Фрэнк Заппа Frank Zappa |
|
Основная информация | |
---|---|
Полное имя |
Фрэнк Винсент Заппа |
Дата рождения | |
Место рождения | |
Дата смерти | |
Годы активности |
1955—1993 |
Страна | |
Профессии | |
Инструменты | |
Жанры |
прогрессивный рок[1] |
Коллективы | |
Сотрудничество | |
Лейблы | |
www.zappa.com |
Фрэнк Винсент Заппа (англ. Frank Vincent Zappa 21 декабря 1940 — 4 декабря 1993) — американский композитор, певец, мультиинструменталист, продюсер, автор песен, музыкант-экспериментатор, а также звуко- и кинорежиссёр. За более чем тридцатилетнюю карьеру охватил такие жанры, как рок, джаз, академическую и конкретную музыку. Выпустил около 60 альбомов, которые записывал как со своей группой The Mothers of Invention, так и сольно.
Музыкант-самоучка. Ещё подростком увлекался ритм-н-блюзом, а также творчеством авангардного исполнителя Эдгара Вареза. Во время учёбы в средней школе начал сочинять симфонические произведения и играл на барабанах в ритм-н-блюзовой группе, в которой позднее перешёл на электрогитару.
Cмесь разнообразных музыкальных жанров привела его к созданию музыки, которую часто невозможно было причислить к какому-либо одному стилю. Его дебютный альбом Freak Out! 1966 года представлял собой сочетание рок-н-ролльных песен с различными импровизациями и студийными звуковыми эффектами. Его последующие альбомы также разделяли этот эклектичный и экспериментальный подход, независимо от того, был ли основным жанром рок, джаз или классическая музыка. В сатирических текстах своих песен резко критиковал общее образование и религию, в то же время защищал свободу слова, пропагандировал самообразование и участие в политической жизни, выступал против цензуры.
Несколько альбомов Заппы имели коммерческий успех, особенно в Европе, благодаря этому он мог на протяжении бо́льшей части своей карьеры работать вне зависимости от звукозаписывающих лейблов. Работы Заппы нашли широкий отклик у музыкальных критиков и оказали заметное влияние на творчестве многих значимых композиторов и исполнителей. Заппа был посмертно введён в Зал славы рок-н-ролла в 1995 году, а его творческий путь в 1997 году отмечен премией Grammy Lifetime Achievement Award.
Помимо музыкальной деятельности также спродюсировал несколько полнометражных фильмов.
Заппа был женат дважды. Брак с Кэтрин Джей Шерман продлился с 1960 по 1964 год. Второй раз Заппа женился в 1967 году на Аделаиде Гейл Слоатмен (англ.), с которой жил до своей смерти от рака простаты в 1993 году. У Заппы четверо детей: Заппа, Мун (англ.), Двизл (англ.), Ахмет (англ.) и Дива (англ.). Вдова Гейл Заппа является управляющей фонда Zappa Family Trust.
Фрэнк Заппа родился в Балтиморе (штат Мэриленд) 21 декабря 1940 года. Его мать Роза Мария Колимор была на три четверти итальянского и на одну французского происхождения, а его отец Франческо Винсент Заппа являлся иммигрантом из сицилийского города Партинико и имел греческие и арабские корни[3]. Заппа был самым старшим из четырёх детей[4]. Семья переезжала часто, так как отец Фрэнка, который являлся по образованию химиком и математиком, работал на оборонном предприятии во Флориде. Через некоторое время семья вернулась в штат Мэриленд, где отец Заппы работал на Эджвудском химическом заводе, являвшимся объектом Абердинского испытательного полигона. Из-за близости арсеналов с ипритом в доме постоянно хранились противогазы[5]. Этот факт отразился в многочисленных песнях Заппы о микробах, бактериологическом оружии и об оборонной промышленности[6].
В детстве Фрэнк часто болел, страдая от астмы, отита и синусита. Доктор лечил его синусит, вставляя гранулы радия в каждую из ноздрей, так как мало было известно о потенциальной опасности даже небольшого количества лечебной радиации[7]. Образы носа также часто присутствовали в музыке и текстах, а также на обложках альбомов Заппы, созданных его сотрудником Кэлом Шенкелем (англ.).
Многие детские болезни Заппы могли быть связаны с воздействием иприта. Здоровье Заппы резко ухудшилось после переезда в Балтимор[5][7]. В 1952 году по состоянию здоровья сына семья перехала в Монтерей (штат Калифорния), где отец преподавал металлургию в военно-морском училище (англ.)[8][9]. Вскоре семья переехала сначала в Клермонт, а затем в Эль-Кахон (англ.), пока, наконец, не обосновалась в Сан-Диего[10].
В Сан-Диего Заппа присоединился к своей первой школьной группе, в которой он выступал в качестве ударника[11]. Примерно в то же время родители купили ему фонограф[12], благодаря чему удалось собрать большую коллекцию грамзаписей, которую он хранил до конца жизни[13].
Фрэнка интересовали звуки инструментов сами по себе, особенно звуки барабанов и перкуссии[11]. В возрасте 12 лет он приобрёл малый барабан и начал изучать основы оркестровой перкуссии[11]. Глубокий интерес Заппы к современной академической музыке начался после того, как он прочитал статью журнала Look (англ.) о сети музыкальных магазинов Sam Goody (англ.), в которых можно было купить такие ранее неизвестные LP, как The Complete Works of Edgard Varèse, Volume One[14]. В статье звучание ударных в композиции Ionisation (англ.), созданной на студии EMS Recordings (англ.), описывалось как «хаотичный перкуссионный беспорядок в сочетании с другими неприятными звуками»[14]. После прочтения этой статьи Заппа решил поискать диски Эдгара Вареза, через год удалось найти один из альбомов (приметой для находки был «безумный учёный», изображённый на обложке)[14]. Не имея достаточно денег, Фрэнк убедил продавца одолжить запись со скидкой[14]. Таким образом, началась пожизненная страсть Фрэнка к музыке Вареза[14].
Заппа рос под влиянием таких авангардных композиторов, как Эдгар Варез, Халим Эль-Дабх (англ.), Игорь Стравинский, Антон Веберн, а также современного джаза, ритм-н-блюза и ду-вопа (в том числе The Medallions и местных пачуко-групп)[15][16]. Мультиэтническое происхождение, многонациональная и неоднородная социально-культурная среда Большого Лос-Анджелеса сыграли решающую роль в формировании Заппы как андеграундного музыканта, с открытым недоверием относящегося к мейнстриму как в музыке, так и в жизни общества и в политике[17], в частности, своих произведениях многократно высмеивал такие музыкальные направления, как психоделия, рок-опера и диско[18][19]. Телевидение также оказало значительное влияние на творчество, о чём свидетельствуют цитаты из телепередач и рекламных роликов в поздних произведениях[17].
