Дхьяни-будды, Будды Высшей мудрости — пять будд, которые в тибетском буддизме представляют собой пять аспектов Высшей Мудрости изначального Будды — Ади-будды.
Точнее, пять Дхьяни-Будд соответствуют телу Самбхогакая, свободного от страстей и привязанностей, выраженных пятью скандхами. Поэтому их также называют буддами пяти скандх.
Тантрические системы активно работают с пятью скандхами и соответствующими им пятью Дхьяни-буддами.
В Ваджраяне Дхьяни-будды не считаются реально существующими в пространстве и времени, они — антропоморфные символы, которые во время созерцания возникают из пустоты (шуньяты) и выполняют разные функции в процессе переоформления психики созерцающего.[1]
В соответствии с Вайрочана-мандалой, будды располагаются следующим образом:
Акшобхья
(восток) |
||
Амогасиддхи
(север) |
Вайрочана
(центр, главное божество) |
Ратнасамбхава
(юг) |
Амитабха
(запад) |
У пяти будд имеется много ассоциаций, символически отражённых в мандалах.
Будда | Акшобхья | Амогасиддхи | Амитабха | Ратнасамбхава | Вайрочана |
---|---|---|---|---|---|
Направление | восток | север | запад | юг | центр |
Цвет | синий | зелёный | красный | жёлтый | белый |
Порок | ненависть (санскр. dvesha) | зависть (санскр. irshya) | жадность (санскр. rāga) | гордость (санскр. māna) | неведение (санскр. avidyā) |
Мудрость | как зеркало | устранение препятствий | различение | равенство | как пространство |
Мудра | касание земли | бесстрашие | медитация | даяние | обучение Дхарме |
Дхьяни будды, дхьяни будды мандала, дхьяни будды цвета.