Кровавый навет на евреев — обвинение евреев в убийстве людей других вероисповеданий (главным образом христиан) для использования их крови в ритуальных целях.[1][2][3][4]
Открытое обвинение евреев и ранних христиан в принесении человеческих жертв с целью использования их крови в ритуальных целях впервые возникло в Римской империи в начале нашей эры.
Эллинистические писатели также касались этой темы, как, например, Апион (I в. н. э.) (ср. Иосиф Флавий, Апион 2:89-102). В античном мире эти обвинения не получили существенного распространения в широких массах, но в сознании христиан появилась идея того, что в ритуальных целях евреями может использоваться человеческая кровь.
Широкое распространение подобные обвинения получили в Англии, начиная с XII века. В России первым мучеником-христианином, погибшим от иудеев, считается святой Евстратий Печерский (1097 год). С тех пор обвинения евреев в ритуальных убийствах христиан повторялись многократно, включая также и современность.
Содержание |
Описания пыток и человеческих жертвоприношений в предполагаемых ритуальных убийствах противоречат многим фактическим положениям иудаизма. Прежде всего, запрет на убийство содержится в десяти заповедях Торы. Кроме того, использование крови (человеческой или любой другой) в приготовлении пищи строго запрещено кашрутом. Кровь и любые другие выделения человеческого организма являются ритуально нечистыми (Лев.15). Кровь убитых животных не может употребляться в пищу, она должна быть выведена из тела животного и захоронена (Лев.17:12-13). Согласно Книге Левит, кровь жертвенного животного (но не человека) может быть использована лишь на жертвеннике Иерусалимского храма (который ко времени приписываемых событий уже не существовал сотни лет).
В то время как жертвоприношения животных действительно практиковались в древнем иудаизме, Танах (Ветхий Завет) и Галаха изображают человеческие жертвоприношения как одно из зол, отделяющих язычников Ханаана от евреев (12:31, 2Цар.16:3). Евреям запрещалось участвовать в этих ритуалах (Исх.34:15, Лев.20:2, 18:12, Иер.7:31). Фактически, требование ритуальной чистоты запрещало даже нахождение священников (коэнов) в одной комнате с человеческим трупом (Лев.21:11). Потомкам коэнов, согласно религиозным канонам, Галаха запрещает даже заходить на кладбище по сей день.
В 2006 году Ариэль Тоафф — профессор израильского Бар-Иланского университета, специализирующийся на средневековой еврейской истории, еврей по национальности и сын главного раввина Рима, выпустил книгу «Кровавая Пасха. Евреи Европы и ритуальные убийства» (Pasque di sangue. Ebrei d’Europa e omicidi rituali), в которой утверждается, в Средневековой Италии могла существовать иудейская секта, использовавшая в ритуалах порошок из крови. По его словам, «среди общины ашкенази того времени существовали экстремистские группы, которые были способны совершать такие действия и оправдывать их».
По мнению критиков, тот факт, что гипотеза Тоаффа построена на показаниях, добытых под пытками, сводит к нулю все его дальнейшие построения. В Израиле книга Тоаффа вызвала крайнее возмущение и обсуждалась в Кнессете. Сам Тоафф впоследствии утверждал, что его выводы были неправильно поняты, и он лишь утверждал, что материалы инквизиции не позволяют утверждать, что все подобные процессы были сфальсифицированы.[5][6]
В 2008 году Тоафф постарался «прояснить недоразумение», вызванное предыдущими публикациями о книге, и написал в новом введении к ней: «Евреи не совершали ритуальных убийств, это полностью было христианским стереотипом». «У меня нет сомнений в том, что так называемое „убийство в ритуальных целях“, или „убийство младенцев“, принадлежит к области мифов». Сам текст книги изменён не был; во введении автор разъясняет, что его утверждение о маргинальных ашкеназских группах, которые «могли использовать в ритуалах порошок из высушенной крови», никоим образом не связано с убийствами детей, и что в средние века иудеи и христиане держали в доме подобные порошки в качестве целебного талисмана. По Тоаффу, эту кровь получали за плату от живых доноров, в том числе детей, и высушивали.[7][8]
Отношение церкви к обвинениям евреев в ритуальных убийствах и к культам благоговения перед младенцами, которые были предположительно замучены евреями, на протяжении истории бывало различным.