В 1956 году семья Фрэнка переехала в Ланкастер в Долине Антилопы (англ.) вблизи авиабазы Эдвардса[14]. Мать одобряла интерес Фрэнка к музыке, и хотя ей не нравилась музыка Вареза, она разрешила сыну в день его пятнадцатилетия позвонить по междугородней связи Варезу[14]. Варез в то время был в Европе, но удалось поговорить с женой композитора[20], познее Варез написал Заппе письмо, в котором поблагодарил за интерес к его творчеству, рассказал о планах работы над композицией Déserts (англ.), а также пригласил Фрэнка посетить его концерт в Нью-Йорке[20]. Встреча так и не состоялась (Варез умер в 1965 году), но письмо Вареза Заппа заключил в раму и хранил всю жизнь[20][21].
В Antelope Valley High School (англ.) Заппа познакомился с Доном Влиетом (который позже добавил к своему имени приставку Ван и принял сценическое имя «Капитан Бифхарт»)[22]. Заппа и Влиет стали близкими друзьями, интересовавшимися ритм-н-блюзом и влиявшими друг на друга на протяжении всей музыкальной карьеры[22]. Примерно в то же время Заппа начал играть на ударной установке в местной группе под названием The Blackouts[18]. В её состав входил в том числе Джеймс Шервуд (англ.), впоследствии ставший членом коллектива The Mothers of Invention[18]. Интерес Заппы к гитаре постепенно рос, и в 1957 году Заппа получил свой первый инструмент. Среди ранних гитарных музыкальных влияний отмечаются Джонни Уотсон (англ.), Хаулин Вульф и Клэренс Браун (англ.)[23]. Заппа сравнивал игру на соло-гитаре со «строительством воздушных скульптур», впоследствии сформировав собственный эклектичный, инновационный и импровизационный стиль игры на инструменте[24].
Интерес Заппы к созданию музыки и аранжировке отмечен в последние школьные годы, когда Заппа, по его словам, занимался аранжировкой и созданием авангардных пьес для школьного оркестра[25]. В 1958 году Фрэнк окончил Antelope Valley High School, в 1966 году поместил двух своих преподавателей по музыке на обложку альбома Freak Out![26]. Из-за постоянных переездов семьи Фрэнк был, по меньшей мере, в шести различных высших учебных заведениях, на которых, будучи студентом, часто отвлекал остальных учащихся от занятий своими выходками[27]. Проучившись всего один семестр, Фрэнк оставил колледж, в результате чего впоследствии начал презирать общее образование. В качестве доказательства своей точки зрения он забрал своих пятнадцатилетних детей из школы, так как отказался платить за учёбу[28].
Заппа покинул дом в 1959 году и переехал в небольшую квартиру в район Лос-Анджелеса Эко Парк (англ.)[29]. Заппа вместе с Кэтрин Джей Шерман, с которой познакомился во время своего краткосрочного пребывания в колледже Помона (англ.), переехали в калифорнийский Онтарио, где поженились 28 декабря 1960 года[29]. Заппа работал в течение короткого периода времени в рекламном бизнесе, который дал ему ценную информацию о том, как он функционирует[30], как следствие на протяжении всей своей карьеры Заппа уделял внимание визуальному представлению своих работ, самостоятельно подготовил несколько обложек своих музыкальных альбомов, руководил созданием фильмов и видеоклипов[30].
Заппа пытался зарабатывать на жизнь в качестве музыканта и композитора, играя концерты в различных ночных клубах с новым составом группы The Blackouts[31]. В коммерческом плане наиболее удачными были профессиональные записи, сделанные для двух малобюджетных фильмов The World’s Greatest Sinner (англ.) (1962) и Run Home Slow (англ.) (1965)[31]. Перед этими двумя фильмами Заппа работал над саундтреками для фильма c Тимоти Кэри (англ.), которые были записаны в 1961 году[31]. Этот фильм содержит множество тем, которые появились на более поздних записях Заппы. Последний саундтрек был записан в 1963 году уже после завершения работы над фильмом, однако найдена дорожка от 1959 года[32], выдержки из саундтрека можно услышать на альбоме Заппы The Lost Episodes (англ.) 1996 года[32].
В течение 60-х годов, Заппа сочинял и записывал песни для других музыкантов, сотрудничая с Рэйем Коллинзом и Полом Баффом[33]. Песня Memories of El Monte (англ.), сочинённая Рэйем Коллинзом и Полом Баффом, была записана группой The Penguins (англ.), несмотря на то, что в композиции отметился только Клив Дункан[33]. Пол Бафф владел небольшой студией звукозаписи Pal Recording Studio, которая включала в себя пять магнитофонов, сделанных главой фирмы[34]. В то время лишь немногие из самых искушённых коммерческих студий имели возможность для многодорожечной записи, так как стандартными всё ещё были моно- или двухдорожечная[34]. Несмотря на то, что ни одна из записей данного периода не достигла большого коммерческого успеха, Заппа заработал достаточно денег, чтобы на концерте исполнить свою оркестровую музыку в 1963 году и записать её во время прямой трансляции[35]. В том же году Заппа появился на ночном шоу Стива Аллена, на котором он использовал велосипед в качестве музыкального инструмента[36]. С Капитаном Бифхартом Фрэнк записал несколько песен, вошедшие в компиляцию под названием The Soots[37]. Эти записи были отвергнуты компанией Dot Records (англ.), так как "не имели никакого коммерческого потенциала»[37]. Этот инцидент был запечатлён на одной из песен альбома Freak Out![37].
После разрыва брака с первой женой в 1964 году, Заппа переехал в студию звукозаписи Pal, где начал регулярно работать по 12 и более часов в сутки, экспериментируя с Наложение (звукозапись) (англ.) и Склейка (катушечная аудиозапись) (англ.)[38], эти приёмы или их аналоги Заппа использовал на протяжении всей карьеры[38]. Получив доход от композиций к кинофильмам, Заппа арендовал старую студию Пола Баффа, работавшего уже на другом лейбле Original Sound (англ.) вместе с Артом Лабо (англ.)[39]. Эта студия позже получила название Studio Z[39]. Studio Z редко арендовалась другими музыкантами, поэтому многие друзья Заппы переехали в неё, в частности Джеймс «Motorhead» Шервуд (англ.)[40]. Заппа начал выступать в качестве гитариста в пауер-трио под названием The Muthers для того, чтобы получить какие-либо средства для существования[41].
