Диюй (кит. 地獄) — царство мёртвых или «ад», преисподняя в китайской мифологии. Представления о Диюе основываются на сочетании буддийской концепции «Нараки» (санскрит — नरक) с традиционными китайскими верованиями о загробной жизни, а также множестве популярных дополнений и новых интерпретаций этих двух традиций.
Диюй, как правило, изображается подземным лабиринтом с различными уровнями и камерами, в которых заключены души людей после их смерти для искупления содеянных грехов. Точное число уровней в Диюе, и количество связанных с ними божеств различаются в буддийской и даосской интерпретациях. Некоторые говорят о трёх-четырёх «судилищах», другие упоминают «Десять судилищ ада» (по 16 залов для наказаний), каждым из которых управляет судья (в совокупности известных как десять царей (ванов) Ямы); в иных китайских легендах повествуется о «Восемнадцати уровнях ада». Каждый суд имеет дело с различными аспектами искупления и налагает особые наказания; большинство преданий утверждает, что грешники подвергаются ужасным пыткам, «до погибели», после чего они вновь возращаются к первоначальному состоянию, и пытки повторяются снова.
Содержание |
Согласно идеям даосизма,[1][2] буддизма[3][4][5] и традиционной китайской народной религии, Диюй — это чистилище, которое служит для наказания и обновление духа в рамках подготовки к реинкарнации в следующей жизни. С Диюем связаны многие божества, чьи имена и цели являются предметом противоречивых версий.
В некоторых ранних китайских источниках сказано о людях, идущих после своей смерти, к Жёлтому подземному источнику Хуанцюань[6], в горы Тайшань, Цзююань, Цзюцюань или Фэнду, где их участь отдана во власть земных и горных духов.[6][7][8][9] В IV—VI вв. формируются даосские представления о стольном городе подземного царства Лофэн, расположенном на горе где-то на краю севера, в более позднее время появляются упоминания о шести дворцах на небе, каждый из которых принимает свои души мёртвых. К IX веку даосами были описаны 24 подземных судилища, локализованных на горе Фэнду.[6] В настоящее время Фэнду и храмы на Тайшань превращены в туристические достопримечательности, включая художественные изображения ада и загробной жизни.[10][11] В том же IX веке у буддистов Китая складывается деление ада на 10 залов. Приблизительно в XIII—XV веках оформляются представления о иерархии обитателей преисподней, главным божеством признан Юй-ди (Нефритовый государь), ниже него поставлен Ди-цзан-ван[6]. Поздняя китайская мифология поместила ад непосредственно в уезд Фэнду провинции Сычуань[6]. Некоторые спорные письма-планшетки народной китайской религии, такие как «Диюй Юцзи» («Путешествие в преисподнюю»), утверждают, что, когда мир изменяется, появляется новый ад с новыми наказаниями, и есть даже «Город напрасно умерших» (枉死城 — «Вансычэн»)[12][13][14], куда царь первого судилища отправляет души самоубийц, если, конечно, причиной лишения жизни не стали защита целомудрия, верность долгу или почтение к родителям. Путь к возрождению для таких душ, обратившихся в «эгуй» (голодных демонов), закрыт навсегда, но, по поверью, они могут завладеть чужим телом, поэтому опасны для живых[6]. Есть и другие загробные объекты[15][16]. Одним из важнейших является Найхэ-цяо (奈何橋), «Мост беспомощности», который должна пересечь каждая душа перед входом в подземный мир, подобно реке Стикс в греческой мифологии. Дальше на пути в загробный мир душа проходит павильон Ван Сян Тай (望鄉臺), откуда она ещё раз напоследок может увидеть своих родных и близких, оставленных в мире живых.
Среди других географических особенностей в Диюе имеется своя столица под названием Юду. Как правило, по описаниям она напоминает типичный китайский столичный город, такой как Чанъань, но окружена и пронизана тьмой.