Папа Иннокентий IV в 1247 году издал буллу, отвергающую кровавый навет как низкую и злобную клевету на евреев, «повод, чтобы грабить их и отнимать их имущество».[9] Папа Бенедикт XIV разрешил почитание Андерла фон Ринна (нем. Anderl von Rinn) в виде местного культа, отказавшись, однако, канонизировать его в святые. С другой стороны папа Григорий X отверг подобные обвинения на иудеев[10]. В настоящее время католическая церковь безоговорочно считает подобные обвинения евреев кровавым наветом, в связи с чем культ Симона Трентского был отменён Вторым Ватиканским Собором.
В 1991 году Патриарх Русской Православной Церкви Алексий II, выступая на встрече с группой американских раввинов, сказал:[11]
Во время печально знаменитого суда над Бейлисом эксперты нашей Церкви — профессор Киевской Духовной академии протоиерей Александр Глаголев и профессор Петербургской духовной Академии Иван Троицкий твердо защищали Бейлиса и решительно высказались против обвинения евреев в ритуальных убийствах.
Доктор наук, профессор кафедры философии религии и религиоведения философского факультета СПГУ Сергей Фирсов отмечает, что «собственно Православная Российская Церковь ни в лице Святейшего Синода, ни в лице своих учёных-богословов, занимавшихся изучением Ветхого Завета, Талмуда, Каббалы, а также историей иудейской религии, ни разу не высказала своей поддержки идее о существовании ритуальных убийств у евреев».[3]
Тем не менее, святые Гавриил Белостокский и Евстратий Печерский были возведены в сан мученика как жертвы ритуальных убийств. Известный экуменист, священник Александр Мень утверждал, что «ни одно официальное постановление православной церкви не поддержало ритуальных наветов на еврейство» и высказал убеждение, что эти святые будут деканонизированы.[12]
Начиная с I века н. э. и вплоть до наших дней, зафиксировано множество случаев убийств, объявленных ритуальными, и связанных с ними судебных расправ над евреями. Ниже приведены некоторые из них.
Год | Город (страна) | Описание | Имя жертв | Обвинители | Последствия |
---|---|---|---|---|---|
I век н. э. | Иерусалим (Израиль), Греция | Греческий автор Апион утверждал, что евреи приносят в жертву греков во Втором храме. |
|
Апион |
|
415 | Константинополь (Византийская империя) | Сократ Константинопольский писал, что евреи привязывают детей к кресту и секут их до смерти[13]. |
|
Сократ Схоластик |
|
1144 | Норвич (Англия) | Праздник Песах, первое обвинение евреев в ритуальных убийствах в Европе. Мальчик был найден мёртвым в колодце, и евреи города Норвич были обвинены в совершении ритуального убийства. На этом был создан новый культ с возведением Уильяма в ранг мученика и толпами паломников, несущими пожертвования к местной церкви. |
|
|
В 1189 году на еврейских депутатов, пришедших на коронацию Ричарда Львиное Сердце, напала толпа. Затем прокатилась волна погромов в Лондоне и по всей Англии. Позже, в 1290 году евреи были изгнаны из Англии без права возвращения вплоть до 1655 года |
1171 | Блуа (Франция) | Еврейское население обвинено в ритуальных убийствах |
|
|
Казнь через сожжение 31 еврея (по подсчётам некоторых, 40)[14]. |
1250 | Бельгия | Самое раннее обвинение евреев в ритуальном убийстве зафиксировано в Bonum Universale de Apibus ii. 29, § 23. Также обвинение в использовании христианской крови в обрядах. |
|
Проповедник Томас Кантимпрский (из монастыря у Cambray) писал: «Вполне очевидно, что евреи во всех провинциях ежегодно кидают жребий, община какого города разошлёт христианскую кровь остальным общинам». / Николас Донин |
|
1255 | Англия | Тело мальчика, залитое грязью, было найдено 29 августа в яме или колодце, принадлежавшем еврею по имени Копин (или Коппин). Получив от судьи Джона из Лексингтона гарантии неприкосновенности, Копин, как сказано, дал показания, что мальчик был распят евреями, которые с этой целью собрались в Линкольне. |
|
Суд и король Англии | Пять недель спустя, в начале октября, король Англии Генрих III отказался от обещания, данного судьёй Джоном из Лексингтона и Копин был казнён. Заодно схватили 91 еврея, доставили их в Лондон и 18 из них казнили. Остальные были помилованы по ходатайству францисканцев (Jacobs, «Jewish Ideals», pp. 192—224).[15] См. Хью Линкольнский |