В 1965 году в местной газете вышла статья, описавшая Заппу как «короля фильмов из Кукамонго», это вызвало подозрения у полиции, посчитавшей, что Заппа снимает порнографические фильмы[42]. В марте 1965 года к Фрэнку обратился тайный полицейский с просьбой принять предложение в 100 долларов, чтобы тот создал песню для мальчишника[42]. Заппа принял это предложение, и вместе с подругой записали поддельную эротическую сцену[42]. Когда Заппа был готов отдать кассету, его сразу же арестовали, а все записанные материалы конфисковала полиция[42]. Пресса к этому событию была заранее подготовлена, написав на следующий день в газете Daily Report о том, что «в пятницу тайные следователи поймали распространителей порнографических фильмов, в которых были сцены свободного свинга, ликвидировав киностудию и арестовав продюсера-самозванца»[43]. Заппу обвинили в «незаконном распространении порнографии»[44]. За это уголовное преступление музыкант был приговорен к шести месяцам тюремного заключения, однако не прошло и десяти дней, как его освободили[45]. Это короткое тюремное заключение сыграло ключевую роль в формировании негативной оценки авторитарности[46]. Во время судебного процесса Заппа потерял несколько записей, сделанных в Studio Z, так как полиция вернула только тридцать часов плёнки из восьмидесяти[47]. В конечном счёте, Заппа уже не мог позволить себе платить за аренду студии и был отстранён от записи[48]. Впоследствии удалось вернуть ещё часть записей, а в 1966 году здание студии было снесено[49].
В 1965 году вокалист малоизвестной группы The Soul Giants Рэй Коллинз пригласил Заппу вместо ушедшего гитариста. Заппа согласился, быстро став лидером группы: убедил музыкантов играть именно его материал, переименовал группу в The Mothers of Invention. В 1966 году группе при финансировании Тома Уилсона (англ.) записала на лейбле Verve Records первый альбом — Freak Out!, получивший определённое признание (30 тыс. экземпляров, в 1967 году поднимался в чарте Billboard 200 до 130-й позиции).
Во время записи Freak Out! Заппа переехал в новый дом в Лос-анджелесском районе Лорел Каньон (англ.). В этом доме вначале он жил с Памелой Зарубикой (Pamela Zarubica), которая озвучивала на альбомах We’re Only in It for the Money и Uncle Meat персонаж Suzy Creamcheese (англ.)[50], этот дом стал местом встречи (и жизни) для многих музыкантов Лос-Анджелеса и групи того времени, хотя Заппа неодобрительно относился к употреблению гостями наркотиков[51]. Наркоманов Заппа уничижительно называл «assholes in action», хоть и пробовал марихуану несколько раз безо всякого удовольствия[52]. В то же время Заппа был заядлым курильщиком бо́льшую часть своей жизни и неоднократно критиковал антитабачные кампании[53].
В 1966 году после короткого промо-тура в поддержку Freak Out! Заппа встретил Аделаиду Гейл Слоатмен (англ.)[54], летом она переехала к нему в дом, а в 1967 году они поженились[54], Фрэнк Заппа и Гейл Заппа вместе прожили вплоть до кончины Заппы в 1993 году, вместе воспитав четверых детей.
В 1967 году году Уилсон спродюсировал второй альбом The Mothers of Invention — Absolutely Free. В то же время Заппа вместе с оркестром записал материал для своего сольного альбома Lumpy Gravy, выпущенного компанией Capitol Records в 1967 году[55]. Из-за контрактных проблем выпуск альбома долгое время задерживался[55]. Воспользовавшись этой возможностью, Заппа сильно переделал содержимое диска, добавив новый записанный, импровизированный диалог[55]. После того, как договорные проблемы были решены, альбом был переиздан Verve в 1968 году[55]. Данная работа стала «невероятным амбициозным музыкальным проектом»[56], «памятником Джону Кейджу»[57], в котором переплетались академическая музыка, произнесённые слова и электронные шумы, созданные с помощью экспериментальных методов редактирования звука[58][59].
Период с конца 1966 до 1968 года Заппа с женой и группой провели в Нью-Йорке, с перерывом на единственный европейский тур группы. В этот период группа дала большую серию концертов и записала три альбома: We’re Only in It for the Money, Cruising with Ruben & the Jets и Uncle Meat. Обложка We’re Only in It for the Money (пародировавшая обложку Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band[60]) была создана Кэлом Шенкелем (англ.), с которым Заппа познакомился в Нью-Йорке[37]. Эта встреча положила начало пожизненному сотрудничеству, в течение которого Шенкель создавал обложки для многочисленных альбомов Заппы и группы The Mothers of Invention.
Отношения Фрэнка Заппы со старым менеджером Хербом Коэном закончились в 1976 году. Заппа предъявил иск к Коэну за мошенничество довольно крупной суммы денег, находившейся у DiscReet Records, а также за подписание действий, которые не были одобрены Фрэнком[61]. В свою очередь Херб подал встречный иск, согласно которому все счета Заппы и Коэна замораживались, пока вне суда не будет получено соглашение со стороны MGM Records по поводу авторских прав на записи The Mothers of Invention[61]. Согласно встречному иску Заппе также запрещался доступ к любому ранее записанному материалу во время испытательного срока. В связи с сложившимися обстоятельствами Заппа забрал свою готовую копию рок-альбома Zoot Allures у компании Warner Bros, обходя, таким образом, иск главы DiscReet Records[62].
В середине 70-х годов Заппа подготовил материал для альбома Läther (произносится как слово leather)[63]. Этот альбом вобрал в себя все основные аспекты музыкальных стилей Фрэнка Заппы — рок-композиции, оркестровые аранжировки, сложные инструментальные песни и фирменные гитарные соло[63]. Опасаясь судебных исков за этот альбом, компания Warner Bros Records отказалась выпускать его[63]. Фрэнку удалось договориться о выпуске альбома с фирмой Phonogram, а дата релиза были назначена на Хэллоуин 1977 года, однако компания Warner Bros. сорвала выход пластинки, мотивируя свои действия тем, что авторские права на материал принадлежат ей[64]. По этому поводу Заппа ответил, появившись на калифорнийской радиостанции KROQ, что позволяет им передавать альбом Läther и поощряет слушателей делать свои собственные музыкальные записи[65]. В ходе судебной тяжбы между Заппой и компанией Warner Bros. новый материал не выпускался более года[66] . Тем не менее, Warner Bros. выпустила ограниченным тиражом различные версии материала альбома Läther в 1978 и 1979 годах в виде четырёх отдельных пластинок (пяти полноформатных LP)[66] . Четыре отдельных альбома не вошли в третий сборник песен Old Masters, выпущенный в 1987 году[67]. Когда музыка впервые появилась на CD в 1991 году, Заппа решил выпустить четыре отдельных альбома. Полная версия альбома Läther посмертно была выпущена в 1996 году[68].
