Мамонт Дальский | |
Имя при рождении: |
Мамонт Викторович Неёлов |
---|---|
Дата рождения: | |
Место рождения: |
Кантемировка, Харьковская губерния |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Профессия: | |
Гражданство: |
Российская империя |
Годы активности: | |
Псевдонимы: |
Мамонт Дальский |
Мамонт Викторович Да́льский (настоящая фамилия Неёлов) (1865, Кантемировка, Харьковская губерния — 21.6.1918, Москва) — русский актёр.
Содержание |
Мамонт Дальский родился в 1865 году в Кантемировке Харьковской губернии в семье дворянина, судьи и предводитель дворянства Виктора Владимировича Неелова.
Младшая сестра Магдалина взяла себе псевдоним Дальская (в детстве её называли Даля), эту же фамилию сделал своим сценическим именем и Мамонт.
Мамонт Дальский окончил киевскую гимназию. Увлекался литературой, хорошо знал иностранные языки, латынь. Уже гимназистом выступал в концертах, исполняя произведения А. С. Пушкина, У. Шекспира, Ф. Шиллера. Затем поступил на юридический факультет Харьковского университета, но в 1885 году оставил учёбу ради сцены.
В 1886 году Дальский получил ангажемент в труппе Воронцова в Вильно и быстро занял место ведущего актёра. В течение нескольких лет Дальский играл в провинции. Актриса Мария Велизарий вспоминала:
«Даже Шклов, Умань, Винница… были для него крупными городами. Он играл в Голте, а мечтал о гастролях в Париже… Ему было совершенно безразлично, каков ансамбль, есть ли на сцене декорации, а на актёрах — должные костюмы. Раз он, Мамонт Дальский, играет, значит, здесь — настоящий театр, если даже над головой нет крыши…[1]»
В 1889 году по предложению П. Д. Боборыкина Дальский поступил в труппу московского Нового театра Е. Н. Горевой. Именно в театре Горевой к Дальскому пришла слава: публика оценила его игру в пьесе «Дон Карлос» Ф. Шиллера (заглавную роль пьесы Дальский сохранял в своём репертуаре в течение нескольких лет). Другой замечательной ролью Дальского стал Барон в пьесе А. С. Пушкина «Скупой рыцарь».
В 1890 году Мамонт Дальский получает приглашения из ведущих театров Москвы и Петербурга: Малого и Александринского. Главный режиссёр Александринки П. М. Медведев приглашает его в труппу «без дебюта». Первое появление Дальского на сцене состоялось 8 сентября 1890 года — в роли Жадова в пьесе А. Н. Островского «Доходное место». В театре он выступает в амплуа драматических любовников, особенно ему удавались герои с сильными, необузданными страстями, выступающие против общества: Чацкий («Горе от ума» А. С. Грибоедова), Незнамов («Без вины виноватые» А. Н. Островского), Рогожин («Идиот» Ф. М. Достоевского), Гамлет и Отелло («Гамлет», «Отелло» Шекспира), Карл Моор («Разбойники» Ф. Шиллера) и др.
Дальский проработал в Александринском театре 10 лет, однако в последние годы ему практически не давали новых ролей: он играл, например, Квартального в «Ревизоре» Н. В. Гоголя и Надзирателя в «Свадьбе Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина. Последняя крупная роль Дальского в театре — Отелло в одноимённой трагедии Шекспира, — была сыграна им 4 февраля 1900 года, в юбилей пребывания на александринской сцене. Сразу после этого Дальского увольняют из театра.
Дальский пытался создать собственный театр (свой проект театра он показывал М. Горькому и Ф. Шаляпину в 1915 году), но ему это не удалось. С 1900 года он гастролирует в провинции, выступает на столичных сценах и в частных театрах, организует публичные вечера трагедий, исполняя отрывки из своих лучших ролей. В последний раз Дальский появляется на сцене в 1916 году.
В 1917 году Мамонт Дальский объявляет себя анархистом, 14 января 1918 года он был арестован по указанию управляющего делами Совета народных комиссаров В. Д. Бонч-Бруевича, однако вскоре отпущен.
Дальский погиб в Москве 8 июня 1918 года: сорвался с подножки трамвая, отправляясь в гости к Шаляпину.
Мамонт Дальский появляется в романе А. Н. Толстого «Хождение по мукам»:
Душой этих ночных кутежей был Мамонт Дальский, драматический актер, трагик, чье имя в недавнем прошлом гремело не менее звучно, чем России. Это был человек дикого темперамента, красавец, игрок, расчетливый безумец, опасный, величественный и хитрый. За последние годы он выступал редко, только в гастролях. Его встречали в игорных домах в столицах, на юге, в Сибири. Рассказывали о его чудовищных проигрышах. Он начинал стареть. Говорил, что бросает сцену. Во время войны участвовал в темных комбинациях с поставками. Когда началась революция, он появился в Москве. Он почувствовал гигантскую трагическую сцену и захотел сыграть на ней главную роль в новых «Братьях-разбойниках». Со всей убедительностью гениального актера он заговорил о священной анархии и абсолютной свободе, об условности моральных принципов и праве каждого на все. Он сеял по Москве возбуждение в умах…[3]
Дальский, Мамонт Викторович.