За канделябрами | |
Behind the Candelabra | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Продюсер |
Джерри Вайнтрауб |
Автор сценария |
|
В главных ролях |
|
Оператор |
Питер Эндрюс (псевдоним Стивена Содерберга) |
Композитор | |
Длительность |
118 мин. |
Страна | |
Год | |
IMDb |
ID 1291580 |
«За канделябрами» (англ. Behind the Candelabra) — американский художественный телефильм 2013 года режиссёра Стивена Содерберга. Сценарий написан Ричардом Лагравенезе по книге Скотта Торсона и Алекса Торлейфсона «За канделябрами: Моя жизнь с Либераче» (англ. Behind the Candelabra: My Life With Liberace), изданной в 1988 году. Первый показ фильма состоялся на Каннском кинофестивале 21 мая 2013 года, где он вошёл в основную конкурсную программу и боролся за «Золотую пальмовую ветвь», телевизионная премьера — 26 мая 2013 на канале HBO.
Главные роли исполняют Майкл Дуглас и Мэтт Деймон. По утверждению Содерберга, «За канделябрами» — его последний фильм в карьере[1]. Лента была крайне положительно воспринята американской кинопрессой; актёрская работа Дугласа называлась критиками самой скандальной и одной из самых лучших, когда-либо осуществлённых артистом.
Картина удостоена 15 номинаций на главную телепремию США «Эмми», в том числе за лучший телефильм / мини-сериал года, лучшую мужскую роль (Дуглас и Дэймон), мужскую роль второго плана (Бакула) и лучшую режиссёрскую работу (Содерберг)[2].
Картина охватывает последние десять лет жизни Либераче и повествует о реальной истории любви прославленного пианиста и молодого дрессировщика. |
Конец 1970-х, США. 17-летний Скотт Торсон (Мэтт Деймон), работающий дрессировщиком животных для кинофильмов, знакомится с уважаемым голливудским продюсером Бобом Блэком (Скотт Бакула). Блэк представляет Торсона именитому пианисту и шоумену Либераче (Майкл Дуглас), которому Скотт явно нравится. После того, как Торсон излечивает от слепоты любимую собаку пианиста, он становится его ассистентом и переселяется в его масштабный особняк. Постепенно зрителям становится понятно, что Торсон и Либераче — гомосексуалы.
Отношения возлюбленных развиваются с огромной скоростью, а Скотт понимает, что Либераче пытается сделать из него молодую версию себя самого — нанимает пластического хирурга (Роб Лоу), дабы тот откорректировал внешность молодого любовника и заодно самого пианиста. В конце концов, Либераче даже осуществляет неудавшуюся попытку по усыновлению Скотта.
По прошествии нескольких лет Либераче отдаляется от человека, который когда-то был ему самым близким в жизни. Торсон подсаживается на наркотики, а развращённый и распущенный Либераче постоянно посещает порнографические театры и занимается сексом с посторонними мужчинами. Их формальный брак заканчивается по инициативе Либераче. При помощи адвоката Скотт отсуживает некоторую часть доходов пианиста и начинает жить отдельной жизнью, покинув его особняк.
В декабре 1986 года Либераче совершает телефонный звонок Торсону, сообщая, что он смертельно болен СПИДом и доживает последние месяцы. Скотт навещает до неузнаваемости изменившегося пианиста и бывшие любовники в последний раз говорят «по душам». В феврале 1987 Либераче умирает. В финальной сцене картины Скотт, находясь на его похоронах, воображает Либераче на сцене, с его традиционной напыщенностью и китчем. Окончив вымышленное представление, пианист взмывает в небеса.
Текст перед титрами гласит:
Перед смертью Либераче сыграл 56 распроданных шоу в концертном зале Радио-сити. Он появлялся на сцене, паря над зрителями. В настоящее время Скотт Торсон проживает в городе Рино, штат Невада. |
Содерберг предложил Дугласу роль Либераче ещё на съёмках «Траффика» в 2000 году[3]. Актёр подумал, что режиссёр шутит, так как не считал себя похожим на легенду американской эстрады[3]. Прошло несколько лет, Содерберг вернулся к назревшей идее и отдал Дугласу книгу реального Скотта Торсона «За канделябрами: Моя жизнь с Либераче»[3]. «Я прочитал эту книгу и подумал, что она действительно очень подходит для фильма» — говорил актёр[3]. Позже он признавался, что эта роль стала для него «настоящим подарком» после того, как в 2011 году он сумел побороть рак гортани[3].
Для воссоздания специфического голоса Либераче Дуглас долго тренировался, а для обучения актёра игре на пианино Содерберг хотел нанять ему преподавателя, но тот отделался реальными видеозаписями пианиста и дотошным изучением техники его игры[4].