Хотя Заппа в конце концов получила права на все материалы, созданные под эгидой MGM и Warner Bros.[68], иски предполагали, чтобы он выплатил сумму, полученную от доходов турне в поддержку альбома Läther, что и сделал в значительной степени в 1975—1977 годах, гастролируя с небольшой группой, которая ориентировалась на роковое звучание[64]. К этой группе присоединились барабанщик Терри Боззио, бывший член группы The Mothers of Invention бас-гитарист Рой Эстрада, а также на некоторое время саксофонист Наполеон Мерфи Брок[64]. Среди других музыкантов группы были басист Патрик О’Хёрн, вокалист и гитарист Рэй Уайт и клавишник Эдди Джобсон[64]. В декабре 1976 года Заппа появились в качестве приглашённого гостя на телевизионное шоу канала NBC под названием Saturday Night Live[69]. Выступление включало в себя импровизированное музыкальное участие с актёром Джоном Белуши в инструментальная пьесе The Purple Lagoon[70]. Белуши появился после того, как его персонаж Самурай Футаба сыграл на саксофоне вместе с Фрэнком[70]. Песня Заппы I’m the Slime была представлена публике за кадром диктором SNL Доном Пардо, который в ту же трансляцию также включил композицию Peaches En Regalia[70].
В это же время группа Заппы группы, дополненная Рут Андервуд и духовыми инструментами с участием Майкла и Рэнди Брекеров, проводила концерт во время нью-йоркского Рождества, записи которого появляются на одном из альбомов, выпущенных компанией Warner Bros. под названием Zappa in New York в 1978 году[71]. Этот альбом представляет собой смесь сильных инструментальных композиций, таких как The Black Page и юмористических песен, таких как Titties and Beer[71]. Заглавная композиция, написанная первоначально для ударной установки, которая позже была доработана для больших групп, славится своими сложными ритмическими структурами и короткими, сильно аранжированными пассажами[72][73].
«Tities and Beer» | |
|
|
Помощь по воспроизведению |
В новом альбоме также присутствует песня о сексуальном маньяке Майкле Хьюберте Кеньоне по кличке «Иллинойсская клизма», предоставленная Доном Пардо в виде открытого рассказа[71] . Как и многие песни, на этом альбоме содержатся многочисленные сексуальные намёки[71] , которые приводили многих критиков к возражению и оскорблению.[74]. Заппа проигнорировал критику, отметив, что он был журналистом, доносившим жизнь такой, какую видел своими глазами[75]. Перед последовавшей борьбой с цензурой Фрэнк высказался следующим образом: «Как вы создаёте обществе, которое настолько примитивно, что оно цепляется за убеждения о том, что некоторые слова настолько правдивы, что они могут испортить вас в тот момент, когда вы их слышите?»[76]. Остальными альбомами, выпущенными компанией Warner Bros. без согласия Заппы, стали Studio Tan(1978) и Sleep Dirt(1979), которые состояли из сложных наборов инструментальных мелодий, записанных в период между 1973 и 1976 годах[77]. Их выпуск долгое время задерживался из-за проблем с авторскими правами[77]. Также без согласия Заппы в 1979 году был выпущен альбом Orchestral Favorites, который представлял собой записи концерта с оркестром в 1975 году[77].
«Dancing Fool» | |
|
|
Помощь по воспроизведению |
Разрешив успешно исковые требования, Заппа закончил 70-е «сильнее, чем когда-либо»[78], выпустив два самых успешных альбома в 1979 году: самый продаваемый в своей карьере Sheik Yerbouti[79] и «добросовестный шедевр»[78] под названием Joe's Garage[80]. Двойной альбом Sheik Yerbouti был впервые выпущен на новом лейбле Zappa Records, а песня Dancin' Fool, достигшая 45 позиции в чарте Billboard, номинировалась на премию Грэмми[81]. Песня Jewish Princessиз альбома Sheik Yerbouti привлекла внимание со стороны Антидиффамационной лиги, пытавшейся предотвратить её ротацию по радио, так как, по мнению представителей этой организации, текст песни пропагандировал антисемитизм[75]. Заппа категорически отрицал любые антисемитские настроения и охарактеризовал ADL, как «шумную организацию, которая пытается оказывать давление на людей, чтобы создать еврейский стереотип, соответствующий их идеям о хорошей жизни»[82]. Коммерческий успех альбома был обусловлен, в частности песней Bobby Brown. В связи с подробным текстом о встрече молодого человека с «лесбиянкой по имени Фредди» песня не получила ротацию в США, однако она возглавила чарты многих европейских странах, где английский язык не являлся родным[83]. В тройном альбоме Joe’s Garage голос вокалиста Айка Уиллиса принадлежал некому персонажу по имени Джо, который рассказывал об опасности политических систем[78], подавлении свободы слова и музыки[78], Исламской революции в Иране, объявившей музыку в то время незаконной деятельностью в пределах своей юрисдикции[84] и о «необыкновенных отношениях американцев, занимающихся сексом и откровениями»[78]. Альбом содержит такие рок-песни, как Catholic Girls (ответный удар по спорам о песне Jewish Princess[85]), Lucille Has Messed My Mind Up и заглавный трек, расширенный с помощью живых гитарных импровизаций и игры музыкантов из резервной студийной группы, возглавляемой барабанщиком Винни Колайутой (с которым у Заппы сложилось хорошее музыкальное взаимопонимание) в ходе процесса ксенохронии[86]. Альбом содержит одну из самых известных гитарных пьес Заппы под названием Watermelon in Easter Hay[24][87].
21 декабря 1979 года в Нью-Йорке прошла премьера фильма Фрэнка Заппы под названием Baby Snakes[88]. Этот фильм был посвящён «людям, которые совершают ненормальные вещи»[88]. Почти трёхчасовой фильм состоял из отснятого материала с нью-йоркского концерта 1977 года, с участием клавишника Томми Марса и перкуссиониста Эда Манна, а также гитариста Эндриана Белью[88]. Фильм также содержит некоторые необычные эпизоды с участием пластилиновой анимации Брюса Бикфорда, которые ранее были представлены на телевидении в 1974 году (позднее они стали доступными на видеоклипе The Dub Room Special 1982 года)[88] . Фильм не пошёл в кинопрокат[89], однако выиграл гран-при на Первом Международном музыкальном фестивале в Париже в 1981 году. Фонд The Zappa Family Trust выпустил фильм на DVD, однако стал доступным он только с 2003 года[88].
Позднее, Заппа несколько раз появлялся на телевизионных передачах. Он озвучивал эпизоды в Shelley Duvall’s Faerie Tale Theatre[90], «Полиции Майами»[91] и «Шоу Рена и Стимпи»[90]. Озвучка одного из эпизодов в сериале «Симпсоны» не состоялась к разочарованию создателя Мэтта Грейнинга (Грейнинг был соседом Заппы и верным фанатом его творчества)[92].
В 1980 году Заппа порвал свои связи с компанией Mercury Records после того, как лейбл отказался выпустить песню I Don’t Wanna Get Drafted[93]. В Северной Америке песня была выпущена на лейбле Zappa Records, а на международном уровне — компанией CBS Records[94]. Проведя в турне большую часть 1980 года, Заппа в 1981 году выпустил альбом Tinsel Town Rebellion[95]. Диск впервые был выпущен на собственном лейбле Заппы под названием Barking Pumpkin Recordsи состоял из песен, исполненных во время турне 1979 года, одного студийного трека и материалов гастролей 1980 года[95]. Альбом представляет собой смесь сложной инструментальной музыки и использования шпрегезанга (разговора во время песни)[95]. Подобной вокальной техникой пользовались такие композиторы, как Арнольд Шёнберг и Альбан Берг[95]. Использовав эту необычную технику, Заппа, таки образом, решил продемонстрировать музыкальный опыт участников собственной группы[95]. Тем временем, некоторые тексты подняли шумиху среди критиков, обнаруживших в них элементы сексизма[96], а также политическую и социологическую сатиру в заглавном треке альбома и песне The Blue Light[97]. Песни описывались как «весёлая критика готовности американского общества к вере во что угодно»[97]. Альбом также примечателен тем, что в его записи участвовал гитарист Стив Вай, который присоединился к гастролирующей группе Фрэнка осенью 1980 года[98].
В том же году был выпущен двойной альбом You Are What You Is[99]. Большая часть альбома была записана на новой студии Заппы под названием Utility Muffin Research Kitchen, находившейся в его доме, тем самым, дав музыканту полную свободу над работой[100]. Альбом включал в себя одну сложную инструментальную композицию под названием Theme from the 3rd Movement of Sinister Footwear, однако основное внимание было сосредоточено на рок-песнях с сардоническим социальным комментарием Заппы — сатирические тексты, ориентированные на подростков, СМИ, религиозное и политическое лицемерии[101]. Песня Dumb All Over — тирада на религию, как и композиция Heavenly Bank Account, в которой Заппа протестует против телевангелистов, таких как Джерри Фалуэлл и Пэт Робертсон, предположительно влияющие на администрацию США и использующие религию в качестве средства обогащения[102]. Такие песни, как Society Pages и I’m a Beautiful Guy, указывают на тревогу Заппы относительно эпохи Рейгана и его «грязного гонения на богатство и счастье»[102].
«Heavy Duty Judy» | |
|
|
Помощь по воспроизведению |
В 1981 году Заппа также создал три инструментальных альбома: Shut Up 'N Play Yer Guitar, Shut Up 'N Play Yer Guitar Some More и The Return of the Son of Shut Up 'N Play Yer Guitar, которые первоначально продавались на заказ, но позже были выпущены на лейбле CBS в связи с большой популярностью[103]. В этих альбомах Фрэнк сосредоточился исключительно на гитарной работе, композиции которой являлись «живыми» записями с 1979 по 1980 год, подчёркивающими импровизационные навыки Заппы с «красивыми выступлениями группы поддержки»[22]. Другой исключительно гитарный альбом Guitar был выпущен в 1988 году, а Trance-Fusion — посмертно в 2006 году[22].
В мае 1982 года Заппа выпустил альбом Ship Arriving Too Late to Save a Drowning Witch, песня которого Valley Girl оказалась самым продаваемым синглом когда-либо, номинировалась на премию Грэмми и достигла 32 позиции в чарте Billboard[81]. В импровизированном тексте песни дочь Фрэнка Заппы по имени Мун высмеивает бессодержательную речь девочки — подростка из долины Сан-Фернандо, популяризировавшей многие такие социолекты долины Сан-Фернандо, как «заткни мне рот ложкой», «конечно фер, конечно фер» «гроди» (толстяк) и «блевать наружу»[104]. Большинство американцев, которые недавно знали Фрэнка благодаря его успешным синглам, теперь думали о нём, как о человеке, пишущем «мелкие дешёвые товары», несмотря на то, что остальная часть альбома содержала весьма сложную музыку[105] . Заппа был раздражен этим и никогда не исполнял эту песню в живую[105][106].
В 1983 году были выпущены две работы, одной из которых стал рок-альбом The Man from Utopia[107]. Эклектичный альбом содержал вокальные партии в песнях Dangerous Kitchen и The Jazz Discharge Party Hats, а также продолжение шпрехштим — путешествия по Tinseltown Rebellion[107]. Второй альбом London Symphony Orchestra, Vol. 1 содержал композиции Заппы, исполненные Лондонским симфоническим оркестром под руководством дирижёра Кента Нагано[107]. Второй записью этих сессий стала пластинка London Symphony Orchestra, Vol. 2, выпущенная в 1987 году[107]. Материал был записан в сжатые сроки за счёт всех предоставленных финансовых средств, полученных от коммерчески успешного сингла Valley Girl[107]. Заппа был недоволен записями с Лондонским симфоническим оркестром. Одной из причин является песня Strictly Genteel, которая была записана после того, как секция духовых инструментов пошла за напитками во время перерыва: треку понадобилось 40 правок, чтобы скрыть ненужные ноты[107]. Дирижёр Нагано остался доволен этим опытом и отметил, что «вежливость к оркестру и музыке с точки зрения человеческих сил довольно непростая вещь»[108]. В некоторых рецензиях отмечалось, что записи Заппы с оркестром до сих пор оставались лучшим воплощением музыки в карьере артиста[109]. В 1984 году Заппа снова объединился с Нагано и Беркелийской филармонией для живого выступления под названием A Zappa Affair[107]. Во время этого выступления находились расширенный оркестр, куклы в натуральную величину и движущиеся декорации[107]. Хотя критики признали выступление в коммерческом плане провальным, оно было только два раза[107]. После выступления Заппа был приглашён организатором конференции Томасом Уэллсом для доклада на собрании Американского общества композиторов в университет штата Огайо[110]. Именно там Заппа произнёс свою знаменитую фразу «Бинго! У вас есть постоянная должность!»[111], а также исполнил вместе с симфоническим и камерным оркестром города Коламбус и две пьесы Dupree’s Paradise и Naval Aviation in Art?[110][112] .
