Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Двадцать восемь будд (список)

(перенаправлено с «Двадцать восемь будд (список)»)
Перейти к: навигация, поиск

Патриархи чань (патриархи буддизма) — линия преемственности учеников от Будды Шакьямуни до Бодхидхармы. Существуют различные варианты линии преемственности, общепринятым в дзэн является список из 28 патриархов буддизма и 6 патриархов чань в Китае.

Патриархи буддизма

Д. Т. Судзуки приводит список из 28 патриархов и указывает, что он является в дзэн общепринятым[1][2]:

1. Шакьямуни
2. Махакашьяпа
3. Ананда
4. Шанаваса
5. Упагупта
6. Дхритика
7. Миччака
8. Буддхананда
9. Буддхамитра
10. Бхикшу Паршва

11. Пуньяяшас
12. Ашвагхоша
13. Бхикшу Капимала
14. Нагарджуна
15. Канадэва
16. Арья Рахула
17. Самгхананди
18. Самгхаяшас
19. Кумаралата

20. Джаята
21. Васубандху
22. Манура
23. Хамлекаяшас
24. Бхикшу Шимха
25. Башасита
26. Пунямитра
27. Праджнятара
28. Бодхидхарма

Согласно профессору Кайтэну Нукарии, учителям Кэнко Цудзи, Сандо Кайсену и официальному сайту школы Кван Ум, существует другой список 28 патриархов[3][4][5][6]:

1. Махакашьяпа
2. Ананда
3. Шанаваса
4. Упагупта
5. Дхритика
6. Миччака
7. Васумитра
8. Буддхананда
9. Буддхамитра
10. Бхикшу Паршва

11. Пуньяяшас
12. Ашвагхоша
13. Бхикшу Капимала
14. Нагарджуна
15. Канадэва
16. Арья Рахула
17. Самгхананди
18. Самгхаяшас
19. Кумаралата

20. Джаята
21. Васубандху
22. Манура
23. Хамлекаяшас
24. Бхикшу Шимха
25. Башасита
26. Пунямитра
27. Праджнятара
28. Бодхидхарма

Патриархи чань

Бодхидхарма является двадцать восьмым индийским патриархом и первым патриархом чань[1]. Всего в Китае было шесть общих патриархов чань, после чего чань разделился на северную и южную школы:

  1. Бодхидхарма
  2. Хуэйкэ (яп, Эка)
  3. Сэнцань (яп, Сосан)
  4. Даосинь (яп, Досин)
  5. Хунчжэнь (яп, Гунин)
  6. Хуэйнэн (яп, Эно)

История

Китайские буддийские писания называли Бодхидхарму или «28-м патриархом буддизма», или «патриархом» без уточнения. Таким образом писания указывали на то, что школа чань берёт свои истоки от «до­подлинно истинного буддизма», в отличие от всех прочих школ, являвшихся или «боковыми ветвями истинной традиции», или «искажениями». Тем самым также подчёркивалось то, что Бодхидхарма был на тот момент «лидером всей буддийской сангхи», а не просто «случайным буддистом»[7].

Список из 28 патриархов «единой линии Чань» формировался несколько веков. Процесс формирования завершился в тексте «Записи о передаче светильника, составленные в годы правления под девизом Цзиньдэ»[8], который был написан в 1004 году[9]. Профессор А. А. Маслов указывает на две причины формирования единой линии. Согласно первой причине, чаньские школы в VII—VIII веках конкурировали между собой, пытаясь укрепиться в столице Китая. Согласно второй причине, прочие школы буддизма приписывали учителям чань «еретизм» (се) и «ложный путь» (вай дао). Поэтому последователи чань пытались связать чаньских учителей с Буддой и патриархами в Индии. А. А. Маслов считает, что с помощью редактирования источников и удаления из них некоторой информации, не согласующейся с линией преемственности, «возраст» чань был увеличен с реальных VI—VII веков до времени жизни Будды[10].

