Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Католицизм в Казахстане

Перейти к: навигация, поиск
Католические структуры Казахстана

Католическая церковь Казахстана — часть всемирной Католической церкви. Число католиков в стране составляет около 182,6 тысяч человек[1], что составляет примерно 1,3 % всего населения. Кроме католиков латинского обряда в стране существует грекокатолическая община.

История

Миссионерские поездки францисканских монахов

Первые свидетельства о появлении католических миссионеров на территории современного Казахстана относятся к XIII веку. В 1245-1247 гг. было совершено путешествие в Монгольскую империю францисканских монахов: легата Папы Римского Иннокентия IV, итальянца Джованни дель Плано Карпини и его польского собрата, Бенедикта. Следствием контактов между королём Франции Людовиком IX Святым и монгольскими ханами явилась миссия францисканца Гильома де Рубрука к хану Мунке в 1253-1255 гг. Эта миссия привела к расширению знаний европейцев о Средней Азии и началу миссионерской деятельности, ведущая роль в которой принадлежала францисканцам. Папа Николай III в 1278 году вверил францисканскому ордену миссию на современной территории Казахстана и Средней Азии. Францисканцы, проживавшие на территории Дешт-и-Кыпчака (исторического региона включавшего также современный Казахстан, за исключением Семиречья), получили от хана Монке-Тимура, наследника Берке, обширные привилегии, которые впоследствии подтверждались ханами Токтаем и Узбеком и состояли в освобождении от воинской службы, от барщинного извоза и от всех налогов[2]. Одним из крупнейших католических миссионеров XIII-XIV вв. был францисканец Джованни Монтекорвино, посланный в Азию Папой Николаем IV в 1289 г. С его деятельностью связано создание монгольского перевода Нового Завета и Псалтыря, основание католической архиепархии-митрополии в Ханбалыке (современный Пекин). На преломе XIII—XIV вв. францисканцами был создан латино-персидско-тюркский словарь под названием «Codex Cumanicus»[3].

Католическая епархия в Алмалыке

В начале XIV века в рамках Ханбалыкской митрополии была основана католическая епархия в одной из столиц Чагатайского улуса — Алмалыке (руины которого находятся примерно в 300 км к востоку от современной Алматы). Первым епископом епархии был Карлино де Грассис. Около середины 30-х годов XIV века в Алмалыке был основан францисканский монастырь. В это время Папа Иоанн XXII направил письмо «Lаetanter de vobis» неким «Карасмону и Йоханану — приближенным великого князя Ханси», которые приняли христианскую веру. Папа вверил их заботам францисканского епископа Ришара Бургундского, представленного как «мужа превосходного»[4] и назначенного епископом в Алмалыке, где «во славу Имени Божия воздвигнута довольно красивая церковь»[4]. Алмалыкская епархия процветала до смерти благосклонного к ней хана. Позднее начались гонения на христиан, в ходе которых в Алмалыке около 1340 года был убит епископ Ришар Бургундский и 6 францисканских монахов (в том числе 3 священника)[5]. Позднее войны, эпидемия чумы, а более всего раскол в Западной церкви не позволили продолжить эти начинания Католической церкви[4].

Времена Российской империи

История Католической церкви в Казахстане продолжилась во времена Российской империи. Во второй половине XIX в. — начале XX в. католиками была часть военнослужащих царской армии, проходивших военную службу на территории современного Казахстана, ссыльных, добровольных переселенцев, военнопленных и беженцев, оказавшихся в Казахстане. Среди них были поляки, литовцы, чехи, немцы, французы, латыши, венгры, австрийцы и другие народы[6].

Католические приходы Казахстана в то время входили в состав Могилевского архидиоцеза (архиепархии). Верующие, проживавшие большей частью в северных регионах Казахстана, вначале обслуживались в основном священниками Омского прихода[7] и не имели длительное время собственных церквей и часовен[8].

На рубеже XIX—XX веков в Казахстане появились несколько поселений немецких переселенцев-католиков. По некоторым данным, католические приходы северо-западного Казахстана входили в состав учрежденной в 1848 году Тираспольской епархии, с центром в городе Саратове[9].

Строительство католических храмов в Казахстане началось в начале XX в. Свидетельством этого является сохранившийся католический храм посвященный Пресвятому Сердцу Иисуса в г. Петропавловске[10]. Определенный перелом, выразившийся в активизации деятельности католических приходов, произошёл после Указа Николая II о веротерпимости от 17 апреля 1905 г., согласно которому Католическая церковь была частично уравнена в правах с православной, и для организации прихода уже не требовалось разрешения иерархов Православной церкви[11].

