Дневни́к — совокупность фрагментарных записей, которые делаются для себя, ведутся регулярно и чаще всего сопровождаются указанием даты. Такие записи («записки») организуют индивидуальный опыт и как письменный жанр сопровождают становление индивидуальности в культуре, формирование «я» — параллельно с ними развиваются формы мемуаристики и автобиографии.
Начало широкого распространения подобного интереса к себе и практик его периодического закрепления на письме принято связывать с сентиментализмом и романтизмом в европейской культуре — направлениями, культивирующими личные переживания и субъективное отношение к миру, приверженцы которых не только сами вели дневники, но и заставляли это делать своих героев. Определенное воздействие на практику ведения дневника оказал протестантизм с его навыками рационального управления «душевным хозяйством» — учетом сделанного, продуманного, перечувствованного за день. Личные и путевые дневники в японской культуре, аристократической и монашеской, жанр непринужденных записок дзуйхицу и т. п. (Сэй Сёнагон, Мацуо Басё и др.) — явление, до некоторой степени сходное, но оно имеет собственные культурные корни, традиции и формы. Подавляющая часть известных дневников относится к XIX—XX вв. и приходится на Европу.
Можно различать деловые и личные дневники, дневники путевые (например, «Дневник путешествия в Лиссабон» Генри Филдинга, 1755), бытовые, литературные (писательские). Особую ценность имеют дневники выдающихся людей или близких к ним лиц, документы переломных периодов истории, однако не менее важными, содержательными и интересными могут оказаться повседневные подробности жизни обычного человека, тем более что основной груз упомянутых переломных периодов приходится на себя принимать именно ему. Новые перспективы в практике ведения дневников открывает Интернет.
От собственно дневников стоит отличать литературные произведения (роман-дневник) или другие публикации, использующие дневниковую форму, стилизующие её. Такова, например, публицистика Достоевского в его «Дневнике писателя» или повесть Гоголя «Записки сумасшедшего», «Дневник сельского священника» Жоржа Бернаноса, «Ирландский дневник» Генриха Бёлля, «Северный дневник» Юрия Казакова, «Тошнота» Жана-Поля Сартра и др.
Фальшивые дневники
Существуют поддельные дневники, в том числе — приписываемые известным историческим личностям. Такова, например, известная фальшивка, распространившаяся в Германии 1980-х годов, — мнимые «Дневники» Гитлера. Аналогичный пример — «Дневники» Муссолини.
Также существуют такой род фальшивых дневников, носящих комический или сатирический характер, когда от читателя не скрывается, что этот дневник написан не тем человеком, от имени которого ведутся записи. Например «Тайные дневники Роджера Уотерса».
Дневники и политика памяти
В ряде стран (например, во Франции) организуются [1]).
Уникальный многотомный проект «Эхолот» — воссоздание памяти о [2]).
Литература
Leleu M. Les Journaux intimes. Paris: PUF, 1952
Girard A. Le journal intime et la notion de la personne. Paris, n.p., 1963
Hocke G.R. Europäische Tagebücher aus vier Jahrhunderten. Motive und Anthologie. Frankfurt/Main: Fischer Taschenbuch-Verlag, 1991
Langford R., West-Pavlov R. Marginal voices, marginal forms: diaries in European literature and history. Amsterdam; Atlanta: Rodopi, 1999
Le Rider J. Journaux intimes viennois. Paris: PUF, 2000
Lejeune Ph., Bogaert C. Le journal intime: histoire et anthologie. Paris: Textuel, 2006
Дубин Б. Биография, репутация, анкета (О формах интеграции опыта в письменной культуре)[1995]// Он же. Слово — письмо — литература: Очерки по социологии современной культуры. М.: Новое литературное обозрение, 2001, с. 98-119
[3])
Автобиографическая практика в России и во Франции. М.: Изд-во ИМЛИ им. А. М. Горького, 2006