«Dupree`s Paradise» | |
|
|
Помощь по воспроизведению |
В течение оставшейся части в карьере Фрэнка большинство работ находились под влиянием использования синклавира в качестве композиторского и рабочего инструмента[113]. Учитывая сложность музыки, созданной Фрэнком, синклавир осуществлял практически всё, что можно было придумать[113]. Синклавир мог быть запрограммирован так, что воспроизвёл бы совершенно любую мелодию:
С синклавиром любая группа воображаемых инструментов могла быть приглашена в любое время для исполнения самых трудных пассажей с точностью в одну миллисекунду.
Фрэнк Заппа[113]
|
Благодаря своему новому инструменту артист по существу покончил с необходимостью в музыкантах, так как Фрэнк рассматривал синклавир и настоящих исполнителей по отдельности[113][114]. В 1984 году Заппа выпустил четыре альбома. Альбом Boulez Conducts Zappa: The Perfect Stranger содержит композиции, написанные с участием камерного оркестра Ensemble Intercontemporain под руководством всемирно известного дирижёра Пьера Булеза (деятельность которого повлияла на создание альбома Freak Out!) и исполненные живьём в сочетании с синклавиром[115]. Заппа снова был недоволен исполнением своих композиций оркестром, так как они показались ему недостаточно отрепетированными, однако в примечаниях альбома он поблагодарил Булеза за точное исполнение всех требований[115]. Пьесы, исполненные на синклавире, отличались от произведений, сыгранных оркестром, из-за того, что звуки генерировались электроникой не так, как стало возможным вскоре благодаря семплингу[115].
Альбом Thing-Fish стал амбициозным трёхдисковым сборником в стиле бродвейских спектаклей, обращённых к антиутопии «а что, если», вовлекая в себя феминизм, гомосексуализм, создание и распространение СПИДа, а также евгенику, проводимую правительством США[116]. Новые вокальные записи сочетались с ранее выпущенными композициями и музыкой, написанной на синклавире. Эта работа стала ярким примером бриколажа[117]. И наконец, в 1984 году Заппа выпустил альбом Francesco Zappa, который представлял собой исполнение на синклавире произведений композитора XVIII века Франческо Заппы (который не имеет отношения к роду Фрэнка), а также пластинку Them or Us, двухдисковый сборник сильно отредактированных концертных и сессионных записей[117].
19 сентября 1985 года Заппа давал свидетельские показания перед торговым, технологическим и транспортным комитетом Сената США, раскритиковав Родительский центр по делам музыкальной продукции, со-основателем которого была Типпер Гор, жена тогдашнего сенатора Альберта Гора[118]. В эту организацию, созданную по спорным вопросам относительно сексистского и сатанинского содержимого в текстах песен, входили преимущественно жёны политиков, в том числе представительницы пяти членов комитета[118]. Заппа понимал, что его деятельность — прямой путь к цензуре[119], поэтому он назвал предложение комитета о добровольной маркировке записей с откровенным содержимым «вымогательством» музыкальной индустрии[120]. В своём заявлении он сообщил:
Предложение центра является непродуманной частью абсурда, которое не принесёт реальную выгоду детям, нарушит гражданские права людей, не являющихся детьми, и приведёт к загруженности судов в течение многих лет, имея дела с проблемами соблюдения правопорядка и трактовки, связанных с идеей проекта. Это моё понимание того, что вопросы по поводу первой поправки в закон решаются предпочтением наименее ограниченной альтернативы. В связи с этим требования PMRC являются эквивалентом лечения перхоти с помощью обезглавливания … Основанием оценки системы, добровольности или других объектов открывает дверь в бесконечную череду моральных программ контроля качества на основе определённых вещей, которые не нравится христианам. А что будет, если следующая группа вашингтонских жён потребует большие жёлтые звезды на всех материалах, которые написаны или созданы евреями, чтобы спасти беспомощных детей от воздействия скрытого сионистского учения?
Фрэнк Заппа[121]
|
Заппа вставил цитаты из своего слушания в композицию, написанную на синклавире, под названием Porn Wars на альбоме 1985 года Frank Zappa Meets the Mothers of Prevention, полная запись которой была выпущена в 2010 году, как Congress Shall Make No Law….[118]. Слушание Заппы проходило во взаимодействии с сенаторами Фрицем Холлингсом, Слейдом Гортоном, Альбертом Гором (который на слушании утверждал, что является поклонником Заппы), а также Паулой Хоукинс утверждавшей, что с игрушками Заппы детям лучше не играть[118]. Заппа выразил мнение о цензуре, когда он появился на канале CNN в передаче Crossfire и обсудил проблемы с репортёром газеты Washington Times Джоном Лофтоном в 1986 году[122]. Страсть Заппы к политике США становится большей частью его жизни. Он всегда вдохновлял обложками альбомов своих поклонников идти на голосование, а на протяжение 1988 года на его концертах были регистрационные будки[123]. Он даже рассматривался в качестве кандидата на пост президента США[124]. В 1991 году Заппа всё-таки выдвинул свою кандидатуру на пост президента США, однако был вынужден её оставить из-за рака простаты[125].
Около 1986 года Заппа провёл программу по полному переизданию своих ранних виниловых пластинок[126]. Он лично наблюдал за ремастерингом всех своих альбомов на новый цифровой компакт-диск[127]. Определённые аспекты этих переизданий, однако, были раскритикованы некоторыми поклонниками, назвав ремастеринг предательством оригинальных записей[128]. Почти за двадцать лет до появления музыкальных интернет-магазинов, Заппа предложил заменить «продажу музыкальных записей» на «прямую передачу от одного цифрового носителя к другому» через телефон или кабельное телевидение (через лицензионный счёт и автоматически встроенный в программное обеспечение счётчик)[129]. В 1989 году Заппа описывал свою идею как «жалкий провал»[129].
В 1987 году альбом Jazz from Hell, выпущенный в 1986 году, принёс Фрэнку первую Грэмми за лучшее исполнение в жанре инструментальный рок[130]. За исключением одного гитарного соло, альбом содержал композиции, написанные исключительно на синклавире[130]. Несмотря на то, что инструментальный альбом вообще не содержал текстов песен, музыкальные магазины продавали альбом с наклейкой «откровенное содержимое» — предупреждением, введённым Американской ассоциацией звукозаписывающей индустрии Америки с соглашения Родительского центра по делам музыкальной продукции[131].
