Декалог | |
Dekalog | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Автор сценария |
|
В главных ролях |
Майя Коморовска, Кристина Янда, Ольгерд Лукашевич, Даниэль Ольбрыхский, Гражина Шаполовска, Ежи Штур, Збигнев Запасевич, Богуслав Линда, Артур Барчиш |
Композитор | |
Кинокомпания | |
Длительность |
550 мин. (10 фильмов) |
Страна | |
Год | |
IMDb |
ID 0092337 |
«Декалог» — цикл из десяти телевизионных фильмов польского режиссёра Кшиштофа Кеслёвского, снятый в 1989 году. Каждый из фильмов тематически связан с какой-то из десяти библейских заповедей.
Содержание |
Сюжеты фильмов представляют собой отдельные истории, однако они объединены между собой общим замыслом фильма, местом и временем действия (современная циклу Польша), появлением в них персонажей из других серий (иногда почти незаметным), а также странной фигурой в исполнении актёра Артура Барчиша, появляющейся в эпизоде в каждой серии, которую киноведы объясняют, в том числе, как «появление Ангела»[1].
Кшиштоф Кеслёвский объяснял замысел цикла в книге «О себе»:
«Декалог» — это попытка рассказать десять историй, которые могли случиться с каждым. Это истории о людях, захваченных жизненной суетой, но в результате неожиданного стечения обстоятельств обнаруживающих, что они топчутся на одном месте, забывая про действительно важные цели. Мы стали слишком эгоистичны, чересчур сосредоточенными на себе и своих потребностях. Мы вроде бы много делаем для своих близких, но когда наступает вечер, оказывается, что у нас уже нет ни сил, ни времени, чтобы их обнять ли приласкать, сказать им что-то хорошее. У нас не хватает на это жизненной энергии. Мы уже не способны выразить свои настоящие чувства. А жизнь проходит.[2]
Картины сняты в различных жанрах — от преобладающей тяжёлой психологической драмы до комедии (в заключительной серии)[3], но в едином стиле.
Пятая и шестая серии «Декалога» созданы на одном материале с фильмами Кеслёвского «Короткий фильм о любви» и «Короткий фильм об убийстве», однако разный монтаж делает эти работы двумя парами версий двух картин, в том числе допускающими различные трактовки замысла авторов.
Первая заповедь — «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим».
Вторая заповедь — «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои».
Оператор — Веслав Здорт
Третья заповедь — «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно».
Оператор — Эдвард Клосиньский
Четвёртая заповедь — «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осёл твой, ни всякий] скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его».
Оператор — Пётр Собочинский
Пятая заповедь — «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе».
Оператор — Кшиштоф Пакульский
Шестая заповедь — «Не убивай».
Оператор — Славомир Идзяк
Седьмая заповедь — «Не прелюбодействуй».
Оператор — Витольд Адамек
Восьмая заповедь — «Не кради».
Оператор — Дариуш Куц
Девятая заповедь — «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего».
Оператор — Анджей Ярошевич
Десятая заповедь — «…не желай жены ближнего твоего…»
Оператор — Пётр Собочинский
Десятая заповедь — «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего».
Оператор — Яцек Блавут
Съёмки фильма продолжались, по словам режиссёра, 11 месяцев[2], а по воспоминаниям Ежи Штура, около двух лет[3].
Почти все фильмы цикла были сняты разными операторами, поскольку Кеслёвский хотел добиться, чтобы каждая история имела свой стиль повествования. При этом режиссёр предоставил всем операторам полную свободу. В дальнейшем Кеслёвский отмечал, что все фильмы «Декалога» как будто сняты одной рукой. По его мнению, схожесть получившихся картин является «…доказательством существования некоего духа, характера сценария. И если оператор умен и талантлив, то, какие бы средства он ни использовал, неизбежно этот дух уловит»[2].
В фильме снялись многие ведущие актёры польского кино (Майя Коморовска, Кристина Янда, Ольгерд Лукашевич, Даниэль Ольбрыхский, Гражина Шаполовска, Ежи Штур, Збигнев Запасевич, Богуслав Линда и другие). Никогда до съёмок «Декалога» Кеслёвскому не приходилось работать с таким большим количеством актёров.
Кристина Янда считала съёмки в «Декалоге», по её словам, «задачей очень легкой и в этом смысле скучной». Кеслёвский предложил ей на выбор три роли в разных частях цикла, и она выбрала роль во втором фильме, которая уже во время съёмок показалась ей самой слабой, но изменить она ничего не смогла[4].
По воспоминаниям Ежи Штура, ему было предложено выбрать любую из мужских ролей, и он остановился на «Декалоге 9» (роль Романа, страдающего импотенцией). За время съёмок первых семи фильмов Кеслёвский пришёл к мысли, что на эту роль Штур всё-таки не подходит, и актёр сыграл в заключительной части в паре со Збигневом Замаховским.
Центральной проблемой в том сценарии было то, что одна из самых главных сфер человеческой жизни оказалась для молодого человека перечеркнута. В молодости это действительно страшно. А когда ты уже реализовался — да черт с ним, подумаешь, какое дело. И зритель это сразу почувствует. Вот таким образом Кшиштоф объяснил мне, что на эту роль я не гожусь по возрасту.[3]
Музыку к фильму написал польский композитор Збигнев Прайснер, сотрудничавший с Кеслёвским при создании многих других фильмов, например, картин «Без конца», «Двойная жизнь Вероники», трилогии «Три цвета»: («Синий», «Белый», «Красный»).
Фильм получил ряд премий на международных кинофестивалях и получил очень высокую оценку критиков и коллег-кинематографистов. В частности, с большой похвалой отозвался о «Декалоге» Стенли Кубрик, написавший вступительное слово к изданию сценариев к этому фильму[5]. В число своих любимых фильмов включил «Декалог» американский киногуру Роджер Эберт.
При этом в Польше фильм был принят хуже, чем за рубежом. Кристина Янда вспоминала в своей книге:
«Декалог» повсюду пользовался огромным успехом — об этом фильме говорили, что он «покорил весь мир». К своему удивлению, за границей я встречала восторженных критиков, зрителей, продюсеров. Вероятно, стоит в очередной раз задуматься о том, насколько точными оказываются порой мои прогнозы…[4]
Это заготовка статьи о кинофильме. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Декалог часть 3, декалог кшиштоф кесьлевский, декалог рутрекер, декалог описание серий.
Портал:Энтомология/Семейства насекомых/9, Накситралли, Стори, Уильям, 10-я сессия Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО.