Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Курская городская станция по борьбе с болезнями животных сайт, курская городская администрация, курская городская коллегия адвокатов защита, обуз курская городская поликлиника 7 расписание врачей

Курская городская ветвь
Годы работы:

18781968

Страна:

 Российская империя
 СССР

Состояние:

разобрана

Подчинение:

Московская железная дорога

Протяжённость:

~6,4 км

Курская городская ветвь на Викискладе
План Курска конца XIX века (до 1894). Показана городская ветка от «Большого» (Ямского) вокзала до внутригородской станции.
Железнодорожный мост Курской городской ветви через протоку Кривец (3-й мост). Современное состояние

Курская городская ветвь — однопутная тупиковая железнодорожная линия, существовавшая c 1878 по 1968 год и связывавшая центр города Курска с одноимённой узловой станцией. Длина ветки составляла около 6,4 км. На своём протяжении линия имела 3 моста.

Содержание

Проектирование и строительство

Станция Курск, открытая в 1868 году, располагалась в пригородной Ямской слободе (сейчас входит в состав Железнодорожного округа Курска), в трёх верстах (около 3,2 км) от города. При этом станция была узловой и обслуживала одновременно три железных дороги (Московско-Курскую, Курско-Киевскую и Курско-Харьково-Азовскую). Расположение станции на удалении от Курска было неудобно пассажирам и встречающим, а также создавало трудности в доставке грузов. В связи с этим, в 1872 году курские власти приняли решение о постройке железнодорожной ветви в центр города и устройстве там пассажирской и товарной станции. Начались переговоры с МПС о проекте ветви, стоимости работ и выделении земли в черте города.

Проектные работы производились Московско-Курской железной дорогой, автором проекта был инженер Н. Е. Ададуров. Со стороны городских властей активную роль в подготовке строительства сыграл городской голова П. А. Устимович. Для возведения линии предполагалось освободить три городских квартала, при этом всю землю и постройки, принадлежащие городу, было решено передать железной дороге безвозмездно. Губернским земством было решено выпустить заём до 200 тысяч рублей на финансирование строительства. Кроме того, с грузов, прибывавших и отправлявшихся из Курска, а также с пассажирских билетов предлагалось взимать специальный сбор на постройку (1/8 копейки с пуда для товаров и 1/4 копейки с пуда пассажирских грузов, для билетов — от 5 до 10 копеек серебром в зависимости от класса проезда). В ноябре 1873 года МПС одобрило проект городской ветви.

Возведение линии началось в июне 1874 года, при этом работы планировалось завершить в кратчайшие сроки. Однако строительство затянулось на 4 года, поскольку для прокладки железнодорожных путей необходимо было выкупить частные строения, владельцы которых немедленно повысили цены.

Эксплуатация и закрытие линии

Вокзал Городской ветви

Движение по городской ветви было открыто 2 июня 1878 года. На Херсонской улице была построена станция Курск-Город (Курск-II) с вокзалом. Поезда ходили по соединительной ветви 6 раз в день. Проезд по ней стоил от 6 (в 3-м классе) до 15 копеек (в 1-м классе). Расписание согласовывалось с прибытием и отправлением поездов Московко-Курской, Курско-Киевской и Курско-Харьково-Азовской железных дорог. Первоначально линия обсуживалась паровозами завода Борзиг серии Бн (0-3-0) с составами из пяти вагонов.

В 1900-е был раширен мезонин городского вокзала[1]. В 1910-е рядом со стальным железнодорожным мостом через Тускарь (1-й мост), был построен другой мост для второго железнодорожного пути. Второй путь предназначался для разведения пассажирских и грузовых поездов[2].

Курская городская ветвь служила для пассажирских и грузовых перевозок и после Октябрьской революции и установления советской власти. В 1934 году пассажирское движение было прекращено[уточнить]. Городской вокзал был переименован в «Вокзал „Курск-ветка“ при городской товарной станции», в его здании было размещено управление железной дорогой и кассы предварительной продажи билетов[3].

В ночь на 2 ноября 1941 года, при отступлении Красной армии, из Курска был взорван мост городской ветви через протоку Кривец (3-й мост). Он был восстановлен немцами в 1942 году, при этом частично (южная сторона) был поставлен на деревянные опоры[2].

В 1968 году Курская городская ветвь прекратила свое существование. Вокзал «Курск-ветка» был снесён, а железнодорожные пути и мост через реку Тускарь для второго пути — разобраны. Три оставшихся моста стали пешеходными, на месте городского вокзала было построено здание цирка[1][2][3].

Примечания

  1. ↑ Коммуникации. Железная дорога. Трамвай. Автомобиль. Гужевая перевозка // Старые Курские Открытки. Каталог иллюстрированных почтовых карточек 1899—1930 годов с объяснением видов города. — Курск: Пресс-Факт, 2005. — С. 331. — ISBN 5-86354-106-7
  2. ↑ Мосты // Старые Курские Открытки. Каталог иллюстрированных почтовых карточек 1899—1930 годов с объяснением видов города. — Курск: Пресс-Факт, 2005. — С. 333. — ISBN 5-86354-106-7
  3. ↑ Курский железнодорожный вокзал — статья из Малой Курской Энциклопедии

Архивные источники

  • РГИА, ф. 446, оп. 27, д. 17. Доклад № 131 от 29 июня 1878 г. "Об открытии правильного движения поездов по соединительной ветви между вокзалом Московско-Курской дороги и городом Курском".

Ссылки

  • Юлиан Толстов Курская городская ветка соединила в XIX веке вокзал и центр города (рус.) // газета «Московский железнодорожник». — 11.04.2008.

Курская городская станция по борьбе с болезнями животных сайт, курская городская администрация, курская городская коллегия адвокатов защита, обуз курская городская поликлиника 7 расписание врачей.

Ставропольский сельсовет, Тенвиль, Категория:Инженер-вице-адмиралы (СССР).

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93