Габдулла Кариев | |
Габдулла Кариев | |
Имя при рождении: |
Миңлебай Хәйруллин |
---|---|
Дата рождения: | |
Место рождения: |
Казанская губерния, Чистопольский уезд, село Кульбаево-Мараса |
Дата смерти: | |
Место смерти: |
Казань |
Профессия: |
артист, режиссёр |
Годы активности: |
1907-1919 |
Псевдонимы: |
Габдулла Кариев |
Театр: |
Габдулла Кариев [настоящее имя и фамилия - Миннибай Хайруллин; 8 (20) мая 1886 год - 28 января 1920 г.] - татарский актер и режиссёр. Один из основоположников татарского национального театра.
Учился в сначала в родном селе, с 1899 года в медресе с. Такталы у новометодного учителя Зарифа Камалова. В 1902 году переезжает в г.Уральск. В Уральске на него большое влияние оказал сын имама и мудариса (директора медресе), журналист, самодеятельный певец и музыкант Камиль Мутыги.
Летом 1907 года по совету К. Мутыги Габдулла из Уральска едет на Нижегородскую ярмарку, где в августе примыкает к «Первой в России передвижной труппе мусульманских драматических артистов» под руководством И.Кудашева-Ашказарского (г.Нижний Новгород). В труппе исполняет комедийные роли под псевдонимом Кариев.
С 1908 года в качестве распорядителя товарищества руководил труппой «Мосафир артистлар җәмгыяте» («Общество странствующих артистов»), получившей впоследствии название «Сайяр». Первый спектакль труппы под руководством Кариева состоялся 12 января 1908 года в Уральске.
Авторитет Г. Кариева в труппе был непререкаемым. Этому способствовали его природное дарование организатора, хорошие актерские данные. Кроме того, он оказался наиболее подготовленным для актерской и режиссёрской деятельности человеком в труппе. Учеба в медресе развила в нем те качества, которые нужны для театрального творчества. Долгие, громкие чтения религиозных книг укрепили его голос, установили дыхание.[1]
В своей деятельности Г. Кариев стремился к созданию передового демократического национального театра, который считал средством просвещения и воспитания народа. Для осуществления своих репертуарных замыслов он устанавливает тесную связь с драматургами Г. Камалом, Ф. Амирханом, С. Рамиевым, И. Богдановым, и активно ставит их произведения, в которых с позиций критического реализма раскрываются картины дооктябрьской жизни татар.
Конец 1915 - лето 1918 годов - период наивысшего расцвета творческой жизни Кариева. Кариев ставит и исполняет ответственные роли в спектаклях «Галиябану» М. Файзи, «Тахир и Зухра» Ф.Бурнаша, «Молодая жизнь» Г. Кулахметова. Его усилиями расширяется переводной репертуар. На сцене театра появляются «Ревизор» Гоголя, «Без вины виноватые» Островского, «Вишневый сад» Чехова, «Мещане» Горького, «Альмансор» Гейне, «Надиршах» Нариманова.
В сентябре 1918 года вместе с частью труппы Кариев покидает Казань и едет в Самару, далее скитается по городам Урала и колчаковской Сибири. В конце 1919 года возвращается в Казань.
16 января 1920 года Кариев исполнил одну из главных ролей в комедии К. Тинчурина “Политическая борода”.[2]. Скончался 28 января 1920 года в Казани. Похоронен на Новотатарском кладбище, рядом с могилой Г. Тукая.
Именем Кариева назван Татарский театр юного зрителя, созданный в 1987 г. и улица в Советском районе г.Казани с 2005 г. В родном селе Кариева действует музей Г.Кариева.
Г. Кариев закладывает основы профессиональной режиссуры татарского театра. Большое значение он придает психологической разработке характеров, глубокому проникновению в образ и добивается ансамбля в актерском исполнении.
Значительное влияние на формирование взглядов Кариева оказали многолетнее общение и сотрудничество с прогрессивными деятелями татар, литературы и просвещения Г. Тукаем, Г. Камалом, Г. Исхаки, Г. Кулахметовым, Г. Терегуловым, совместные выступления с азербайджанской труппой Г. Араблинского, встречи с К. С. Станиславским и актёрами Московского Художественного театра.
Яркий представитель критического реализма, Кариев один из первых создал на татарской сцене эталонные для татарской сцены сатирические образы богачей-баев в комедиях Г. Камала: Хамза ("Первое представление"), Хафиз ("Тайны нашего города"), Сиразетдин Туктагаев ("Банкрот"), Юнус-хаджи («Хаджи эфенди женится» Ш. Камала), Карим («Несчастный юноша»).
Мастерством сценического перевоплощения было отмечено исполнение ролей классической драматургии - Подколесин (1909), Дикой ("Гроза", 1913), Городничий (1916), Бессеменов ("Мещане", 1917), Президент ("Коварство и любовь", 1909), Лопахин ("Вишневый сад", 1918).
Будучи руководителем труппы, Кариев повсеместно искал яркие дарования, воспитал плеяду мастеров татарской сцены: Г. Болгарская, Н. Арапова, Н. Таждарова, Ф. Ильская, Г. Мангушев, 3. Султанов, А. Синяева, К. Тинчурин, К. Шамиль.
В 1912 году за умелое руководство труппой «Сайяр» и за артистический талант, не имеющий себе равных, его называют «отцом татарского театра». Подписывают этот документ Г. Тукай, Г. Камал, X. Ямашев, Ф. Амирхан, С. Гиззатуллина-Волжская и многие другие деятели татарской культуры.[3]
Кариев, Габдулла.