более 40 комических опер, благодаря чему Франция почитает его мэтром в этом жанре XVIII века. Будучи директором Королевской оперы, он не сразу принял Революцию и Наполеона, долго оставался верен королевской власти. Ария «О Ричард, мой король!» из оперы «Ричард Львиное Сердце» стала роялистским гимном во время Революции. Прошло время прежде чем он перешел на сторону Французской революции.

Жена: художница Жанна-Мария Грандон (Jeanne-Marie Grandon), дочь художника Шарля Грандона.

Награжден орденом Почётного легиона.

Памятник Гретри в Льеже

Был принят в 1795 году во Французскую Академию.

Похоронен на кладбище Пер-Лашез (Père-Lachaise) во Франции, но его сердце покоится отдельно в родном городе Льеже, перед Королевской Оперой Валлонии. Академия музыки Льежа носит его имя.

Мнения

Важность Великой французской революции для формирования нации французов, для становления и укрепления французского национального самосознания может быть понята, даже если ничего не знать ни о Бастилии, ни о Вальми, ни о Вандее — только исходя из всплеска музыкальной культуры. Никакого духа революции, о котором столько говорили Мирабо и де Мулен, не было бы без французских композиторов той эпохи. (…) Андре Гретри был прощен термидорианским Конвентом за прошлые грехи — развлечение своими операми Марии-Антуанетты с компанией и сделан членом Института Франции «как истинный национальный музыкант, музыкальный враг государств-деспотов».[2]
Андре Гретри — первый крупный композитор Валлонии. Льеж почти не видел прославленного Гретри. По совету Вольтера композитор поселился в Париже. Там он сблизился с Жан-Жаком Руссо. Сердцем, умом, музыкой своей Гретри был с теми, кто штурмовал Бастилию, свергал монархию.[3]
С творчеством Гретри связан расцвет французской комической оперы XVIII в. Им были созданы музыкально-эстетические труды. Рассуждения Гретри о тональном колорите, гармонических и оркестровых красках свидетельствовали о новом восприятии природы и эпохи, что нашло дальнейшее развитие в идеях Л. Бетховена, Г. Берлиоза, Р. Вагнера[4].

Сочинения

  • «Сборщица винограда» (La Vendemmiatrice) (1765)
  • «Изабель и Гертруда, или Предполагаемые Сильфы» (Isabelle et Gertrude ou Les Sylphes supposés) (1766)
  • «Браки самнитян» (Les Mariages samnites) (1768)
  • «Знаток» (Le Connaisseur) (1768)
  • «Гурон» (Le Huron) (1768)
  • «Люсиль» (Lucile) (1769).
  • «Говорящая картина» (Le Tableau parlant) (1769)
  • «Момус на земле» (Momus sur la terre) (1769)
  • «Сильван» (Sylvain) (1770)
  • «Двое скупых» (Les Deux Avares) (1770)
  • «Опыт дружбы» (L’Amitié à l'épreuve) (1770)
  • «Друг дома» (L’Ami de la maison) (1771)
  • «Земира и Азор» (Zémire et Azor) (1771), опера-балет
  • «Великолепный» (Le Magnifique) (1773)
  • «Избранница из Саланси» (La Rosière de Salency) (1773)
  • «Серфаль и Прокрис, или Супружеская любовь» (Céphale et Procris ou L’Amour conjugal) (1773)
  • «Неверная магия» (La Fausse Magie) (1775)
  • «Браках самнитян» (Les Mariages samnites) [новая редакция] (1776)
  • «Пигмалион» (Pygmalion) (1776)
  • «Любовь для любви» (Amour pour amour) (1777)
  • «Матроко» (Matroco) (1777)
  • «Суд Мидаса» (Le Jugement de Midas) (1778)
  • «Три Возраста оперы» (Les Trois Âges de l’opéra) (1778)
  • «Неверные понятия, или Завистливый любовник» (Les Fausses Apparences ou L’Amant jaloux) (1778)
  • «Статуи» (Les Statues) (1778)
  • «Непредвиденные события» (Les Événements imprévus) (1779)
  • «Окассин и Николетта, или Обычаи хорошего старого времени» (Aucassin et Nicolette ou Les Mœurs du bon vieux temps) (1779)
  • «Андромаха» (Andromaque) (1780)
  • «Эмилия, или Прекрасная рабыня» (Émilie ou La Belle Esclave) (1781)
  • «Колинетта при дворе, или Двойное испытание» (Colinette à la cour ou La Double Épreuve) (1782)
  • «Затруднение богатств» (L’Embarras des richesses) (1782)
  • «Электра» (Électre) (1782)
  • «Колонны Алсид» (Les Colonnes d’Alcide) (1782)
  • «Талия в новом театре» (Thalie au nouveau théâtre) (1783)
  • «Караван Каира» (La Caravane du Caire), опера-балет (1783)
  • «Теодор и Полен» (Théodore et Paulin) (1784)
  • «Ричард Львиное Сердце» (Richard Cœur-de-Lion) (1784). Ария «О Ричард, мой король!» стала роялистским гимном во время Революции. Романс из этой оперы был использован Чайковским в «Пиковой даме».
  • «Сельское испытание» (L'Épreuve villageoise) (1784)
  • «Панург на острове фонарей» (Panurge dans l'île des lanternes) (1785)
  • «Эдип в Колонии» (Œdipe à Colonne) (1785)
  • «Амфитрион» (Amphitryon) (1786)
  • «Свадьба Антонио» (Le Mariage d’Antonio) (1786)
  • «Ошибки сходства» (Les Méprises par ressemblance) (1786), совместно с дочерью Люсиль Гетри (Lucile Grétry)
  • «Граф д' Альбер» (Le Comte d’Albert) (1786)
  • «Туанетта и Луи» (Toinette et Louis) (1787), совместно с дочерью Люсиль Гетри (Lucile Grétry)
  • «Английский заключенный» (Le Prisonnier anglais) (1787)
  • «Тайный соперник» (Le Rival Confident) (1788)
  • «Рауль Синяя Борода» (Raoul Barbe-Bleue) (1789)
  • Aspasie (1789)
  • «Пётр Великий» (Pierre le Grand) (1790)
  • «Роже и Оливье» (Roger et Olivier) (1790)
  • «Гильом Телль» (Guillaume Tell) (1791)
  • «Сесиль и Эрмансэ, или Два монастыря» (Cécile et Ermancé ou Les Deux Couvents) (1792)
  • «Базиль, или К обманщику, обманщик с половиной» (а Basile ou À trompeur, trompeur et demi) (1792)
  • «Серафина, или Отсутствующая и присутствующая» (Séraphine ou Absente et présente) (1792)
  • «Конгресс королей» (Le Congrès des rois) (1794)
  • «Жозеф Барра» (Joseph Barra) (1794)
  • «Дени-тиран, школьный учитель в Коринфе» (Denys le tyran, maître d'école à Corinthe) (1794)
  • «Праздник разума, или Республиканская избранница» (La Fête de la raison) (1794)
  • «Калиас, или Природа и родина» (Callias ou Nature et patrie) (1794)
  • «Диоген и Александр» (Diogène et Alexandre) (1794)
  • «Лисбет» (Lisbeth) (1797)
  • «Анакреон у Поликрата» (Anacréon chez Polycrate) (1797)
  • «Цирюльник деревни, или Возвращение» (Le Barbier du village ou le Revenant) (1797)
  • «Элиска, или Материнская любовь» (Elisca ou L’Amour maternel) (1799)
  • «Каска и голуби» (Le Casque et les Colombes) (1801)
  • «Зельмар, или Убежище» (Zelmar ou L’Asile) (1801)
  • «Подготовка» (Le Ménage) (1803)
  • «Уготованные девушки» (Les Filles pourvues) (1803)
  • Балеты, романсы, реквиемы, симфонии, квартеты, концерты, камерные, инструментальные и другие музыкальные произведения.