1267 | Пфорцгейм (Германия) | Рыбак обнаружил труп девочки. В убийстве были обвинены евреи. Обвинение строилось на свидетельских показаниях дочери «дурной» женщины, которая, по её словам, продала этого ребёнка евреям. Судебного расследования не было, и вероятно, что означенная «дурная женщина» и была убийцей. Этот случай описан в нюрнбергской «книге памяти» о синагогальных поэмах — Зигмунд Зальфельд (Siegmund Salfeld), Das Martyrologium des Nürnberger Memorbuches (1898), pp. 15, 128—130). |
|
Суд Германии |
|
1270 | Вайсенбург (Эльзас) | В Вайсенбурге против евреев было выдвинуто обвинение в подвешивании ребёнка за ногу (тело ребёнка было найдено в реке Лотер) и выцеживании его крови через взрезанные артерии. |
|
|
|
1286 | Обервезель (Германия) | В городе Обервезель происходит «сверхъестественное чудо», свидетельствующее против евреев. Тело ребенка якобы доплыло вверх по течению реки Рейн аж до города Бахарах, «излучая сияние» и «распространяя целительную энергию». Император Рудольф I, к которому евреи обратились за помощью, публично постановил, что действия против евреев незаконны и что труп Вернера должен быть сожжён, а пепел рассеян по ветру. |
|
|
Евреи Обервезеля и прилегающих местностей были подвергнуты жесточайшим репрессиям в 1286—1289 годах |
около 1400 | Берн (Швейцария) | В летописи Конрада Юстингера (Konrad Justinger) от 1423 упомянуто, что в Берне в 1294 евреи замучили и убили мальчика. Историческую невозможность этой широко распространявшейся истории утверждал Джакоб Стаммер, бернский пастор в 1888.[16] |
|
Конрад Юстингер, летописец (Konrad Justinger) |
|
1462 | Ринн, Тироль (Австрия) | По версии властей, мальчик по имени Андреас Окснер (также известен как Андерл фон Ринн) был куплен еврейскими торговцами, а затем жестоко убит в близлежащем лесу, а его кровь тщательно собрана в сосуды. |
|
|
К началу XVII века эта история с выпусканием крови была возведена в местный культ. Табличка с надписью на церкви Ринна, датированная 1575 годом, была искажена экстравагантными подробностями типа того, что деньги, заплаченные за мальчика его крёстному отцу, превратились в листья и что на его могиле зацвела лилия. Культ продолжался до тех пор, пока епископ Инсбрука его официально не запретил в 1994.[17] |
1475 | Тренто (Италия) | После исчезновения двухлетнего мальчика его отец указал, что его похитили и убили местные евреи. |
|
|
Пятнадцать местных евреев были приговорены к смерти и сожжены. Симон был возведён в ранг святых папой Сикстом V в 1588 году (хотя официальной церемонии канонизации не было[18]). Симон был деканонизирован и его культ отменён в 1965 как клеветнический и противоречащий позиции католической церкви по вопросу Кровавого Навета. |
1491 | Испания | Группа евреев была обвинена в убийстве четырёхлетнего мальчика (по материалам дела, мальчик был убит двумя евреями и тремя бывшими (крещёными) евреями) |
|
|
Всего по этому делу было казнено восемь человек. Джеймс Рестон пишет, что всё это было инсценировано испанской инквизицией как повод для изгнания евреев из Испании,[19] Кристофер был канонизирован папой Пием VII в 1805 году. Позже этот канон был отменён, хотя его и сейчас охотно используют как аргумент в пользу правдивости обвинений. |
1494 | Тирнау, Венгрия (венг: Nagyszombat, сегодняшнее название — Трнава, Словакия) | Под пытками были получены абсолютно нелепые, даже невозможные показания от женщин и детей, которые, будучи обвинёнными, предпочли смерть как путь избавления от пыток и согласились подтвердить всё, что от них требовали. Они даже сказали, что у евреев-мужчин бывают менструации и что в качестве средства облегчения им приходится пить христианскую кровь. |
|
|
|
1529 | Базин (Венгрия) (Bösing, сегодняшнее название Пезинок, Словакия) | Девятилетний мальчик умер от потери крови, страдая от страшных мучений. |
|
Граф Вольф из Базина |
|
1690 | Речь Посполитая | Русская православная церковь возвела в ранг святых шестилетнего мальчика из деревни Зверки. В соответствии с составленным его житием, мальчика похитили из дома в период еврейского праздника Песах, когда родителей не было дома. Шутко, еврей из Белостока, был обвинён в том, что привёз ребёнка в Белосток, где его кололи острыми предметами и собирали кровь в течение девяти дней, потом доставили тело ребёнка обратно в Зверки и там бросили в поле. Ребёнка канонизировали в 1820 году. |