Концепция «Десяти судилищ ада» сложилась в поздней китайской народной религии под влиянием буддизма. В китайской мифологии, Нефритовый император назначил царя Яму надзирать за делами Диюя. Существовали 12800 преисподних, расположенных под землёй и 84000 преисподних, находящихся на краю вселенной. Яма сократил количество преисподних до десяти. Позже он разделил Диюй на десять судилищ, за каждым из которых наблюдал «царь Ямы», в то время как сам Яма оставался в качестве верховного правителя Диюя. Все попадают в Диюй после смерти, но промежуток времени, который человеческая душа проводит в аду, зависит от тяжести совершённых грехов, и, после получения должного наказания, она в конечном итоге будет направлена на реинкарнацию. Всего душе достаточно пройти шесть форм перерождения, добродетельные перевоплощаются на землю в князей, военачальников и знать; не столь благочестивые — в учёных мужей, торговцев, ремесленников и крестьян, а некоторых ждёт сиротская, вдовья или бездетная участь. Грешники в новой жизни рождаются животными, птицами, насекомыми и гадами.[6] В то же время, души будут переходить от одного этапа к другому по решению Ямы.
№ | Имя и титул | День рождения (по китайскому календарю) |
Владения | Описание судилища |
---|---|---|---|---|
1 | Цзян[17], Циньгуан-ван 秦廣王蔣 |
1 день 2-го лунного месяца | Жизнь и смерть, и судьба всех человеческих существ | Циньгуан-ван считается главным из десяти судей, он восседает на Чёрной дороге у Жёлтого источника над большим морем. В его судилище души подвергаются допросу. Чистые души проходят сразу в десятое судилище, откуда вновь отправляются на землю, а нечистые души проходят мимо «зеркала греха», в котором отражаются все их дурные поступки, а на раме написаны слова «На террасе (не-цзин-тай), [обращённой к востоку], перед зеркалом греха нет хороших людей». Владения Циньгуан-вана включают «двор голода» (цзи-чан), «двор жажды» (кэ-чан), «камеру восполнения священных текстов» (бу-цзин-со), где томятся монахи, не дочитывающие заупокойные молитвы, но взявшие за них вознаграждение. |
2 | Ли, Чуцзян-ван 楚江王歷 |
1 день 3-го лунного месяца | Санджива, Арбуда | Во втором судилище, полном нечистот, грешников колют вилами. Под конвоем духа Чжэннин («мохнатая собака») и Чи-фа («красноволосый») сюда для отбывания наказания посылаются души воров, обманщиков, дурно лечащих врачей, извращенцы и прелюбодеи. |
3 | Юй, Сунди-ван 宋帝王余 |
8 день 2-го лунного месяца | Каласутра, Нирарбуда, Хэйшэн («чёрная верёвка») | В третьем судилище, расположенном под морем к юго-востоку, чёрной пеньковой верёвкой грешникам связывают руки и ноги, стягивают горло, потом отбивают колени, выкалывают глаза, печень и сердце сжимают клещами, строгают сердце, живьём снимают кожу. Грешников конвоирует чёрт Далигуй («силач»). Сюда для отбывания наказания посылаются души сомневающихся в императорской заботе о его подданных, плохие чиновники, лживые жёны. |
4 | Люй, Угуан-ван 五官王呂 |
18 день 2-го лунного месяца | Самгхата, Атата | В четвёртом судилище протекает «река нечистот» Найхэ, а проход через мост сторожат ядовитая змея и злой пёс. «Кровавый пруд» Сюэучи принимает души убийц-святотатцев. В залах судилища наказываются завистники, шантажисты, нарушившие обещания дать взаймы, неплательщики налогов, жулики-торговцы и обманщики-покупатели, расхитители масла из уличных фонарей и камней из мостовых; те, кто поносил демонов и оставлял на улице битое стекло. |
5 | Бао[18], Яньло-ван (Янь-ван, Сэньло-ван) 閻羅王包 |
8 день 1-го лунного месяца | Раурава, Хахава | Судья Яньло-ван изначально был главным ваном и владыкой первого судилища, но был отправлен в пятое, поскольку не препятствовал душам людей, погибших от несчастных случаев возвращаться на землю. В пятом судилище, расположенном под морем к северо-востоку, лишаются сердец. Грешников конвоируют Воловья башка и Лошадиная морда, которые возводят их на Вансянтай («террасу, откуда смотрят на родной дом») по лестнице, ступени которой представляют собой ножи. Поднявшись по 63 ступеням, души имеют возможность увидеть и услышать близких, остающихся на земле. Это наказание предназначено презревшим последнюю волю родителей, кто плохо исполнял свои семейные обязанности, при живой жене или муже допускал грезить о близости с другим. |
