Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Григорис

Монастырь Амарас в Армении, где был похоронен Григорис

Святой Григорис — святой Армянской Апостольской Церкви, сын армянского католикоса св. Вртанеса и внук св.Григория Просветителя, первый епископ Албании Кавказской.

Св. Григорис родился в Кесарии Каппадокийской (совр. Кайсери, Турция) и был в раннем возрасте рукоположён во епископы своим дядей, св. Аристакесом. В начале 4 века он распространял христианство в двух близких к Армении странах на Кавказе — в Грузии и в Албании (Алуании). Служение там и привело его к мученической гибели. По приказу языческого царя прикаспийских областей (традиция Мовсеса Хоренаци называет его Санатруком, правителем Пайтакарана; по Фавстосу Бузанду это был царь Маскута, по имени Санесан) св. Григориса схватили, привязали к лошади и волокли по прибрежным камням, пока он не умер. Мовсес Каланкатуаци в «Истории страны Алуанк» сообщает, что «святой Григорис принял мученическую смерть на поле, именуемом Ватнеан, на берегу великого моря». Его ученики перевезли тело святого в монастырь Амарас и похоронили его там. Поскольку, во избежание надругательства со стороны язычников, место захоронения не было отмечено, оно, со временем, забылось.

Мощи святого были обретены в 489 г. алуанским царем Вачаганом III (Благочестивым), происходившим из армянского княжеского рода Араншахик. Над мощами была воздвигнута часовня, сохранившаяся доныне.
В 1992 году, когда в ходе карабахской войны монастырь Амарас, где похоронен святой, был захвачен азербайджанскими войсками, и гробница св. Григориса, была разрушена. В настоящее время в этом монастыре ведутся восстановительные работы.
В Амарасе, где захоронен Св. Григорис, имелась надпись: «здесь захоронен святой Григорис, Католикос Алуанка, внук Григория Просветителя, что он был предан мученической смерти в лето 348 года в Дербенте царем маскутов Санесаном, а святые мощи его были привезены в Амарас его питомцами — диаконами из Арцаха»[1].
Известный в свое время публицист и исследователь истории и быта народов Дагестана Ростом-бек Ерзинкян осенью 1857 года, будучи офицером российской армии, посетил часовню Святого Григориса у села Молла-Халил (совр. с.Нюгди ). Об этом он написал в статье "Гора Абасова и часовня святого Григориса", опубликованной в 1859 году в выходившей в Тифлисе армянской газете "Мегу Айастани"[2].
Дагестанский историк-краевед Евгений Козубский в «Истории Дербента» 1906 года пишет, что Григорис был убит на Ватнианской (Ватнийской) равнине, «которая, по преданию, находилась в 30-ти верстах к югу от Дербента, близ села Молла-Халил, где стоит часовня во имя Григориса». Дербентские армяне, по свидетельству Козубского, раз в год ходят на поклонение к часовне Григориса, он пишет, что и «мусульмане чтут это место за святыню»[3].
По данным современного исследователя истории религии в Дагестане К.М. Ханбабаева[4], место гибели Св. Григориса «локализуется недалеко от Дербента (вблизи современного поселка Белиджи Дербентского района)...здесь была сооружена часовня для многочисленных паломников».

Таким образом, место мученической гибели Св. Григориса, которая датируется 40-ми годами IV века, находится на территории современной Республики Дагестан, южнее Дербента и Белиджи, у села Нюгди (Молла-халил). Возведенная на этом месте Часовня Св. Григориса по воле Божьей сохранилась до наших дней. Последняя в истории реставрация Часовни была проведена в 1916 году, о чем свидетельствует надпись на армянском языке над входом. Каменные стены стоят до сих пор, однако внутреннее убранство храма не сохранилось. В советский период Часовня была признана памятником истории, однако внутри церкви многие десятилетия государственного атеизма царило запустение. В то же время жители села Нюгди не разрушили памятник, наоборот, они почитали его.

Последние несколько лет работы по восстановлению святыни возглавил председатель дагестанского регионального отделения «Союза армян России» и лидер армянской общины Дербента Виктор Данилян при поддержке местных властей и группы единомышленников. Были укреплены стены, крыша и купол часовни, восстановлены двери и окна. Завершаются внутренние отделочные работы.

Возродилась традиция, по которой армянская община Дербента и армянские семьи из других местностей Дагестана, юга России и зарубежья ежегодно приезжают к часовне поклониться Св. Григорису в предпоследнее воскресенье августа (в советское врмя поклониться святому приходили лишь отдельные семьи дербентских армян). Участие в этом поклонении принимают духовные представители Епархии Юга России Армянской Апостольской Церкви.

В 2008 году был снят документальный фильм "Дорога к храму" (Дагестанское телевидение, авторы: Карен Арзуманов и Гуллер Камилова), посвященный истории Св. Григориса и возрождению его Часовни у села Нюгди в контексте истории армянского этноса в Дагестане.
В 2010 году в газете "Храм у истоков нашей веры", в которой рассказывается об истории Св. Григориса и его часовни в Дагестане.

Примечания

  1. Мкртчян Б. Дорога к древним Храмам //Планета диаспор. 2000.15 июля.
  2. Гаджиев В.Г., Григорян В. Дагестан в армянской дореволюционной литературе. Ростом-бек Ерзинкян о стране гор// Историография истории Дагестана досоветского периода. Сборник статей. Махачкала, 1986. С.132.
  3. Козубский Е. И. История Дербента. Темир-Хан-Шура, 1906. С.12.
  4. Ханбабаев К.М. Христианство в Дагестане в IV- XVIII вв.// Собрание трудов Центра системных региональных исследований и прогнозирования ИСПИ РАН. Южнороссийское обозрение. 2004. Вып. 20.

См. также

Григорис.

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93