Летом 2008 года Содерберг связался со сценаристом Ричардом Лагравенезе насчёт адаптации мемуаров Торсона[5]. В сентябре того же года было официально объявлено о разработке проекта; на главные роли были утверждены Майкл Дуглас и Мэтт Дэймон[5]. Несколько лет Содерберг потратил на то, чтобы хоть какая-нибудь голливудская студия взяла его работу «под крыло»; отказ последовал в каждой с формулировкой «слишком гейский фильм»[6]. После такой неудачи постановщик решил делать свою картину исключительно для телевидения.
Невзирая на присутствие в картине неоднократных постельных сцен, самым тяжёлым для актёров, по мнению Дугласа, было всё же ежедневное наложение грима[3]. «Мы очень быстро снимали этот фильм, но нам каждый день приходилось наносить сложный макияж. И когда после окончания съёмок я впервые вышел на улицу без него, то даже немного заволновался» — вспоминал он[3]. Содерберг невероятно быстро монтировал снятый материал, который был готов уже к вечеру съёмочного дня[3].
В мае 2013 года картина была показана на 66-м Каннском киносмотре, где, в целом, встретила крайне одобрительные отзывы журналистов. Дуглас был одним из центральных претендентов на приз за лучшую мужскую роль, однако жюри во главе со Стивеном Спилбергом посчитало, что Брюс Дерн больше заслуживает этой награды[4][7].
Содерберг не пытается выяснять, кто тут прав, а кто виноват. Он рисует портрет мальчика в золотой клетке. И Мэтт Дэймон превосходно играет эту роль. Его перевоплощение не столь театрально и гротескно, как у Дугласа, но характер героя Дэймона подвижнее, эту историю переживает он. Не менее важен для фильма антураж, кричащие интерьеры, которые заставляют забыть, что за окном 70-е, совсем другой стиль, другая музыка, другая эпоха.
Журнал Time Out оценил ленту в четыре звезды из пяти, отметив, что она получилась шумной и дискомфортно реальной[9]. Сотрудник журнала The Atlantic Джон Фрош остался доволен работой Содерберга: «…остроумная, поставленная в шустром темпе и последовательно развлекающая…»[10]. Обозревателю The Washington Post Хэнку Стьюверу эта история, напротив, показалась «слишком депрессивной, пустой и, в основном, слишком неживой и пропавшей»[11].
Актёрские работы ключевого актёрского дуэта — Майкла Дугласа и Мэтта Дэймона — заняли отдельную нишу в отзывах критиков. Роб Шеффилд из Rolling Stone пишет[12]:
Никто и не сомневался, что оба актёра отработают свои роли на все сто. Особенно это касается Дугласа, который ещё недавно вёл борьбу с раком, и теперь возвращается в кино в стиле «после нас хоть потоп». В его исполнении Либераче то выглядит жалким и беспомощным, то кутит на полную катушку, щеголяя в шубе из белого лисьего меха. Как мы узнаём из фильма, «это единственная в мире вещь, у которой есть личный автомобиль с водителем». |
С ним остаётся солидарен Антон Долин («Газета»), попросту написавший, что «ничего настолько яркого актёр-корифей [Дуглас] не играл никогда и нигде»[1]. По мнению критика авторитнейшей британской газеты The Daily Telegraph Робби Коллина, «это одно из величайших перевоплощений 68-летнего актёра из всех, которые он только когда-либо проявлял, достойное „Оскара“»[13].
Журналист интернет-издания Colta.ru Денис Рузаев отмечает, что визуальный ряд фильма Содерберга «поражает дух — причём речь не только о запредельных нарядах героев и ретро-стилизации под самую пошлую на свете эпоху»[14]. Рейтинг картины на сайте Rotten Tomatoes составляет 94 %, основанных на 86 рецензиях критиков[15].
Фильмы Стивена Содерберга | |
---|---|
1980-е | Секс, ложь и видео (1989) |
1990-е | Кафка (1991) • Царь горы (1993) • Там, внутри (1995) • Анатомия Грея (1996) • Шизополис (1996) • Вне поля зрения (1998) • Англичанин (1999) |
2000-е | Эрин Брокович (2000) • Траффик (2000) • 11 друзей Оушена (2001) • Во всей красе (2002) • Солярис (2002) • Эрос (эпизод «Эквилибриум») (2004) • 12 друзей Оушена (2004) • Пузырь (2005) • Хороший немец (2006) • 13 друзей Оушена (2007) • Че (2008) • Девушка по вызову (2009) • Информатор (2009) |
2010-е | Всё в порядке (2010) • Заражение (2011) • Нокаут (2012) • Супер Майк (2012) • Побочный эффект (2013) • За канделябрами (2013) |
За канделябрами.