Коатликуэ (исп. Coatlicue) — «Она в платье из змей»; также Коатлантонан, «Наша змеиная мать». Иногда оторжествляется с Тетеоинан («Матерью богов»), богинями Тоци и Сиуакоатль. В мифологии ацтеков богиня земли и огня. В ней одновременно заключено начало и конец жизни.
Коатликуэ является матерью бога Уицилопочтли. Согласно мифу Коатликуэ была добропорядочной вдовой (вдовой старого Солнца) и жила вместе со своими сыновьями Сенцонуицнауа («400 южных звёзд») и дочерью Койольшауки, богиней Луны. После рождения детей Коатликуэ дала обет целомудрия и каждый день поднималась на гору Коатепек («Змеиная Гора»), что около города Толлан, чтобы принести жертву в храме. Однажды на вершине горы к ней с неба упал шар из перьев колибри, который она спрятала за пояс юбки, после чего шар загадочно исчез. Вскоре Коатликуэ почувствовала, что понесла. Узнав об этом, её дети пришли в ярость, и дочь подбила братьев убить опозорившую себя мать. Но дитя в чреве Коатликуэ обещало защитить её. Когда убийцы приблизились к горе Коатепек, новорожденный Уицилопочтли напал на братьев и обратил в бегство, а Койольшауки отсёк голову и забросил её на небо, где она стала Луной.
Таким образом, Коатликуэ — олицетворение земли, из которой каждый день появляется солнце (Уицилопочтли), побеждая луну и звёзды. Одновременно Коатликуэ — богиня смерти, так как земля поглощает всё живущее. Коатликуэ обитала под землей и помогала произрастать на свет растительным культурам; считалась покровительницей разведения цветов. Иногда её также называли матерью Шолотля и Кецалькоатля.
Самая известная статуя Коатликуэ, найденная в 1790 г. в Мехико, сочетает в себе человеческие и зооморфные черты, изображая богиню Земли во всей её мощи и величии. Лицо богини образуют головы двух змей, либо два потока крови в форме змей. Одежда статуи состоит из отрубленных человеческих рук и сердец, пряжкой пояса является череп, символизирующий то, что тела людей после их смерти окажутся в земле, а юбку образуют змеи, способные проникать в подземное царство. Руки и ноги богини украшают мощные ногти, напоминающие орлиные, с помощью которых Коатликуэ выкапывает могилы, а груди изображены обвислыми после вскармливания детей. Являясь женским божеством, Коатликуэ в то же время несёт и мужские черты. Мужское начало представлено в ней орлом, женское — змеей. В этом смысле она представляет женскую параллель пернатого змея Кецалькоатля.
См. также
Ссылки
- Древняя Мезоамерика
- Mexican Mythology
Источники
- Мифологический словарь/Гл.ред. Е. М. Мелетинский — М.:Советская энциклопедия, 1991 г. С. 292.
- Женщины в легендах и мифах/ Пер. с англ. О. Перфильева. — М., «Крон-Пресс», 1998. — 592 с. С. 478—479.
- Льюис Спенс «Мифы инков и майя»/ Пер. с англ. Л. А. Карповой. — М., Центрополиграф, 2005. С. 78-80.
Ацтеки |
Предыстория |
Акольхуа | Тольтеки | Чичимеки |
|
Города и регионы |
Аскапоцалько | Коатлинчан | Теночтитлан | Тлателолько | Тескоко |
Правители Теночтитлана |
Теноч (? — ок. 1350) | Акамапичтли (1376—1395) | Уицилиуитль (1395—1417) | Чимальпопока (1417—1427) | Ицкоатль (1427—1440) | Монтесума I (1440—1469) | Ашаякатль (1469—1481) | Тисок (1481—1486) | Ауисотль (1486—1502) | Монтесума II (1502—1520) | Куитлауак (1520) | Куаутемок (1520—1521) |
Соперники и соседи |
Кускатлан | Миштеки | Отоми | Сапотеки | Тараски | Тлашкальтеки | Акольхуа |
Войско, оружие |
Армия | Оружие | Полководцы | Тактика | Цветочные войны | Копьеметалка | Воины-орлы | Воины-ягуары |
Общество, семья, экономика |
Право | Экономика | Образование | Семья | Община | Дороги | Ирригация | Каналы | Торговля | Земледелие | Скотоводство | Керамика |
Мифология и религия |
Мифология ацтеков | Жертвоприношения ацтеков | Ацтлан | Толлан Истаксиуатль | Миктлан | Попокатепетль | Сенцон Тоточтин | Тональпоуалли | Тонатиу | Топильцин Се Акатль Кецалькоатль | Чикомосток | Кетцалькоатль | Коатликуэ | Мишкоатль | Сипактли | Тлалок | Уицилопочтли | Чак | Эхекатль | Ометеотль | Месоамериканская игра в мяч | Темпло Майор | День Мёртвых |
Язык, письменность, источники |
Астекское письмо | Астекские языки | История народа чичимеков | Ацтекские кодексы | Кодекс Борджиа | Кодекс Ботурини | Кодекс Мальябекки | Кодекс Мендоса | Кодекс Теллериано-Ременсис | Тринадцатое сообщение | кодекс Аскатитлан | Бурбонский кодекс | Ватиканский кодекс A (3738) | кодекс Вейтия | кодекс Коскатцин | карта Куаутинчана | кодекс Тудела | кодекс Иштлильшочитль | кодекс Рамирес | кодекс Обен | кодекс Осуна | анналы Тлателолько | кодекс Уэшоцинко | Флорентийский кодекс | кодексе Чимальпопока | кодекс Шолотль | Libellus de medicinalibus indorum herbis |
Науки, философия |
Философия | Математика | Астрономия | Календарь | Камень Солнца | Тональпоуалли | Система счёта, мер и весов ацтеков |
Культура, искусства, литература |
Музыка | Песни | Театр | Поэзия | Литература | Скульптура | Статуя Коатликуэ | Архитектура | Живопись | Ткачество |
Разное (быт, личности, другое) |
Альтепетль | Кухня ацтеков | Одежда ацтеков |Тлатоани | Тройственный союз ацтеков | Чинампы | Пульке | Шолоицкуинтли |
Конкиста и ранний колониальный период |
Конкистадоры |
Альварадо, Педро де | Эрнан Кортес | Грихальва, Хуан де | Васкес де Коронадо, Франсиско | Кабрильо, Хуан Родригес | Агильяр, Херонимо де | Сандоваль, Гонсало де |
Хронисты, историки, лингвисты |
Акоста | Берналь Диас | Бернардино де Саагун | Мотолиниа | Гомара | Иштлильшочитль | Кирога | Помар | Чимальпаин |
Губернаторы |
Мендоса, Антонио де | Фуэнлеаль, Себастьян де |
События |
Испанское завоевание ацтеков | Ночь печали | Осада Теночтитлана |
См. также: Доколумбовы цивилизации | Месоамериканская хронология |