Современные постановки

Произведения Гретри входят в репертуары европейских театров. Французское радио в 1974 году записало оперу «Земир и Азор», а в 1979 — «Ричард Львиное сердце». Итальянский Интернациональный оркестр под управлением Франческо Визиоли в 1991 году сделал запись оперы «Тиран Дени». Известны Лондонские постановки, Венские и т. д. Московский театр «Геликон-опера» обратился к постановке его «Петра Великого»[5][6]. Летом 2008 года в летней резиденции графа Шереметева — музее-усадьбе «Кусково» — прозвучала комическая опера Андре Гретри «Опыт дружбы», которая входила в репертуар Шереметевского крепостного театра и в которой дебютировала одиннадцатилетняя крепостная актриса Прасковья Жемчугова[7]. Сам театр в Кускове торжественно открылся в 1787 году тоже оперой Гретри «Браки самнитян»[8].

Примечания

  1. МузЭкскурс
  2. Шаров К. С. Музыка как инструмент национализма
  3. Галопом по Европе
  4. http://www.internet-school.ru/Enc.ashx?item=700311 Телешкола: Гретри А.]
  5. ПЕТР I ЗАПЕЛ ТЕНОРОМ. Автор Андрей Хрипин
  6. «Петр Великий» Гретри в «Геликоне». Газета «Культура», автор Лариса ДОЛГАЧЕВА
  7. ОРЕАНДА-НОВОСТИ
  8. История усадьбы

Библиография

  • Memoires, ou Essais sur la musique, v. 1—3, P., 1796—97 (Мемуары, или Очерки о музыке, т. 1, М. — Л., 1939).

Литература

Собрано С. М. Грищенко.

  • Роллан Р., Собрание музыкально-исторических сочинений, т. 4—Музыканты прошлых дней, пер. с франц., М., 1938
  • Левашева О., Оперная эстетика Гретри, в кн.: Классическое искусство за рубежом, М., 1966
  • Bobillier М., Gretry, sa vie et ses oeuvres, par M. Bronet (Marie Bobillier)…, P., 1884
  • Wichmann H., Gretry und das musikalische Theater in Frankreich, Halle, 1929
  • Degey M., A. M. Cretrv, [Brux., 1939];.
  • Marsick P. L., A. M. Cretry, Brux., 1944

Les autres livres

  • Ср. Бретон, «Notice sur la vie et les ouvrages d’A.G.» (Париж, 1814)//Заметки о жизни и творчестве А. Г.;
  • «Grétry en famille» (Париж, 1815)//Гретри в семье;
  • ван Гульст, «Grétry» (Льеж, 1842).

Ссылки

  • André-Ernest-Modeste Grétry: Биография на сайте La principauté de Liège
  • Partitions libres de André Grétry
  • Гретри Андре Эрнест Модест
  • Шаров К. С. Музыка как инструмент национализма
  • Галопом по Европе
  • «Гретри Андре Эрнест Модест» в Большой советской энциклопедии
  • Французские композиторы
  • Гретри А.
  • МузЭкскурс


Гретри, Андре.

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93