Согласно данным А. А. Маслова, первым источником, в котором появляется полный список из 28 патриархов, является текст «Баолинь чуань» («Передача драгоценного леса»), написанный в 801 году. Последние четыре патриарха списка выглядят следующим образом[8]:
25. Басиасита
26. Пуньямитра
27. Праджнатара
28. Бодхидхарма

В тексте «Записи к шастрам „Нирвана-сутры“» известного чаньского учителя Цзунми (780—841)[11] последние пять патриархов выглядят следующим образом[8]:
24. Санаваса
25. Упагупта
26. Васумитра
27. Сангхаракса
28. Дхарматрата (Бодхидхарма)

По версии Шэньхуэя, являвшегося учеником Хуэйнэна, список индийских патриархов выглядит следующим образом[12]:
1. Кашьяпа
2. Ананда
3. Мадхьянтика
4. Санаваса
5. Упагупта
6. Субхамитра
7. Сангхаракса
8. Бодхидхарма

По версии монаха Дуфэя, изложенной в «Записях о передаче драгоценно­сти Дхармы» (720 г.[13]), линия преемственности выглядела следующим образом[12]:
1. Махакашьяпа
2. Ананда
3. Мадхьянтика
4. Сана­васа
5. Бодхидхарма

Линия передачи по Хуэйнэну

Согласно Сутре помоста шестого патриарха, переведённой Н. В. Абаевым по наиболее раннему списку Дуньхуан[14], Будда Гаутама являлся седьмым буддой, которому было передано «внезапное учение». В дальнейшем линия передачи выглядела следующим образом[15]:

8. Махакашьяпа
9. Ананда
10. Мадхьянтика
11. Шанаваса
12. Упагупта
13. Дхритака
14. Буддхананди
15. Буддхамитра
16. Паршва
17. Дуньяшас
18. Ашвагхоша

19. Капила
20. Нагарджуиа
21. Кападева
22. Рахулата
23. Сангхананди
24. Гаяшата
25. Кумарата
26. Джаята
27. Васубаидху
28. Манорхита
29. Хакленаяшас

30. Симха-бхикшу
31. Шанаваса
32. Упагупта
33. Сангхаракша
34. Шубхамитра
35. Бодхидхарма
36. Хуэйкэ
37. Сэнцань
38. Даосинь
39. Хунжэнь
40. Хуэйнэн

В других списках сутры линия передачи претерпела изменения. Например, в варианте Сутры помоста шестого патриарха из монастыря Косёдзи часть линии передачи следующая[8]:
31. Басиасита
32. Упагупта
33. Васумитра
34. Сагхаракса
35. Бодхидхарма

В варианте Сутры помоста шестого патриарха из монастыря Дайдзёцзи часть списка до Бодхидхармы выглядит следующим образом[8]:
32. Басиасита
33. Пуньямитра
34. Праджнатара
35. Бодхидхарма

Сутра об учительской передаче Дхарма питаки

Первые двадцать три патриарха, начиная от Махакашьяпы и заканчивая Хакленаяшасем, упоминаются в Сутре об учительской передаче Дхарма питаки, которая была переведена в 472 году. В сутре указан следующий вариант списка[3]:

1. Махакашьяпа
2. Ананда
3. Шанаваса
4. Упагупта
5. Дхритака
6. Миччхака
7. Васумитра
8. Буддханандин

9. Буддхамитра
10. Паршва
11. Пуньяяшас
12. Ашвагхоша
13. Капимала
14. Нагарджуна
15. Канадева
16. Рахулата

17. Сангханандин
18. Сангхаяшас
19. Кумарата
20. Джаята
21. Васубандху
22. Манура
23. Хакленаяшас

Гатхи патриархов

В дзэнских писаниях существуют гатхи о «передаче Дхармы», приписываемые как 28 патриархам, так и семи буддам прошлого. Д. Т. Судзуки отмечал: «Нет сомнения, что все это — плод вымысла, исторического воображе­ния, в котором любили упражняться ранние состави­тели истории дзэн»[16]. В то же время по поводу гатхи Бодхидхармы ученикам Судзуки отмечал, что не существует способа определить, принадлежала ли она Бодхидхарме или была составлена позднее[17].

