Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Иосиф Сталин (турбоэлектроход)

«Иосиф Сталин»
Иосиф Сталин
Основная информация
Тип лайнер (грузопассажирский турбоэлектроход), круизное судно
Государство
Порт приписки Ленинград
Класс Иосиф Сталин
Оператор Балтийское морское пароходство
Владелец Балтийское морское пароходство
Верфь N.V. Nederlandsche Dok & Scheepsbouw Maats., Амстердам, Нидерланды
Спущено на воду 1939 год
Введено в эксплуатацию 1 мая 1940 года
Выведено из состава флота Погиб 5 декабря 1941 года
Современный статус Средняя часть поднята 11 июля 1945 года и сдана на слом,
фрагменты носовой и кормовой частей находятся на глубине 12-14 метров
Параметры
Длина 135,7 м
Ширина 18,6 м
Средняя осадка 6,35 м
Водоизмещение 7500 тонн
Технические данные
Силовая установка 4 паровых котла системы Babcock & Wilcox (Бабкок—Уилкокс), 2 гребных электродвигателя
Мощность 11 800 л. с.
Скорость 15,0 узла
Экипаж 108
Пассажировместимость 512
Грузовместимость 1272 тонн, 2380 м³

«Иосиф Сталин» — советский товаро-пассажирский 59°54′00″ с. ш. 25°09′00″ в. д. / 59.9° с. ш. 25.15° в. д. (G) (O)


Содержание

Постройка

Товаро-пассажирский турбоэлектроход «Иосиф Сталин» строился в Амстердаме (Нидерланды) для Балтийского государственного морского пароходства (линия Ленинград — Лондон).

Лайнер был заложен в 1938 году и через год спущен на воду. В феврале 1940 года судно передали заказчику.

Водоизмещение турбоэлектрохода составляло 7500 т (дедвейт 3219 т), грузоподъемность 1272 т. Пассажировместимость 512 чел. Экипаж насчитывал 108 чел. Наибольшая длина судна составляла 135,7 м (по грузовой ватерлинии — 130,9, между перпендикулярами 127,2 м), наибольшая ширина — 18,6 м и осадка — 6,35 м.

«Иосиф Сталин» имел семь палуб. Общая площадь трёх грузовых трюмов равнялась 2380 м². Главная энергетическая установка состояла из четырёх паровых котлов системы Babcock & Wilcox, двух турбин общей мощностью 12 800 л. с. и двух гребных электродвигателей мощностью 11 800 л. с. Запас угля доходил до 1600 т.

Эвакуация гарнизона Ханко

С началом Великой Отечественной войны «Иосиф Сталин» мобилизован, переименован в военный транспорт «ВТ-521».

В декабре 1941 года под командованием капитана Николая Сергеевича Степанова турбоэлектроход участвовал в эвакуации гарнизона военно-морской базы Ханко.

В ночь со 2 на 3 декабря 1941 года лайнер вышел из Ханко, имея на борту 5589 военнослужащих Красной Армии. Следовал в Кронштадт в составе конвоя, включающего: эсминцы «Стойкий» (флагман) и «Славный», 5 тральщиков, катер ЯМБ, семь катеров морских охотников и четыре торпедных катера.

В 01:14, при перемене курса по сигналу «Стойкого», «Иосиф Сталин» вышел из протраленной полосы и подорвался последовательно на трёх минах. Получил значительные повреждения: повредило корму, разрушило трюм № 3.
С 03:25 спасательная операция находилась под обстрелом финской береговой батареи Макилуото (англ.)русск.. От попадания 12-дюймового снаряда произошла детонация боеприпасов на транспорте. Судно начало погружаться в воду. Базовым тральщикам 205, 211, 215, 217 и пяти катерам морской охраны, несмотря на минную опасность, удалось снять с гибнущего корабля и поднять из воды 1740 человек. Дальнейшая спасательная операция была отменена.

Захват в плен советских военнослужащих, выживших после катастрофы лайнера «Иосиф Сталин».
Фотография сделана с немецкого корабля.

После ухода кораблей охранения судно, осев в воду по палубу, прекратило погружаться и с 3 по 5 декабря 1941 года дрейфовало к мысу Лохусалу (англ.)русск. на побережье Эстонии. По свидетельству очевидцев, 5 декабря советским командованием охраны водного района Гогланда был отдан приказ о торпедировании лайнера силами 1-го отряда 2-го дивизиона бригады торпедных катеров, чтобы исключить его захват противником. Приказ был отменён на этапе исполнения.

Оставшиеся в живых военнослужащие и члены экипажа судна (по оценке всего около 3000 человек[1], точное количество неизвестно) были эвакуированы немецкими кораблями и взяты в плен.

Послевоенная судьба капитана лайнера Н. С. Степанова неизвестна, предположительно[2] расстрелян НКВД.

Дальнейшая судьба судна

Google Maps).

Остов турбоэлектрохода "Иосиф Сталин"

Однотипные суда

См. также

Примечания

  1. Муру Н. П. Подъём турбоэлектрохода «Иосиф Сталин» // Гангут. — 2001. — № 28. — С. 99. — ISBN 5-85875-032-X.
  2. Что произошло с лайнером «Иосиф Сталин»? // Вокруг Света. — 1991. — № 6.
  3. Fakta om fartyg  (швед.)

Литература

  • ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 1110, л. 13;
  • ЦВМА, ф. 9, д. 6331, л. 33-60
  • Руге Ф. Война на море. — М.: Воениздат, 1957. — С. 217. — 414 с.
  • Суда Министерства морского флота, погибшие в период Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. — М.: ГПИНИИМТ «Союзморниипроект», 1989.
  • Сидоренко В. Что произошло с лайнером «Иосиф Сталин»? // «Вокруг Света». — 1991. — № 6.
  • Войскунский Е. Л. Непобежденный Гангут // «Наука и жизнь». — 2005. — № 4.
  • Широкорад А. Б. Северные войны России. — М.: АСТ, 2001. — С. 541. — 848 с. — ISBN 5-17-009849-9
  • Муру Н. П. Подъём турбоэлектрохода «Иосиф Сталин» // Гангут. — 2001. — № 28. — С. 98—103. — ISBN 5-85875-032-X.
  • Nicola Lombardozzi (Никола Ломбардоцци) Così una mina affondò il Titanic sovietico (Как мина потопила советский «Титаник») // «La Repubblica», Италия. — 2011. — № 02/12/2011. — С. 51.
  • Никола Ломбардоцци (NICOLA LOMBARDOZZI) Как мина потопила советский «Титаник» // Перевод статьи из «La Repubblica» на русском языке в интернет-издании inoСМИ.Ru. — 2011. — № 02/12/2011.

В художественной литературе

  • Дудин М. А. Где наша не пропадала. — Л.: Лениздат, 1979. — 240 с.
  • Войскунский Е. Л. Мир тесен. — М.: Советский писатель, 1990.

Ссылки

  • Подводные фотографии останков турбоэлектрохода, 2001 год.


Иосиф Сталин (турбоэлектроход).

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93