Константин Алексеевич Коровин | |
Портрет Константина Коровина работы Валентина Серова, 1891 год (из коллекции И. А. Морозова) |
|
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: | |
Дата смерти: |
11 сентября 1939 (77 лет) |
Место смерти: | |
Происхождение: |
Русский |
Гражданство: | |
Учёба: | |
Стиль: |
Экспрессионизм и другие |
Награды: |
Кавалер ордена Почётного легиона, Франция. |
Работы на Викискладе |
Константи́н Алексе́евич Коро́вин (23 ноября (5 декабря) 1861, Москва — 11 сентября 1939, Париж) — русский живописец, театральный художник, педагог и писатель. Брат художника Сергея Коровина[2]
Родился в состоятельной старообрядческой купеческой семье.
Его отец — Алексей Михайлович, окончил университет, мать — Аполлинария Ивановна, урождённая Волкова, происходила из дворянского рода. В четырнадцать лет Константин поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, через год перешёл на отделение живописи. Учился у А. К. Саврасова и В. Д. Поленова.
Для завершения образования Коровин поехал в Санкт-Петербург и поступил в Академию художеств, но через три месяца ушёл оттуда, разочаровавшись в тамошних методах преподавания.
В 1894 году Коровин вместе с другом, художником В. Серовым, совершил путешествие на Север. В результате появились пейзажи «Гавань в Норвегии», «Ручей святого Трифона в Печенге», «Геммерфест. Северное сияние», «Мурманский берег».
Он совершил поездку в Париж в 1887, 1892 и 1893 годах, где познакомился с импрессионизмом.
В 1896 году К. А. Коровин оформил павильон «Крайний Север», построенный по его проекту на ярмарке в Нижнем Новгороде.
В 1900-х годах художник активно работал в театре, создавая эскизы костюмов и декорации к драматическим постановкам, а также операм и балетам. В частности, он оформил спектакли «Фауст» (1899), «Конёк-горбунок» (1901), «Садко» (1906), «Золотой петушок» (1909). Константин Коровин работал над оформлением спектаклей Большого театра, Мариинского театра и театра Ла Скала в Милане[2].
Значительное место в творчестве Коровина занимал Париж. Городские пейзажи созданы под сильным влиянием французских импрессионистов. Ему мастерски удалось передать жизнь французской столицы в часы утреннего пробуждения, но более всего вечером, в сиянии огней на улицах и бульварах («Париж. Бульвар Капуцинок», 1902, 1906 и 1911; «Париж утром», 1906. Все — ГТГ).
В Париже К. Коровин увлёкся символизмом и, вернувшись в Россию, посещал лекции художника-эстета М. А. Дурнова, общался с поэтом К. Д. Бальмонтом. В эти годы он написал картины «Северная идиллия» (1892, ГТГ) и «Муза» (1890-е, ГТГ).
Во время Первой мировой войны К. А. Коровин работал консультантом по маскировке в штабе русской армии.
На протяжении десятилетий К. А. Коровин участвовал в выставках художников разных направлений и объединений — передвижников, «Мира искусства», «Союза 36-ти», Союза русских художников.
С 1901 года К. А. Коровин и В. А. Серов преподавали в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди учеников сценограф С. Ф. Николаев, будущий педагог, писатель и краевед С. П. Волков.
В воспоминаниях одного из его учеников, Н. М. Чернышёва есть несколько эпизодов, которые дают представление о мировоззрении художника. Очень характерны слова, сказанные Коровиным Чернышёву в 1903 году во время болезни[3]:
По-прежнему лёжа в постели, Константин Алексеевич взял мой эскиз, поставил его себе на живот и начал говорить. «Прежде всего надо избегать литературности в живописи», — были его первые слова. Однако он нашёл в нём (эскизе) много сердечности, поэзии, «Сколько любви!» — восклицал он. Я волновался, что утомляю больного, а он рассказывал о своей молодости, как трудно им жилось… Случалось, что они голодали, но упорно работали. «Деньги — г…., — не раз ввёртывал он крепкое словцо. — Никогда не думайте о деньгах. Они сами к вам придут… Пишите больше вот, что здесь, на улице, у вас перед глазами, — говорил он, указывая на окно и обводя взглядом комнату. — Живите в своей комнате, окружённый красками, акварелью, пастелью. …Всем пишите, пробуйте себя во всём. Больше ешьте, будьте здоровым, весёлым, но всё для искусства. Лучше жить в норе и, терпя всякие лишения, наслаждаться своим искусством… Знайте Веру, Надежду и Любовь, и во всех лишениях помните эти три. Если одну из них забыл — погиб.» |
После октябрьской революции в России Коровин активно занимался вопросами сохранения памятников искусства, организовал аукционы и выставки в пользу освободившихся политзаключённых, продолжал сотрудничать с театрами. В 1922 году художник по совету А. В. Луначарского выехал за границу и поселился во Франции.
Наряду с даром живописца, Константин Алексеевич обладал и незаурядным литературным талантом. Когда утрата зрения вынудила полностью отказаться от изобразительного искусства, художник продолжал писать рассказы.
Коровин скончался в Париже 11 сентября 1939 года.
Большое количество работ художника хранится в Русском музее.
«У балкона. Испанки Леонора и Ампара», 1888—1889
«Северная идиллия», 1892
«Бумажные фонари», 1896
Фёдор Шаляпин, 1911
«Москворецкий мост», 1914
«Рыбы, вино и фрукты», 1916, ГТГ
Коровин, Константин Алексеевич.