|
|
В наше время его мощи являются предметом поклонения паломников. 27 июля, 1997 года, в День всех святых, белорусское телевидение показало фильм, утверждающий правдивость этой истории[20] Возрождение этого культа в Белоруссии было квалифицировано в международном отчёте по правам человека и религиозных свобод как опасное проявление антисемитизма[21][22][23][24][25][26] |
1823-1835 | Велиж (сейчас Смоленская область) | Велижское дело: евреи города обвинены в ритуальном убийстве трехлетнего мальчика, в дальнейшем лжесвидетели упомянули еще нескольких жертв. Арестованы более 40 человек. |
|
|
|
1840 | Дамаск (Сирия) | Были убиты католический монах по имени отец Томас и его слуга. Все соответствующие признания были получены под пытками. Дамасское дело |
|
|
|
1840 | Родос | Кровавый навет на Родосе: евреи с острова Родос, находившегося под властью Османской империи, были обвинены в убийстве греческого христианского мальчика. |
|
Клеветническое обвинение проходило при поддержке местного губернатора и европейских консулов в Родосе. | Несколько евреев было арестовано и замучено, а вся еврейская часть острова была заблокирована на 12 дней. Расследование, проведённое оттоманским губернатором, показало невиновность евреев |
1852-1853 | Саратов | Юшкевичер, Шлиферман и Юрлов были обвинены в ритуальном убийстве двух мальчиков. | Феофан Шерстобитов, 10 лет, Михаил Маслов, 11 лет | Чиновник Волохов, которого вскоре сменил следователь, специально присланный из Петербурга, — надворный советник Дурново | Юшкевичер, Шлиферман и Юрлов были сосланы в каторжные работы на рудниках, первые два на двадцать лет каждый, а Юрлов на 18. Дело квалифицировано как уголовное, обвинения в ритуальных убийствах сняты.[27] |
1878 | Сачхере (Грузия) | В апреле 1878 года в городе Сачхере в Грузии грузинская девочка исчезла, а потом была найдена мёртвой. В убийстве была обвинена группа из 9 евреев из соседнего села. Судебный процесс проходил в окружном суде в Кутаиси, благодаря чему история стала известна как «Кутаисское дело». В обвинительном заключении и затем в речах прокурора убийство не квалифицировалось как ритуальное, хотя указывалось на то, что обвиняемые — евреи. Подсудимых защищали адвокаты Л. Куперник и П. Александров. |
|
Суд Грузии | 13 марта 1879 года обвиняемые евреи были оправданы. |
1882 | Тисаэслар (Венгрия) | Кровавый навет в Тисаэсларе: евреи деревни были обвинены в ритуальном убийстве четырнадцатилетней христианской девочки |
|
|
Этот случай был одной из основных причин роста антисемитизма в стране. В итоге обвиняемые были оправданы. |
1899 | Богемия | Дело Хилснера: бездомный еврей Леопольд Хилснер (Hulsner) был обвинён в убийстве девятнадцатилетней христианки |
|
Суд Богемии | Хилснер был приговорён к смерти. Позже на него «повесили» ещё одно нераскрытое убийство, также христианской женщины. В 1901 году его приговорили к пожизненному заключению. Знаменитый чешский философ и социолог, будущий президент Чехословакии, профессор Томаш Масарик возглавил защиту Хилснера. Позже его за это раскритиковали чешские средства массовой информации. В марте 1918 Хилснер был помилован австрийским императором Карлом I. Однако оправдан он не был. |
1910 | Шираз (Иран) | Погром в Ширазе: еврей был обвинён в убийстве мусульманской девочки. |
|
|
Местное еврейское сообщество подверглось погрому, в результате погибло 12, ранено около 50 человек[28]. |
1911 | Киев, (Украина, Россия) | Дело Бейлиса: киевский приказчик кирпичного завода Мендель Бейлис был обвинён в убийстве христианского мальчика через выпускание крови из проколов в теле. |
|
Суд Российской империи | В 1913 он оправдан судом присяжных. |
1946 | Кельце (Польша) | Погром в польском городе Кельце в 1946 году против уцелевших жертв Холокоста был вызван обвинением местных евреев в ритуальных убийствах. |
|
|
Количество жертв — около 40[29][30][31]. |
О некоторых из этих случаев, а также их последствиях смотрите статьи:
Убийство Симона Трентского. Гравюра XV в.
