Город
|
Джака́рта (индон. Jakarta, яв. Jakarta; до 1527 года — Сунда Келапа, до 1619 года — Джаякарта, до 1942 года — Бата́вия) — особый столичный округ, столица и крупнейший город Индонезии. Расположена на северо-западе побережья острова Ява при впадении реки Чиливунг (Кали Бесар) в Яванское море.
Площадь — 664 км² (включая группу островов Пулау-Серибу). Население 9 607 787 человек (2010, перепись). Плотность населения — 14 469,56 человек на кв. км. Религиозный состав: 85,5 % — мусульмане, 5,2 % — протестанты, 4,8 % — католики, 3,5 % — буддисты, 1 % — индуисты.
Содержание |
Джакарта расположена на северозападном побережье острова Ява, у залива Джакарты Яванского моря. В северной части территория Джакарты — ровная поверхность, приблизительно на 8 метров выше уровня моря. В частности это является причиной частых затоплений. В южных частях территория города холмистая. Через Джакарту протекает около 13 рек, большинство из них течет через холмистые южные части города и впадает на севере в Яванское море. Наиболее значимая река — Чиливунг, которая делит город на западный и восточный районы. Город граничит с провинцией Западная Ява на востоке, и с провинцией Бантен на западе. Территория архипелага «Тысячи островов», которые административно подчиняются Джакарте, находится в одноименном заливе севернее от основной части города.
Первое известное название поселения на месте расположения Джакарты — Сунда Келапа. Наиболее раннее упоминание этой территории, как столицы, относится к периоду существования индонезийского королевства Тарумы в IV веке нашей эры. В 39 году нашей эры король Пурнаварман основал Сунда Пура, как новую столицу королевства, расположенного на северном побережье острова Ява[2]. Пурнаварман поставил семь мемориальных камней с надписями, распростряняющими его правление на территорию, включающую современные территории провинций Бантен и Западной Явы. Надпись на Тугу считается наиболее старой из всех[3].
Официальной датой основания считается 22 июня 1527 года (отмечается как День города), когда войска султаната Демак одержали победу над португальским флотом и, захватив поселение Сунда-Келапа, где португальцы собирались создать форт, назвали его Джаякертой («город победы»).
В 1619 году Джаякерта была осаждена англичанами, а после их ухода — разрушена голландцами. Ян Питерсон Кун основал на этом месте форт Батавия, названный так в честь предков голландцев — батавов.
С 1621 года это название получил и выросший вокруг форта город, ставший центром Голландской Ост-Индии. То место, в районе причала порта, ныне представляет собой северную часть Джакарты, называемую Нижним городом. В 1808 году город начал расширяться на юг, и в районе нынешней центральной площади Медан Мердека выросла часть Батавии называемая Верхним городом. В конце XIX века в Нижнем городе размещались различные деловые учреждения, в Верхнем городе проживала большая часть европейцев, между этими двумя частями Батавии размещался китайский квартал. В Верхнем городе существовала также армянская церковь Батавской епархии[4][5].
С начала японской оккупации в 1942 году городу возвращено название Джакарта.
Климат города субэкваториальный, жаркий, с чётко выраженным сухим сезоном в июне-августе и влажным остальную часть года. Осадков выпадает 400 мм в январе и 70 мм в июне-июле. Влажность 73 %. Среднегодовое количество осадков — 2 000 мм.
Климат Джакарты | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Показатель | Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | Год |
Абсолютный максимум, °C | 36,0 | 34,6 | 35,6 | 35,2 | 35,6 | 37,4 | 36,2 | 35,0 | 36,4 | 36,8 | 37,0 | 35,4 | 37,4 |
Средний максимум, °C | 29,4 | 29,6 | 30,6 | 31,3 | 31,7 | 31,2 | 31,2 | 31,4 | 31,5 | 31,5 | 31,3 | 30,5 | 30,9 |
Средняя температура, °C | 27,2 | 27,2 | 27,9 | 28,5 | 28,9 | 28,6 | 28,3 | 28,5 | 28,7 | 28,6 | 28,2 | 27,7 | 28,2 |
Средний минимум, °C | 25,1 | 25,1 | 25,6 | 25,9 | 26,4 | 26,1 | 25,7 | 26,2 | 26,1 | 26,1 | 25,9 | 25,8 | 25,8 |
Абсолютный минимум, °C | 20,2 | 20,3 | 21,0 | 20,7 | 20,1 | 19,4 | 20,0 | 20,8 | 20,2 | 19,0 | 19,0 | 22,0 | 19,0 |
Норма осадков, мм | 283 | 231 | 160 | 119 | 105 | 62 | 44 | 47 | 49 | 87 | 111 | 161 | 1459 |
Температура воды, °C | 29 | 29 | 29 | 29 | 29 | 29 | 28 | 28 | 28 | 29 | 28 | 28 | 29 |
Источник: Погода и Климат, Туристический портал |
Население Джакарты растет очень быстро — с 1930 года оно увеличилось почти в 17 раз. К началу 1950-х годов население составляло 823 тысячи жителей, в 1961 году — 2,9 млн жителей, в 1971 году — 4,6 млн, в 1980 — 6,5 млн. В 1980-х гг. плотность населения в среднем составляла 8 тыс. жителей на 1 км², в р-не Сенен (Центральная Джакарта) — 50 тыс. жителей на 1 км², Танах-Абанг (Центральная Джакарта) — 25-30 тыс. жителей на 1 км², р-нах Гамбир (Центральная Джакарта) и Гроголь (Западная Джакарта) — 10-15 тыс. жителей на 1 км².
Ныне[когда?] в городской агломерации Джакарты проживает 23 миллиона человек.
Год | Население (млн человек) |
---|---|
1930 | 0,533 |
1960 | 2,9 |
1970 | 4,6 |
1980 | 6,5 |
2006 | 9 |
Официально Джакарта является не городом, а провинцией со статусом столицы, поэтому управляется не мэром, а губернатором. Как провинция, Джакарта делится на пять городских муниципалитетов (kota) (ранее муниципалитетов — kotamadya), каждый из которых возглавляет мэр (walikota) и один округ (кабупатен), управляемый бупати (bupati).
Список городских муниципалитетов Джакарты:
Реки: Чиливунг, Маланг, Ангке, Чиденг и др.
Крупнейший промышленный центр страны (свыше 27 тыс. предприятий, в том числе более 8 тыс. кустарных). Автосборочная, текстильная, швейная, обувная, электронная, пищевая, химическая, фармацевтическая, полиграфическая, стекольная, бумажная, деревообрабатывающая, судоремонтная судостроительная, металлообрабатывающая промышленность. Активно осваиваются новые промышленные зоны (Пуло-Гадунг, Анчол, Пуло-Мас, Чемпака-Путих, Гандариа, Плуит).
Более ста академий и высших учебных заведений, в том числе 18 университетов (крупнейший — Университет Индонезия). 65 больниц.
Важный узел шоссейных и железных дорог, воздушного и морского сообщения. Международный аэропорт Сукарно-Хатта в Ченкаренге. В 13 км к северу находится порт Танджунгприок (1877—1883) — основной контейнерный терминал страны. Вывоз чая, коры хинного дерева, кассавы, кофе, каучука, копры, пальмового масла и др.
Общественный транспорт представлен в основном автобусами. Из традиционных видов транспорта распространен баджадж. До запрета в начале 1970-х гг. были распространены велорикши-бечаки[6].
Джакарта.