Во время Первой мировой войны в Казахстан прибыло большое число военнопленных и беженцев-католиков. Некоторые католические приходы в Казахстане были довольно многочисленны. Например в 1917 году в католическом приходе в г. Петропавловске насчитывалось около 5000 верующих польского, немецкого и литовского происхождения. Кустанайский приход имел 8 молитвенных домов и около 6000 католиков[12]. В немецкой колонии Мариенбург (Переменовка), в восточном Казахстане, насчитывалось до 4000 католиков. Эти и другие церковные единицы входили в состав Омского деканата Могилевской архиепархии. К Ташкентскому деканату этой же архиепархии относились часовни организованные в южном Казахстане: деревянная часовня посвященная св. Михаилу Архангелу в г. Верном (Алматы)[5], каменная часовня посвященная Пресвятой Деве Марии в г. Джаркенте (Семиреченская обл.), часовня посвященная св. Рафаилу Архангелу в г. Копал (Семиреченская обл.)[13].

Вследствие большевистской революции, все католические приходы в Казахстане были закрыты, а духовенство и наиболее активные верующие репрессированы. Исчезновение многих приходов также было связано и с возвращением поляков в Польшу и в Украину[14].

В разное время, в этот переод, в Казахстане служили: Петр Кубилюс (Семипалатинск), Михаил Бугенис (Омский деканат)[15], Иосиф Сенвайтис (Петропавловск)[16], Александр Билякевич (Переменовка-Мариенбург, Семипалатинск)[17], Иосиф Якштас (Петропавловск), П.Радзинский (Рудзинский) (Омский деканат), Иосиф Козакевич (Омский деканат)[18], Иосиф Вольф (Кустанай)[19], Адам Гарейс (Кустанай)[20], Адольф Ромецкий (поселок Озерное), Карл (или Эдуард) Гопфауф (Тургайская обл.)[8], Уклея (Павлодар, Семипалатинск), Викентий Чаплинский (Переменовка-Мариенбург, Семипалатинск), Юстин Пранайтис (Ташкентский деканат), Бронислав Рутенис (Ташкентский деканат)[21], и др.

Советский период

После Октябрьской революции 1917 года Католическая церковь, наряду с другими религиями, испытала жесточайшие преследования. В СССР происходит практически полное уничтожение католических церковно-административных структур. Происходит также уничтожение католической иерархии как латинского, так и византийского обрядов. Оставшиеся в живых священники отправлялись в лагеря и ссылки[22].

Сталинские репрессии привели к тому, что большое число католиков, главным образом, немцы, украинцы и поляки по национальности, оказались в Казахстане в ссылках и лагерях, многие из них погибли. Два священномученика епископ Никита Будка[23] и священник Алексей Зарицкий[24] были причислены к лику блаженных и в настоящее время почитаются одними из святых покровителей страны.

Многие из священников, которые отбыли наказание в лагерях, после выхода на свободу остались в Казахстане служить местным католикам. Например в г. Караганде в это время служили: о. Александр Штауб (до смерти в 1961 году)[25], о. Владислав Буковинский (до смерти в 1974 году)[26], о. Михаил Стонец (Стонес) и другие католические священники. В г. Караганде служили и грекокатолические священники: вышеупомянутый о Алексей Зарицкий, которого митрополит Иосиф Слипый назначил Апостольским Визитатором для грекокатоликов Казахстана с резиденцией в г. Караганде[27], затем о. Дмитрий Кузьминский (до смерти в 1964 году)[28], епископ Александр Хира (до смерти в 1983 году), о. Николай (Иосиф) Шабан, о. Стефан Пришляк и многие другие[29]. Священники грекокатолики, несмотря на запреты, вели пастырскую работу среди католиков как византийского, так и латинского обрядов[5].

В г. Алма-Ате служил о. Юрий (Георг) Потерейко[30]. В г. Актюбинске — о. Томас Гумппенберг[31]. В г. Кустанае служил о. Александр Бень[32]. В г. Джезказгане служили: грекокатолический священник Куцах Василий Николаевич и о. Онцкулис (Ойсукульс) Петерис (Петр)[33]. В г. Сарань — о. Франц (Пранас) Адомайтис[34][35] и грекокатолик о. Василий Карушенко (Ларушенко)[36]. В Красноармейске (Тайынше) служил о. Иосиф Кучинский[37]. В с. Зелёный Гай (Акмолинской обл.) — о. Бронислав Джепецкий[37]. В других местах Казахстана служили: о. Алоизий (Серафим) Кашуба[38], о. Августин (Антоний) Станканинец[39] и многие другие. Кроме священников свидетелями христианской веры в Казахстане оказались также миряне. Среди них следует выделить Гертруду Детцель, которая много сделала для организации религиозной жизни католиков в г. Караганде. Новосибирский епископ Иосиф Верт, выходец из г. Караганды, начал процесс беатификации этой женщины[40]. Именно труд этих верующих стал причиной возрождения Католической Церкви в Казахстане.

