Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Император Александр I (гидроавиатранспорт)

«Император Александр I»
Основная информация
Тип гидроавианосец
Государство флага  Россия
Спущен на воду 1914
Введён в эксплуатацию 1916
Выведен из состава флота Погиб в 1942 году
Параметры
Водоизмещение 9240 т
Длина 117 м
Ширина 15,4 м
Высота 6,2 м
Технические данные
Мощность 5100 л.с.
Скорость 15 узл.
Вооружение
Артиллерийское вооружение 6 120-мм орудий
2 57-мм пушки
Авиационная группа 7 гидроаэропланов

Император Александр I — гидроавиатранспорт Черноморского флота Российской империи.

История

Первая мировая война

После начала Первой мировой войны черноморские моряки приступили к переоборудованию в гидроавианосцы парохода «Император Александр I», который вступил в строй в конце 1914 года.

Первое боевое применение корабельных гидросамолетов совместно с остальным флотом состоялось в марте—апреле 1915 года при обстреле турецких укреплений в проливе Босфор. В операции принимали участие гтдроавиатранспорт «Император Николай I» и крейсер «Алмаз» с одним гидросамолетом. Первый обстрел состоялся 28 марта. При повторном рейде, предпринятом 25 апреля того же года, для обеспечения стрельбы корабельной артиллерии использовались гидропланы с гидроавиатранспорта «Император Николай I». Они вели разведку и корректировку огня; при появлении кораблей противника самолеты извещали об этом эскадру с помощью цветных дымов. Кроме того, гидропланы наносили бомбовые удары по батареям противника, расположенным внутри пролива. На каждую машину обычно подвешивали две бомбы по 20 кг и несколько четырехкилограммовых. Применение авиации существенно повысило возможности эскадры в решении боевых задач. Поход к Босфору в начале мая ознаменовался еще одним успехом гидроавиации: 3 мая русские гидропланы совершили налет на Константинополь. Наиболее крупный налет морская авиация совершила на порт Зонгулдак 24 января 1916 г. В нем участвовали 14 гидросамолетов с «Императора Николая I» и «Императора Александра I». После выхода в точку развертывания с авиатранспортов за 40 минут спустили на воду все самолеты. Из 14 машин 11 дошли до цели, а три из-за поломок не вернулись обратно. Пять самолетов нанесли удар по стоявшему в порту транспорту «Инмингард» водоизмещением 7000 тонн. Бомбометание осуществлялось с высоты 1500 м в условиях противодействия противника. Из четырех сброшенных больших бомб одна попала в транспорт, и он затонул. Остальные гидропланы ввиду облачности цели не обнаружили и отбомбились по портовым сооружениям.

26 августа подобная операция была проведена против болгаро-германских сил в Варне, но на этот раз противник оказал сильное сопротивление: при отходе вражеские самолеты сбросили на русские корабли несколько десятков бомб, повредившие один миноносец.

Совершенно другие задачи пришлось решать гидросамолетам при обеспечении высадки десанта на побережье Лазистана в апреле 1916 года. Оба авиатранспорта осуществляли охранение транспортного конвоя на переходе из Новороссийска и Мариуполя в район бухты Ризе. Их гидропланы вели непрерывное воздушное наблюдение над местом высадки и несли противолодочную охрану рейда. Месяц спустя «Император Николай I» таким же образом участвовал в Трапезундской операции.

Гражданская война

После Февральской революции в 1917 году черноморский авиатранспорт был переименован и получил название «Республиканец». Дальнейшая боевая деятельность была остановлена событиями Октябрьской революции и гражданской войны. Оба корабля увели из Севастополя французские интервенты в 1919 году. Они вошли в состав французского флота и погибли в 1942 году в Тулоне.

Император Александр I (гидроавиатранспорт).

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93