6 | Би, Бяньчэн-ван 卞城王畢 |
8 день 3-го лунного месяца | Махараурава, Хухува и «Город напрасно умерших» | В шестом судилище, под морем на севере, бросают собакам вырезанные сердца грешников. Здесь терпят наказание люди, фамильярно и неблагочестиво обращавшиеся с богами, обобравшие украшения со святых статуй и изображений, ни во что ставившие книги и письмена. |
7 | Дун[19], Тайшань-ван 泰山王董 |
27 день 3-го лунного месяца | Тапана, Утпала | Седьмое судилище находится под морем на северо-западе. В зале Ба-шэ («вырывание языков») наказываются клеветники. Имена отведавших человечьей плоти, вносят в список Шэнсы-бу («книгу живота и смерти»), записанные в который при перерождении в следующей жизни будут испытывать постоянные муки голода. В других залах мучаются грабители, азартные игроки, оставившие новорождённого дитя. |
8 | Хуан[20], Души-ван 都市王黃 |
1 день 4-го лунного месяца | Пратапана, Падма | В восьмом судилище, расположенном под морем на западе, отбывали наказание не почитающие отца и мать, также те, кто не исполнил похоронные обязанности в отношении своих родителей. Этим грешникам, как правило, была суждена реинкарнация в облик животного с кратким сроком жизни. После того, как душа исправляла своё отношение и не возвращалась более к прежнему нечестию, тогда Цзаован, бог очага, отмечал чело персоны тремя иероглифами: цзунь («исполнил»), шунь («подчинился»), гай («исправился»). |
9 | Лу, Пиндэн-ван 平等王陸 |
8 день 4-го лунного месяца | Авичи, Махападма | Девятое судилище находится под морем на юго-западе, и по периметру ограждено металлической сетью. Здесь удушают верёвками, отрубают головы, разрезают на кусочки души поджигателей, изготовителей ядов, особенно для вызывания аборта, делателей пошлых изображений и злокозненных книг. |
10 | Сюэ, Чжуаньлунь-ван 轉輪王薛 |
17 день 4-го лунного месяца | Отправка душ для реинкарнации | Десятое судилище находится под морем на востоке. Души, готовые по решению судьи Чжуаньлунь-вана к перерождению, идут сначала в павильон богини «тётушки Мэн» (Мэн-по), где кандидатам подаётся напиток забвения и они уходят на землю одним из шести мостов — золотым, серебряным, нефритовым, каменным или двумя деревянными. По желанию дев, желающих отомстить своим соблазнителям, им могут сохранить память, но они вернутся в мир живых бестелесными духами. Ежемесячно перечень душ, допущенных к реинкарнации, передаётся в первое судилище, а оттуда его получает дух Фэндушэнь. |
Концепция восемнадцати уровней Диюя берёт начало в эпоху правления династии Тан (VI—VIII века). Буддийский текст Вэнь Диюй Цзин (問地獄經) упоминает 134 преисподних, но эти представления были упрощены и сведены для удобства в 18 уровней. Грешные души чувствуют боль и муки так же, как живые человеческие существа, когда они подвергаются пыткам. Они не могут «умереть» от мучений, потому что, когда наказание заканчивается, их духовные тела возвращаются в своё первоначальное состояние, и истязание повторяется. Некоторые литературные источники каждому виду наказания отводят по одному уровню. Преступники, которые не были наказаны при жизни, получают возмездие в аду после смерти.[21][22][23][24][25][26][27][28][29][30][31][32][33][34][35]
Ниже приведен список наиболее распространённых наказаний и пыток на восемнадцати уровнях ада:
Другими наиболее распространенными китайскими названиями для преисподней являются:
Диюй википедия, диюй хуанзяо вань, диюй хуанцзло вань.
Категория:Генеральные планы городов, Хрулёв, Грачья Джавахян, Категория:Выпускники Волгоградского государственного социально-педагогического университета.