Духовным центром католиков Казахстана и Средней Азии в советский период стала Караганда. До 1977 года богослужения совершались тайно, в 1977 году было получено разрешение на создание в г. Караганде католического прихода. Получив официальное разрешение советских властей, верующие во главе со священником Альбинасом Думбляускасом и грекокатолическим епископом Александром Хирой построили в г. Караганде в 1978 году храм, посвященный св. Иосифу. В г. Караганде о. Альбинас Думбляускас устроил подпольный мужской новициат[41], воспитанники которого еще в советские времена начали учиться в католической духовной семинарии[42] в Риге. С Альбинасом Думбляускасом в Караганду приехало несколько сестер-монахинь[43]. Отец Альбинас Думбляускас пригласил в Караганду также монахинь из Конгрегации сестер служительниц Иисуса в Евхаристии и поощрял местные призвания. В сумме из Караганды к Евхаристкам поступило 26 сестер-монахинь[44].

В конце советской эпохи священники и монахини уже казахстанского происхождения начнут приходить на на смену всем этим свидетелям веры в Казахстане.

Образование Апостольской администратуры Казахстана

После появления в начале 90-х годов возможности для нормального функционирования Католической церкви в Казахстане 13 апреля 1991 года папа Иоанн Павел II учредил на территории Республики Казахстан Карагандинскую Апостольскую администратуру. В этот же день, 13 апреля 1991 г., Апостольским администратором был избран о. Ян Павел Ленга. Духовная опека карагандинского Апостольского администратора помимо Казахстана, временно распространялась на разбросанные католические общины в Средней Азии: в Узбекистане, в Таджикистане, в Киргизии и в Туркменистане. Апостольская администратура с центром в Караганде стала первой католической структурой такого уровня в Казахстане и Средней Азии в постсоветский период. Впоследствии она была реорганизована в митрополию, состоящую из архиепархии и подчинённых ей двух епархий и одной Апостольской администратуры.

С августа 1995 года начала издаваться ежемесячная газета «Кредо»[45].

29 сентября 1997 года католики Узбекистана, Таджикистана, и Туркменистана, а 22 декабря 1997 года также и католики Кыргызстана, — получили статус миссии «Sui iuris» (своего права).

7 октября 1997 года — Официальное основание в г. Караганде католической духовной семинарии Redemptoris Mater (seminary), которая 16 июля 1998 года была полностью реорганизована и получила новое название «Мария — Матерь Церкви»[46].

7 апреля 1998 года в г. Караганде открыт монастырь босых кармелиток, посвященный Пресвятой Троице и Непорочному зачатию Девы Марии[47].

5 октября 1998 года в Карагандинскую область для работы с нищими прибыли сёстры-монахини Матери Терезы из Калькутты[48].

7 июля 1999 года Апостольская администратура Казахстана папской буллой «Ad aptius consulendum» была преобразована в Карагандинскую епархию, на территории Карагандинской и Восточно-Казахстанской областей Казахстана, и три новых Апостольских администратуры: Астанинскую, Алматинскую и Атыраускую.

Большое значение для Католической церкви в Казахстане имел визит в страну папы Иоанна Павла II, состоявшийся 22 — 25 сентября 2001 года.

Грекокатолическая Апостольская делегатура

Развивается структура грекокатолической Апостольской делегатуры в Казахстане и Средней Азии с центром в г. Караганде. 8 ноября 2002 года Святой Престол назначил настоятеля грекокатолического прихода «Покрова Пресвятой Богородицы» в г. Караганде священника Василия Говеру, Апостольским делегатом для всех католиков восточного обряда в Казахстане и Средней Азии[49]. 18 сентября 2005 года священник Василий Говера получил титул митрофорного протоиерея и в этом качестве освятил грекокатолический храм в г. Сатпаеве[50]. Всего в Казахстане действуют 5 грекокатолических приходов: в Караганде, в Астане, в Павлодаре, в Шидерты и в Сатпаеве[51]. В 2013 году освящён храм св. Иосифа Обручника в г. Астане[52].

Кандидаты на причисление к лику блаженных (беатификацию)

В числе кандидатов на беатификацию: вышеупомянатые епископ Александр Хира и священник Владислав Буковинский, а также священник Бернардо Антонини, умерший в Караганде в 2002 году[53].