Наиболее ранним сохранившимся трактатом, содержащим гатхи, является трактат «Записи о передаче Светильника», более ранние трактаты были утрачены, в том числе по причине гонений на буддизм. Согласно дзэнской традиции, гатха первого Будды Випашьины второму Будде Шикхину была следующей[18]:

Это тело рождено из глубин Бесформенного,
Словно формы и образы, возникшие магическим путем;
Призрачные существа с психикой и сознанием с самого начала нереальны;
И счастье, и несчастье пусты, они не имеют обители.

Гатха Будды Шакьямуни Махакашьяпе была, согласно традиции, следующей[19]:

Высшая Дхарма — это дхарма, которая не есть дхарма;
Дхарма, которая не есть дхарма, также есть дхарма;
Если я сейчас передаю тебе эту не-дхарму,
Тогда что можно назвать Дхармой, — где же в конце концов Дхарма?

Примечания

  1. 1 2 Судзуки, 1993, с. 110
  2. Судзуки, 2002, с. 202
  3. 1 2 Нукария, 2003, с. 17
  4. Антология дзэн / под ред. С. В. Пахомова. — СПб.: Наука, 2004. — С. 259—261. — 403 с. — ISBN 5-02-026863-1.
  5. Кайсен С. Дзадзэн. — К.: Ника-Центр, 2001. — С. 45—47. — 72 с. — ISBN 966-521-111-0.
  6. Our Lineage (англ.). «Архивировано из первоисточника 21 июля 2014.
  7. Маслов, 2000, с. 107
  8. 1 2 3 4 5 Маслов, 2000, с. 108
  9. Маслов, 2000, с. 465
  10. Маслов, 2000, с. 25—26
  11. Маслов, 2000, с. 40
  12. 1 2 Маслов, 2000, с. 109
  13. Маслов, 2000, с. 28
  14. Чебунин А. В. Сутра помоста сокровища учения великого учителя шестого патриарха // История проникновения и становления буддизма в Китае: [монография]. — Улан-Удэ: Изд.-полигр. комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2009. — 278 с. — ISBN 978-5-89610-144-4.
  15. Абаев, 1989, с. 221
  16. Судзуки, 2002, с. 203
  17. Судзуки, 2002, с. 206
  18. Судзуки, 2002, с. 203—204
  19. Судзуки, 2002, с. 204

Литература

  • Абаев Н. В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. — 2-е изд.. — Новосибирск: Наука, 1989. — 272 с.
  • Кеннетт Д. Дэнкороку (Книга передачи) // Водой торгуя у реки: Руководство по дзэнской практике / Пер. с англ. О. В. Стрельченко под ред. С. В. Па­хомова. — СПб.: Наука, 2005. — С. 238—295. — 435 с.
  • Маслов А. А. Письмена на воде. Первые наставники Чань в Китае. — М.: Издательство Духовной Литературы, «Сфера», 2000. — 608 с. — ISBN 5-85000-058-5.
  • Нукария К. Религия самураев. Исследование дзэн-буддийской философии и практики в Китае и Японии / Пер. с англ. О. Б. Макаровой, под ред. С. В. Пахомова. — СПб.: Наука, 2003. — 248 с. — ISBN 5-02-026857-7.
  • Судзуки Д. Т., Кацуки С. Дзэн-Буддизм: Основы Дзэн-Буддизма. Практика Дзэн. — Бишкек: МП «Одиссей», 1993. — 672 с. — (Библиотека Восточной религиозно-мистической философии). — ISBN 5-89750-046-0.
  • Судзуки Д. Т. Очерки о дзэн-буддизме. Часть первая / под ред. С. В. Пахомова. — СПб.: Наука, 2002. — 472 с. — ISBN 5-02-026842-9.

Двадцать восемь будд (список).

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93