Последний тур Заппы в джаз-роковом формате состоялся в 1988 году вместе с 12 членами группы, репертуар которой состоял из более чем 100 композиций, однако сорвался ещё до своего завершения из-за обострившихся проблем со здоровьем[132]. Записи тура попали на альбомы Broadway the Hard Way (новый материал, содержащий песни с сильным политическим акцентом), The Best Band You Never Heard in Your Life («стандарты» Фрэнка Заппы и эклектичная коллекция кавер-версий известных песен, начиная от Boléro Мориса Равеля и заканчивая композицией группы Led Zeppelin под названием Stairway to Heaven) и Make a Jazz Noise Here (в основном инструментальная и авангардная музыка)[132]. Частично записи тура также можно найти на 4 и 6 томе альбома You Can’t Do That on Stage Anymore[132].
«Amnerika» | |
|
|
Помощь по воспроизведению |
В начале 1990 года Заппа посетил Чехословакию по просьбе президента Вацлава Гавела в качестве консультанта по делам торговли, культуры и туризма[133]. Гавел был пожизненным поклонником Фрэнка, творчество которого оказало большое влияние на авангардную и подпольную музыку Центральной Европы 70-х и 80-х годов (чешская рок-группа The Plastic People of the Universe, арестованная в 1976 году, получила своё название по песне Заппы Plastic People 1967 года)[134]. Заппа с удовольствием согласился и начал встречаться с корпоративными чиновниками, заинтересованными в инвестициях Чехословакии. По истечению нескольких недель, однако, администрация США оказала давление на правительство Чехии с требованием снять с поста Фрэнка Заппу[135]. Вместо того, чтобы выполнить требование американской администрации, Гавел назначил Фрэнка неофициальным культурным атташе[135]. Заппа планировал создать международные приёмные предприятия для облегчения торговли между бывшими странами Восточного блока и западными компаниями[136]. 24 июня 1991 года Заппа принял участие в концерте под названием Adieu Soviet Army, организованном в Праге в качестве прощания с последними советскими солдатами, которые остались в Чехословакии (Красная Армия оккупировала Чехословакию Пражской весной)[137]. Возможно, это было последнее выступление Фрэнка на сцене, запись которого появилась на альбоме Adieu C. A.
Большая часть проектов Заппы остановила своё развитие в 1990 году, когда Фрэнку был поставлен диагноз — рак простаты последней стадии[136]. Опухоль незаметно развивалась в течение десяти лет, операция которой в 1991 году стала невозможной[136]. После постановки диагноза Заппа тратил большую часть своей энергии на работы для синклавира и оркестра. Незадолго до своей смерти в 1993 году Заппа закончил свою важную работу на синклавире под названием Civilization, Phaze III, которую начал ещё в 1980 году[138][139].
В 1991 году Заппа был выбран в качестве одного из четырёх главных композиторов эпохи на Франкфуртском фестивале музыки в 1992 году (другими тремя композиторами стали Джон Кейдж, Карлхайнц Штокхаузен и Александра Кнайфель)[140]. К Заппе обратился Немецкий камерный оркестр Ensemble Modern, который был заинтересован в исполнении его музыки для этого события[141]. Несмотря на болезнь, Заппа пригласил оркестр в Лос-Анджелес для репетиции новых композиций и новых аранжировок старого материала[141]. Довольный исполнением своей музыки, Заппа вместе с музыкантами также преуспели на концертах в Германии и Австрии, которые были запланированы на осень[141]. В сентябре 1992 года концерты проходили как положено, однако Заппа смог появиться только на двух во Франкфурте по причине болезни[141]. На первом концерте он дирижировал оркестром во время исполнения композиций Overture, G-Spot Tornado, Food Gathering in Post-Industrial America, 1992 и Welcome to the United States (всю остальную часть концерта дирижировал Петр Рундель)[141]. После концерта Заппе устроили двадцатиминутную овацию[142]. Этот концерт станет последним публичным профессиональным выступлением, так как рак распространился до такой степени, что заболевание вызывало слишком сильную боль, чтобы насладиться событием, которое, не иначе, Фрэнк назвал «волнующим»[142]. Запись этого концерта появилась в 1993 году на альбоме The Yellow Shark, ставший последним музыкальным релизом Заппы в своей жизни, а материалы студийных репетиций появились в 1999 году на посмертной пластинке Everything Is Healing Nicely[142].
В субботу 4 декабря 1993 года Фрэнк Заппа скончался в своём доме, в окружении его жены и детей. На следующий день во время прохождения закрытой церемонии прощания с музыкантом Заппа был похоронен на Вествудском кладбище Лос-Анджелеса[143][144] рядом с будущей могилой актёра Лью Айреса[145]. В понедельник 6 декабря семья публично заявила, что «композитор Фрэнк Заппа отправился в свой последний тур около шести часов вечера в субботу»[146].
Заппа получил широкое признание среди критиков. В книге The Rolling Stone Album Guide писалось, что «Фрэнк Заппа фактически плескался во всех жанрах музыки, независимо от того, был ли он сатирическим рокером, джаз-фьюжн исполнителем, гитаристом-виртуозом, электронным волшебником или оркестровым новатором — его эксцентричная гениальность была неоспоримой»[147]. Хотя работы музыканта черпали вдохновение из самых разных жанров, Заппа создавал композициям целостность и самовыражение. В 1971 году биограф Дэвид Уолли отметил, что «вся структура его музыки была единой, а не чётко разделенными по датам и временам последовательностями, которые собраны в одной композиции»[148]. Комментируя музыку, политическую деятельность и философию Заппы, в 2004 году Барри Майлс отметил, что эти понятия неразрывно связаны друг с другом: «Это была всего одна часть всей его концептуальной непрерывности»[149].
Журнал Guitar Player в 1992 году посвятил специальный выпуск Заппе, на обложке которого был вопрос: «Был ли Фрэнк Заппа лучшим хранителем музыкальных секретов Америки?»[150]. Редактор Дон Мэнн отметил, что выпуск был о «наиболее важном композиторе, вышедшем из современной популярной музыки»[150]. Среди этих композиторов был музыковед Николай Слонимский, который провёл премьерные исполнения произведений Чарльза Айвза и Эдгара Вареза в 30-х годах[151]. Он познакомился с Заппой в 80-х годах[152] и сказал: «Я восхищаюсь всем тем, что Фрэнк делает, потому что он фактически создал новое музыкальное тысячелетие. Он делает красивую работу … Это удача, что я дожил до появления этого совершенно нового типа музыки»[153]. Дирижёр Кент Нагано отметил в том же номере, что «Фрэнк — гений. Это слово я нечасто использую … В случае Фрэнка оно не очень сильное … Он был очень грамотным человеком в музыкальном плане. Я не уверен, что широкая общественность знала это»[154]. Пьер Булез заявил в статье журнала Musician, что «Заппа был необыкновенной личностью, потому что он был частью мира классической музыки и рока, и хотелось бы, чтобы выжили оба жанра»[155]. Многие ученики признали Фрэнка Заппу одним из самых влиятельных композиторов своего поколения[156][157][158]. Как гитарист, Заппа ценится очень высоко[159][160][161].