Структура

В настоящее время Католическая церковь в Казахстане состоит из Архиепархии-митрополии Пресвятой Девы Марии с центром в Астане, двух суффраганных епархий — Карагандинской и епархии Пресвятой Троицы в Алма-Ате, а также Апостольской администратуры Атырау. Архиепархию-митрополию возглавляет архиепископ Томаш Пэта. Кроме того, на территории Казахстана и Средней Азии действует Апостольская делегатура для грекокатоликов, под руководством митрофорного протоиерея Василия Говеры (см. выше).

В стране ведёт деятельность ряд католических орденов и конгрегаций — редемптористы, францисканцы, мариане, иезуиты и ряд других. Общее число священников — 72 человека, общее количество приходов — 50 (данные 2004 года)[1]

Статистика по епархиям (данные 2004 года))[1]

Епархия Центр Число католиков Число священников Число приходов
Архиепархия Пресвятой Девы Марии Астана 90 000 34 21
Карагандинская епархия Караганда 40 000 14 17
Епархия Пресвятой Троицы Алма-Ата 50 000 17 7
Апостольская администратура Атырау Атырау 2 600 7 5

Примечания

  1. ↑ Справочник Catholic-hierarchy
  2. Приходько Г. История христианства в Казахстане и Средней Азии в средние века.//Шченсный А. Отцы Церкви. Отцы наших отцов. Мы дети нашего Отца. — Караганда. 2000. С. 135—181. ISBN 9965-438-47-1
  3. Codex Cumanicus.
  4. ↑ о. Грегор Приходко, ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА В КАЗАХСТАНЕ И СРЕДНЕЙ АЗИИ В СРЕДНИЕ ВЕКА. — Караганда, 2000.
  5. 1 2 3 «Казахстан» //Католическая энциклопедия. В 4 т. Т. 2: И — Л. — М.: Издательство Францисканцев, 2005. — С. 667. — ISBN 5-89208-054-4
  6. Христианство. Энциклопедический словарь. Том 3, (Т — Я). — М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1995. — С. 441—442.
  7. История образования католического прихода в г. Омске.
  8. 1 2 Христианство в Казахстане./(Авторы-составители) Я. Ф. Трофимов, В. И. Иванов. — Караганда 2006. — С. 78. — ISBN 9965-27-886-5.
  9. Лиценбергер, О. Ф. Римско-католическая Церковь в России. История и правовое положение. — Саратов 2001. — С. 161. — ISBN 5-8180-0069-9
  10. ПЕТРОПАВЛОВСК — Приход: Святой Троицы.
  11. Именной высочайший указ, данный сенату «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 года.
  12. «Казахстан» //Католическая энциклопедия. В 4 т. Т. 2: И — Л. — М.: Издательство Францисканцев, 2005. — С. 668. — ISBN 5-89208-054-4.]
  13. Российский государственный исторический архив (РГИА), ф. 628, оп. 1, д. 810, л. 135.
  14. Христианство в Казахстане./(Авторы-составители) Я. Ф. Трофимов, В. И. Иванов. — Караганда 2006. — С. 80. — ISBN 9965-27-886-5.
  15. Бугенис Михаил Михайлович//Книга памяти. Мартиролог Католической Церкви в СССР./(Авторы-составители) о. Б. Чаплицкий, И. Осипова. — М.: Серебряные нити, 2000. — С. 311. — ISBN 5-89163-048-6.
  16. Сенвайтис Иосиф//Книга памяти. Мартиролог Католической Церкви в СССР. — М.: Серебряные нити, 2000. — С. 153. — ISBN 5-89163-048-6.
  17. Билякевич Александр Казимирович//Книга памяти. Мартиролог Католической Церкви в СССР./(Авторы-составители) о. Б. Чаплицкий, И. Осипова. — М.: Серебряные нити, 2000. — С. 27-28. — ISBN 5-89163-048-6.
  18. Козакевич Иосиф//Книга памяти. Мартиролог Католической Церкви в СССР./(Авторы-составители) о. Б. Чаплицкий, И. Осипова. — М.: Серебряные нити, 2000. — С. 342. — ISBN 5-89163-048-6.
  19. Вольф Иосиф Иосифович//Книга памяти. Мартиролог Католической Церкви в СССР./(Авторы-составители) о. Б. Чаплицкий, И. Осипова. — М.: Серебряные нити, 2000. — С. 47. — ISBN 5-89163-048-6.
  20. Гарейс (Гаррейс) Адам Петрович//Книга памяти. Мартиролог Католической Церкви в СССР./(Авторы-составители) о. Б. Чаплицкий, И. Осипова. — М.: Серебряные нити, 2000. — С. 51. — ISBN 5-89163-048-6.