То же. Картина неизвестного художника XVIII в. в костеле в Збруче (Галиция)
Ритуальное убийство Агнесы Грузовой (дело Хилснера). Литография, около 1900
Агитация времен «Дела Бейлиса». Фотография мертвого Андрюши Ющинского с подписью: «Христиане, берегите своих детей! 17-го марта начинается жидовский пейсах!» Газета «Двуглавый орел», 11.03.1912
Согласно докладу заместителя председателя КГБ Ивашутина,[32]
10 сентября 1958 года в городе Плунге Литовской ССР, ткачиха фабрики «Лину-Аудиняй» Иоцене Паулине, 29 лет, среди соседей распространила слух, что будто бы один еврей пытался похитить ее семилетнего сына и якобы похитил и унес к себе домой девочку. Эти слухи быстро распространились на базаре среди крестьян. Около дома, где живет Иоцене, образовалась толпа. Находившаяся в толпе жительница дер. Мошеву, Плунгесского района, Друнгелене Юлия, 33 лет, утверждала, что будто бы она лично видела, как еврей нес девочку к себе домой, а второго ребенка тащил за руку. По требованию матери и других граждан сын Иоцене указал на дом еврея Грольмана, куда якобы была унесена похищенная девочка. Возбужденные граждане, примерно 600 человек, окружили дом Грольмана и произвели обыск в сараях и подвалах. По требованию толпы прибывшие на место работники милиции сделали обыск квартиры Грольмана. Никакой посторонней девочки в квартире не оказалось. Одновременно часть толпы осмотрела квартиру еврея Шварцбура, камнями и палкой были разбиты стекла в окнах его квартиры, раздавались выкрики: «Бей евреев!» Ввиду распространившихся слухов, что работники милиции якобы подкуплены евреями и прячут «похищенную», по предложению работников милиции группе граждан было показано помещение милиции, но возбужденная толпа не расходилась.
В Плунге были переброшены силы КГБ и милиции и был восстановлен порядок. 13 человек были осуждены на 15 суток ареста за «мелкое хулиганство». Друнгелене призналась, что историю о похищении детей она выдумала.
Настоящий международный скандал вызвала напечатанная в 1960 году в дагестанской газете «Коммунист» статья, где, между прочим, говорилось: «…Евреи согласно своей религии верят, что нужно раз в год пить мусульманскую кровь. Некоторые евреи покупают от 5 до 10 гр. мусульманской крови, которую смешивают с водой в большой бочке и продают как воду, соприкоснувшуюся с кровью мусульманина». Властям пришлось организовать ответную пропагандистскую кампанию за границей, уволить проштрафившегося редактора газеты и даже поместить опровержение.[32]
В средствах массовой информации, спонсируемых арабскими и мусульманскими источниками, а также на соответствующих сайтах в Интернете евреи неоднократно обвинялись в ритуальных убийствах. Выходят книги с подобным содержанием. (См. арабы и антисемитизм.)
В 1883, около 150 французских школьников были жестоко убиты в пригороде Парижа перед еврейским праздником Песах. Более поздние исследования показали, что их убили евреи и брали их кровь… Аналогичное происшествие имело место в Лондоне, когда много английских школьников были убиты еврейскими раввинами…"[37][38]
Некоторые арабские писатели осуждают кровавый навет. Египетская газета «Al-Ahram» опубликовала серию статьей Осама Аль-База (Osam Al-Baz), старшего советника президента Египта Хосни Мубарака. Среди всего прочего, Осам Аль-Баз разъясняет историю возникновения кровавого навета. Он сказал, что арабы и мусульмане никогда не были антисемитами, но признался, что некоторые арабские писатели и СМИ осуществляют нападки на евреев «на основе расистских домыслов и мифов, созданных в Европе». Он убеждал людей не поддаваться таким «мифам», как кровавый навет.[42]
Феномен упоминается в произведениях искусства:
Кровавый навет в тисаэслар австро-венгрия 1882-83, навет на себя 10 букв, кровавый навет на удмуртов, кровавый навет википедия.
Файл:Гидрография Черноморского района.tif, Камчиха, Широкоугольная насадка, Файл:NYR 2006.jpg.