В 1994 году в результате опроса критиков джазового журнала Down Beat имя Заппа было помещено в Зал славы[162]. Заппа был посмертно введён в Зал славы рок-н-ролла в 1995 году[163]. Там была надпись, что у «Фрэнка Заппы был острый рок-н-рольный музыкальный ум и очень проницательным социальным критиком. Он был самым плодовитым композитором своего века и соединял различные жанры, в том числе рок, джаз, авангардную и классическую музыку, а также юмор с мастерской лёгкостью»[163]. В 1997 году Фрэнк Заппа посмертно получил премия Грэмми за жизненные достижения[164]. В 2005 году Национальный совет по сохранению записей включил альбом We’re Only in It for the Money в Национальный записывающий системный реестр с комментарием о том, что «изобретательный и дерзкий альбом представляет собой уникальную антиконсервативную и антиконтркультурную политическую установку, наполненную жёсткой сатирой на хиппи и реакцию Америки на это явление»[165]. В том же году журнал Rolling Stone поставил Заппу на 71 позицию в списке «ста величайших артистов всех времён и народов»[166]. В 2011 году тот же журнал поставил Фрэнка на 22 позицию в списке «ста величайших гитаристов всех времён и народов»[167].
Ряд известных музыкантов, групп и оркестров разных жанров находились под влиянием музыки Фрэнка Заппы. Такие рок-музыканты, как Элис Купер[168], Primus[169], Фии Уэйбил из группы The Tubes[170] признавали влияние Заппы на их творчество, также как и группа Henry Cow[171], Трей Анастасио из группы Phish[166] и Джон Фрушанте[172]. Пол Маккартни рассматривал пластинку Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band группы The Beatles как альбом Freak Out! Фрэнка Заппы[173] . Такие хард и метал-исполнители, как Black Sabbath[174], Майк Портной[175], Уоррен ДеМартини[176], Стив Вай[177], Strapping Young Lad[178], System of a Down[179], Clawfinger[180] и Дэвин Таунсенд[181] признавали вдохновение Заппы. Такие представители классической музыки, как Томас Ульрих[182], Meridian Arts Ensemble[183], Ensemble Ambrosius[184] и Fireworks Ensemble[185] признают влияние Заппы и регулярно исполняют его композиции. Современные джазовые музыканты и композиторы, такие как Билл Фризель[186] и Джон Зорн[187] признавали вдохновление Заппы, как и легенда фанка Джордж Клинтон[188]. Другими артистами, чьи работы находились под влиянием,Заппы, были нью эйдж пианист Джордж Уинстон[189], композитор Боб Глюк[190], пародист и комик «Странный Эл» Янкович[191], пионер индастриала Дженезис Пи-Орридж[192] и нойз-исполнитель Акита Масами из Merzbow[193].
Учёные разных областей науки почтили память Заппы, назвав новые открытия в честь него. В 1967 году палеонтолог Лео Плас младший обнаружил вымершего моллюска в штате Невада и дал ему латинское название Amaurotoma zappa, мотивируя это тем, что «название вида — это дань памяти Фрэнку Заппе»[194]. В 1980 году биолог Эд Мёрди дал название Zappa роду бычковых рыб Новой Гвинеи, а также виду Zappa confluentus[195]. В 1987 году биолог Фердинандо Боэро дал название Phialella zappai калифорнийским медузам, отметив, что «он бы с удовольствие дал название виду в честь современного композитора»[196]. В начале 80-х годов в Камеруне бельгийские биологи Босман и Боссельер обнаружили паука, которому в 1994 году они дали название Pachygnatha zappa, заметив на «вентральной стороне брюшка самки этого вида рисунок, поразительно напоминающий усы легендарного артиста»[197]. В 1995 году три биолога из американского штата Мэриленд в честь Заппы назвали ген бактерии Proteus mirabilis, которая является возбудителем мочеполовых инфекций[198]. В конце своей научной статье они «поблагодарили Фрэнка Заппу за вдохновение и помощь генетической номенклатуре»[198]. В конце 90-х годов американские палеонтологи Марк Салак и Халард Лесцинский открыли многоклеточное ископаемое, которое назвали Spygori zappania в честь «Фрэнка Заппы … миссия которого была подобна деятельности первых палеонтологов: бросить вызов обычным и традиционным убеждениям, у которых не хватало логических и разумных корней»[199].
В 1994 году лоббистские усилия, приложенные психиатром Джоном Скиялли, вынудили Центр малых планет, находящийся под эгидой Международного астрономического союза, дать астероиду название 3834 Zappafrank в честь Фрэнка Заппы[200]. Астероид был обнаружен в 1980 году чехословацким астрономом Ладиславом Брожеком, который впоследствии дал комментарий по поводу названия, что «Заппа был эклектичным композитором и артистом-самоучкой… До 1989 года он считался символом демократии и свободы многих людей в Чехословакии»[201].
В 1995 году в Вильнюсе был установлен бюст Заппы, созданный скульптором Богданасом Константинасом. В 2008 году точную копию литовского памятника предложили установить в городе Балтимор, и 19 сентября 2010 года в честь двадцать пятой годовщины показаний Заппы в Сенате США около Юго-Восточной корабельной библиотеки был поставлен бюст[202]. Во время установки памятника присутствовали Гейл Заппа и мэр города Балтимор Стефани Роулингс-Блейк[203]. В 2002 году бронзовый бюст был установлен в немецком городе Бад-Доберан, а с 1990 года проводится ежегодный музыкальный фестиваль Zappanale[204]. По инициативе сообщества музыкантов ORWOhaus в 2007 году в берлинском районе Мерзахн в честь Фрэнка Заппы была названа улица Frank-Zappa-Straße[205]. В том же году в Балтиморе мэр Шейла Диксон 9 августа официально объявила «Днём Фрэнка Заппы», ссылаясь на музыкальные достижения Заппы, а также защиту Первой поправки к Конституции США[206].
Заппа, Фрэнк Винсент.