  21. Рутенис Бронислав//Книга памяти. Мартиролог Католической Церкви в СССР./(Авторы-составители) о. Б. Чаплицкий, И. Осипова. — М.: Серебряные нити, 2000. — С. 242—243. — ISBN 5-89163-048-6.
  22. Лиценбергер, О. Ф. Римско-католическая Церковь в России. История и правовое положение. — Саратов 2001. — С. 300—303. — ISBN 5-8180-0069-9
  23. Свидетели веры.
  24. Свидетели веры.
  25. Стауб (Штауб) Александр Иванович//Книга памяти. Мартиролог Католической Церкви в СССР./(Авторы-составители) о. Б. Чаплицкий, И. Осипова. — М.: Серебряные нити, 2000. С. 296—297. ISBN 5-89163-048-6
  26. Буковинский Владислав Иосифович//Книга памяти. Мартиролог Католической Церкви в СССР./(Авторы-составители) о. Б. Чаплицкий, И. Осипова. — М.: Серебряные нити, 2000. С. 270—271. ISBN 5-89163-048-6
  27. Блаженные Казахстана. Отец Алексий Зарицкий//Кредо, № 74-75. 2001.
  28. Греко-католический священник Дмитрий Кузьминский//Кредо, № 200. 2012.
  29. Официальный сайт римско-католической Карагандинской епархии
  30. Catholic Church in Kazakhstan — Almaty.
  31. РИМСКО — КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ В КАЗАХСТАНЕ. КАНДИДАТЫ К БЕАТИФИКАЦИИ.
  32. Настоящий священник.//Кредо, № 192—193. 2011.
  33. Краткие сведения о священнослужителях, репресированных в годы террора.//Книга памяти. Мартиролог Католической Церкви в СССР./(Авторы-составители) о. Б. Чаплицкий, И. Осипова. — М.: Серебряные нити, 2000. С. 712. ISBN 5-89163-048-6
  34. [Шченсный А. Отцы Церкви. Отцы наших отцов. Мы дети нашего Отца. — Караганда. 2000. С. 194. ISBN 9965-438-47-1
  35. Адомайтис Пранас.//Жертвы политичкского террора в СССР.
  36. Карушенко Василий Дмитриевич.//Жертвы политичкского террора в СССР.
  37. 1 2 Буковинский В.Воспоминания. — М.: Центр по изучению религий, 2000. С. 112. ISBN 5-87468-067-5]
  38. РИМСКО — КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ В КАЗАХСТАНЕ. КАНДИДАТЫ К БЕАТИФИКАЦИИ.
  39. о. Антонiй Станканинець ЧСВВ (ук)
  40. Епископ Иосиф Верт в Караганде, Сибирская Католическая газета. 6 марта, 2012.
  41. РЕЛИГАРЕ — О. Отто Мессмер: "В своем призвании я утвердился в армии
  42. Среди них были: о. Иосиф Шмидтляйн, о. Алксандр Кан, о. Отто Мессмер, о. Иероним Мессмер, о. Антон Бергер, о. Николай Мессмер (впоследствии ставший епископом в Киргизии) и другие священники
  43. Утарайте Е. М. Храм в Караганде строили всем миром, в: Vita Consekrata, приложение к газете «Свет Евангелия», № 2 (2), 30 мая 2004 г.
  44. Strzelecka H. Służebnice Jezusa w Eucharystii na terenach byłego Związku Radzieckiego w latach 1945—1991, Warszawa 1994, с. 38. 54.
  45. Газета Кредо
  46. История семинарии в Караганде.
  47. Контемплативная молитва сестер кармелитанок в Казахстане//Кредо. № 34-35. 1998.
  48. Прошло десять лет. Иисус Христос вчера, сегодня и вовеки Тот же//Кредо. № 90. 2003.
  49. Газета Кредо. № 91. 2003.
  50. Газета Кредо. № 146—147. 2007.
  51. Справочник Католической Церкви Казахстана и Средней Азии 2010. — Караганда: Кредо. 2010. С. 145.
  52. В Астане освящен новый храм Святого Иосифа Обручника Украинской греко-католической церкви
  53. Свидетели веры.

См. также

Ссылки и источники

  • Официальный сайт Католической церкви в Казахстане
  • Редемптористы в Казахстане. Из истории Католической церкви в Казахстане
  • Справочник Catholic-hierarchy
  • Статистика Католической церкви в Казахстане на сайте gcatholic.org
  • Католичество в Казахстане. Научные статьи

Католицизм в Казахстане.

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93