Абрам Моисеевич Деборин | |
Имя при рождении: |
Абрам Моисеевич Иоффе |
---|---|
Дата рождения: | |
Место рождения: |
Упино, Россиенский уезд (ныне Шилальский район), Ковенская губерния, Российская империя |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Страна: | |
Школа/традиция: | |
Направление: | |
Период: | |
Оказавшие влияние: |
Абра́м Моисе́евич Дебо́рин (настоящая фамилия Ио́ффе; 4 [16] июня 1881, Упино, Россиенский уезд (ныне Шилальский район), Ковенская губерния, Российская империя — 8 марта 1963, Москва, СССР) — российский и советский философ-марксист, один из создателей Института философии АН СССР. Профессор (1935[2]). Академик АН СССР (1929).
С 1907 по 1917 г. был меньшевиком. Член ВКП(б) с 1928 года.
Окончил философский факультет Бернского университета (1908).
Ленин на сомнения Е. Ярославского в целесообразности привлечения Деборина и Аксельрод к чтению лекций по философии в Университете Свердлова ответил, что их нужно привлечь обязательно: «По-моему, обязательно... Их бы обоих привлечь к выработке детальнейшей программы (и конспекта лекций) по философии и плана изданий по философии», прибавив при этом: «Если станут агитировать за меньшевизм, мы их поймаем: присмотреть надо»[1].
В 1921 г. возглавил философское отделение Института красной профессуры[3]. С 1922 — член редколлегии журнала «Под Знаменем Марксизма». С 1924 до начала 1931 г. заместитель по научной части директора Института К. Маркса и Ф. Энгельса. В 1926—1930 гг. — ответственный редактор журнала «Под Знаменем Марксизма». Возглавил образованную в янв. 1927 года философскую секцию Комакадемии, в 1928 году с этой секцией при Комакадемии был объединен также возглавляемый Дебориным Институт научной философии РАНИОН, а в 1929 году этим объединением был организован Институт философии Коммунистической академии, первым директором которого стал А. М. Деборин[3].
В 1920-х гг. Деборин выступал с критикой механицизма, отстаивая материалистическую диалектику. В так называемой «дискуссии механицистов и диалектиков», отмечают[1]: «...Механисты в массе своей были естествоиспытатели, ... деборинцы — философы. Основную свою задачу они видели в разработке философских категорий в их абстрактном общем виде, опираясь при этом на систему диалектической логики Гегеля. Они в механистах — представителях естествознания — видели основное препятствие на этом пути, поскольку некоторые из них, не скрывая, повторяли основной позитивистский тезис: «Наука — сама себе философия». Деборинцы в этом видели угрозу для философии как абстрактной науки.
Как пишет А. А. Тахо-Годи, в конце 1920-х гг. Деборин сыграл «не последнюю роль в аресте» А. Ф. Лосева, которого считал философом идеалистического направления (сведения о травле Лосева со стороны Деборина излагаются со слов самого Лосева)[4].
В январе 1929 года был провален на выборах в члены Академии Наук в числе трёх кандидатов-коммунистов (вместе с Н. М. Лукиным и В. М. Фриче), избиравшихся в числе 42 новых академиков. В феврале 1929 года была проведена перебаллотировка уже с участием вновь выбранных в январе академиков-коммунистов. Деборин, Лукин и Фриче были избраны действительными членами Академии наук СССР.
9 декабря 1930 г. И. В. Сталин встретился с членами бюро ячейки ВКП(б) Института красной профессуры философии и естествознания (ИКПФиЕ) и провел беседу о положении на философском фронте и задачах борьбы на два фронта в философии, о необходимости разработки ленинского теоретического наследства.[5]. Эта встреча ознаменовала собой начало антидеборинской кампании против «меньшевиствующего идеализма».
В конце 1930 г. был смещен с должности ответственного редактора журнала «Под Знаменем Марксизма», хотя и остался в составе редакционной коллегии. После принятия Постановления ЦК ВКП(б) о журнале «Под знаменем марксизма» от 25 января 1931 г. академик А. М. Деборин был отстранен от руководства созданного им Института философии. С начала 1930-х гг. Деборин подвергся резкой критике со стороны молодых советских философов-марксистов, в первую очередь Митина и Юдина. Со стороны президиума Комакадемии атаку на Деборина возглавили Милютин и Пашуканис[6].
С 1935 г. работал в АН СССР и вплоть до своей смерти оставался в числе наиболее влиятельных представителей философских элит в СССР.
Одним из первых в советской философии Деборин вслед за Энгельсом признал важность вопроса «об отношении наших мыслей к окружающему нас внешнем миру». Он активно использовал понятия исторического и диалектического материализма. К существенным чертам диалектики учёный относил «признание скачков в процессе развития» и схема «отрицания отрицания». Символы, по его мнению, служат для организации человеческого опыта и не имеют абсолютно-реального значения.
Деборин, Абрам Моисеевич.