Krasorion.ru

Упаковочные материалы

каюм насыри әбугалисина на русском, каюм насыри творчество, каюм насыри презентация, каюм насыри книга о воспитании читать

Габделькаюм Габденнасырович Насыров (Каюм Насыри) (тат. Qayum Nasıri, Каюм Насыйри) — татарский учёный-этнограф, литератор и просветитель XIX века.

Содержание

Краткая биография

Родился 2 (14) февраля 1825 года в деревне Верхние Ширданы Свияжского уезда Казанской губернии(ныне Зеленодольский район Татарстана). Отец и дед его были довольно образованными людьми, несмотря на своё скромное социальное происхождение. В одном из своих исторических трудов он приводит свою родословную до седьмого поколения и описывает занятия своих предков.

Детство Каюма прошло в родной деревне. Первоначальное образование он получил в мектебе своего отца. В 1841 году 16-летнего Каюма привезли в Казань и отдали в медресе пятого прихода, где он учился до 1855 года.

В медресе он изучал турецкий, арабский и персидский языки. В совершенстве усвоив родной язык, он, тайно от других, изучал и русский. Благодаря своему упорству и прилежанию, а также природной любознательности К. Насыри вскоре после начала обучения превзошёл других шакирдов[1] и постепенно выдвинулся в ряды наиболее образованных и эрудированных людей своего времени.

«Каюм Насыри — первый из наших мусульман, которого европейское образование, полученное им в Казанском университете, подняло в умственном отношении на такую высоту, что он мог отнестись к нему объективно» — В. В. Григорьев

Каюм Насыри внёс большой вклад в развитие татарской публицистики и критики. Изданные им календари, заметки, статьи на общественно-педагогические и литературно-критические темы явились для своего времени значительным событием в идеологической жизни татарского народа. Особое значение в его деятельности имело регулярное издание календарей — своего рода заменителя татарской периодической печати в условиях отсутствия татарской периодики.

Теоретическая и литературно-критическая деятельность К. Насыри составила яркую страницу в развитии татарской культуры XIX века. Его труды, несмотря на некоторую отрывочность и несистематичность суждений, явились последним, как бы подготовительным шагом к возникновению и развитию татарской литературной критики в начале XIX столетия — в годы становления критического реализма в татарской литературе.

Примечания

  1. Шакирд — учащийся медресе.

он потомок дворянских(образованных) людей. Та история, которая дошла лож на половину.

Литература

  • Источником материала для этой статьи является книга рус. Каюм Насыри. Избранные произведения. Казань. Татарское книжное издательство, 1977 и её татарский вариант тат. Q.Nasıri. Qazan, Tatarstan kitap nərşiyatı, 1977 (К. Насыйри. Казан, Татарстан китап нəЯМяыршияты, 1977.)

Ссылки

  • Могила Каюма Насыри
  • Kayum Nasyri (1825—1902) (англ.)

каюм насыри әбугалисина на русском, каюм насыри творчество, каюм насыри презентация, каюм насыри книга о воспитании читать.

Билсон, Рэйчел, О смертном в искусстве. Памяти Николая Константинова (выставка).

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93