Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Кариев, Габдулла

(перенаправлено с «Кариев, Габдулла»)
Перейти к: навигация, поиск
Габдулла Кариев
Габдулла Кариев
Имя при рождении:

Миңлебай Хәйруллин

Дата рождения:

20 мая 1886(1886-05-20)

Место рождения:

Казанская губерния, Чистопольский уезд, село Кульбаево-Мараса

Дата смерти:

28 января 1920(1920-01-28) (33 года)

Место смерти:

Казань

Профессия:

артист, режиссёр

Годы активности:

1907-1919

Псевдонимы:

Габдулла Кариев

Театр:

Сайяр

Габдулла Кариев [настоящее имя и фамилия - Миннибай Хайруллин; 8 (20) мая 1886 год - 28 января 1920 г.] - татарский актер и режиссёр. Один из основоположников татарского национального театра.

Биография

Учился в сначала в родном селе, с 1899 года в медресе с. Такталы у новометодного учителя Зарифа Камалова. В 1902 году переезжает в г.Уральск. В Уральске на него большое влияние оказал сын имама и мудариса (директора медресе), журналист, самодеятельный певец и музыкант Камиль Мутыги.

Летом 1907 года по совету К. Мутыги Габдулла из Уральска едет на Нижегородскую ярмарку, где в августе примыкает к «Первой в России передвижной труппе мусульманских драматических артистов» под руководством И.Кудашева-Ашказарского (г.Нижний Новгород). В труппе исполняет комедийные роли под псевдонимом Кариев.

С 1908 года в качестве распорядителя товарищества руководил труппой «Мосафир артистлар җәмгыяте» («Общество странствующих артистов»), получившей впоследствии название «Сайяр». Первый спектакль труппы под руководством Кариева состоялся 12 января 1908 года в Уральске.

Авторитет Г. Кариева в труппе был непререкаемым. Этому способствовали его природное дарование организатора, хорошие актерские данные. Кроме того, он оказался наиболее подготовленным для актерской и режиссёрской деятельности человеком в труппе. Учеба в медресе развила в нем те качества, которые нужны для театрального творчества. Долгие, громкие чтения религиозных книг укрепили его голос, установили дыхание.[1]

В своей деятельности Г. Кариев стремился к созданию передового демократического национального театра, который считал средством просвещения и воспитания народа. Для осуществления своих репертуарных замыслов он устанавливает тесную связь с драматургами Г. Камалом, Ф. Амирханом, С. Рамиевым, И. Богдановым, и активно ставит их произведения, в которых с позиций критического реализма раскрываются картины дооктябрьской жизни татар.

Конец 1915 - лето 1918 годов - период наивысшего расцвета творческой жизни Кариева. Кариев ставит и исполняет ответственные роли в спектаклях «Галиябану» М. Файзи, «Тахир и Зухра» Ф.Бурнаша, «Молодая жизнь» Г. Кулахметова. Его усилиями расширяется переводной репертуар. На сцене театра появляются «Ревизор» Гоголя, «Без вины виноватые» Островского, «Вишневый сад» Чехова, «Мещане» Горького, «Альмансор» Гейне, «Надиршах» Нариманова.

В сентябре 1918 года вместе с частью труппы Кариев покидает Казань и едет в Самару, далее скитается по городам Урала и колчаковской Сибири. В конце 1919 года возвращается в Казань.

16 января 1920 года Кариев исполнил одну из главных ролей в комедии К. Тинчурина “Политическая борода”.[2]. Скончался 28 января 1920 года в Казани. Похоронен на Новотатарском кладбище, рядом с могилой Г. Тукая.

Именем Кариева назван Татарский театр юного зрителя, созданный в 1987 г. и улица в Советском районе г.Казани с 2005 г. В родном селе Кариева действует музей Г.Кариева.

Сценическая деятельность

Г. Кариев закладывает основы профессиональной режиссуры татарского театра. Большое значение он придает психологической разработке характеров, глубокому проникновению в образ и добивается ансамбля в актерском исполнении.

Значительное влияние на формирование взглядов Кариева оказали многолетнее общение и сотрудничество с прогрессивными деятелями татар, литературы и просвещения Г. Тукаем, Г. Камалом, Г. Исхаки, Г. Кулахметовым, Г. Терегуловым, совместные выступления с азербайджанской труппой Г. Араблинского, встречи с К. С. Станиславским и актёрами Московского Художественного театра.

Яркий представитель критического реализма, Кариев один из первых создал на татарской сцене эталонные для татарской сцены сатирические образы богачей-баев в комедиях Г. Камала: Хамза ("Первое представление"), Хафиз ("Тайны нашего города"), Сиразетдин Туктагаев ("Банкрот"), Юнус-хаджи («Хаджи эфенди женится» Ш. Камала), Карим («Несчастный юноша»).

Мастерством сценического перевоплощения было отмечено исполнение ролей классической драматургии - Подколесин (1909), Дикой ("Гроза", 1913), Городничий (1916), Бессеменов ("Мещане", 1917), Президент ("Коварство и любовь", 1909), Лопахин ("Вишневый сад", 1918).

Роль в становлении татарского театра

Будучи руководителем труппы, Кариев повсеместно искал яркие дарования, воспитал плеяду мастеров татарской сцены: Г. Болгарская, Н. Арапова, Н. Таждарова, Ф. Ильская, Г. Мангушев, 3. Султанов, А. Синяева, К. Тинчурин, К. Шамиль.

В 1912 году за умелое руководство труппой «Сайяр» и за артистический талант, не имеющий себе равных, его называют «отцом татарского театра». Подписывают этот документ Г. Тукай, Г. Камал, X. Ямашев, Ф. Амирхан, С. Гиззатуллина-Волжская и многие другие деятели татарской культуры.[3]

Примечания

  1. Арсланов М.Г. Татарское режиссерское искусство(1906-1941).-Казань,1992.-С.13-20.
  2. Последний Сайяр: автор Фарит Хабибуллин
  3. Махмутов X. Основоположник татарского театра

Источники

  • Театральная энциклопедия. — М.: Сов. энцикл., 1963. — Т. 2: Гловацкий — Кетуракис.
  • Татарская энциклопедия. Т.3.- Казань : ИЯЛИ, 2006. - С. 240.
  • Габдулла Кариев. Мәкаләләр, истәлекләр, документлар. - Казан, Тат.кит.нәшр., 1976. – 230 б. (татар.)

Ссылки

  • Габдулла Кариев - отец татарского театра
  • Р. Салихов. Триумф и трагедия Габдуллы Кариева. ВиД. Выпуск за 25 2005 года

Кариев, Габдулла.

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93