Линейные корабли типа «Бретань» | ||
---|---|---|
Classe Bretagne | ||
|
||
Основная информация | ||
Тип | линейный корабль | |
Государство флага | Франция | |
Введён в эксплуатацию | 1915—1916 | |
Выведен из состава флота | 1953 | |
Современный статус | сняты с вооружения | |
Параметры | ||
Водоизмещение | 23 230 т стандартное 25 000 т полное |
|
Длина | 166,0 м максимальная | |
Ширина | 26,9 м | |
Осадка | 8,9 м | |
Бронирование | пояс: 160—270 мм палуба: 40+40—70 мм башни ГК: 250—400 мм барбеты ГК: 248 мм казематы ПМК: 170 мм командирская рубка: 314 мм |
|
Технические данные | ||
Силовая установка | 24 котла типа Никлосса; турбины типа Парсонса |
|
Мощность | 29 000 л.с. | |
Винты | 4 | |
Скорость | 20 узлов полная 10 узлов экономическая |
|
Дальность плавания | 4700 миль на 10 узлах 2800 миль на 18,75 узлах |
|
Экипаж | 1124 человека | |
Вооружение | ||
Артиллерийское вооружение | 5×2 — 340-мм/45 Mle.1912 22×1 — 138-мм/55 Mle.1910 4×1 — 47-мм Mle.1902 |
|
Торпедно-минное вооружение | 4 × 450-мм подводных ТА |
Линейные корабли типа «Бретань» (фр. Classe Bretagne) — серия французских линейных кораблей 1910-х годов. Первый и единственный завершённый тип французских сверхдредноутов, корабли этой серии были спроектированы в рамках кораблестроительной программы 1912 года. Несмотря на свою классификацию как сверхдредноутов, представители типа по своим размерам не превосходили предшествующий тип «Курбэ», страдая от тех же ограничений, наложенных возможностями имевшихся на французских военно-морских базах доков.
Всего в 1912 году было заложено три линкора типа «Бретань», планировавшихся для замены в составе флота устаревших броненосцев «Карл Мартель», «Карно» и «Либертэ». К началу Первой мировой войны, корабли ещё находились в процессе постройки, но высокая степень их готовности побудила французское правительство продолжить достройку линкоров, несмотря на всемерную концентрацию усилий промышленности на сухопутном фронте. Ещё один модифицированный линкор типа «Бретань», получивший название «Басилевс Константинос», был заказан Грецией, но работы по нему, начатые только 12 июня 1914 года, были прекращены в августе и уже не возобновлялись. Три французских корабля вступили в строй в 1915—1916 годах, но в ходе Первой мировой войны не сделали ни одного выстрела по противнику, хотя «Прованс» применялся в операции по нейтрализации греческого флота 19 октября 1916 года.
После окончания Первой мировой войны и подписания Францией Вашингтонского соглашения, линкоры типа «Бретань» остались наиболее мощными кораблями французского флота до вступления в строй линкоров типа «Дюнкерк». С 1917 года и в межвоенном периоде линкоры типа «Бретань» последовательно прошли ряд модернизаций, хотя наиболее значительная из них свелась к увеличению недостаточного угла возвышения орудий главного калибра. В ходе Второй мировой войны корабли серии до капитуляции Франции использовались для выполнения вспомогательных задач и в боевых действиях участия не принимали. Два из линкоров этого типа были потоплены британскими силами в ходе операции «Катапульта», второй из них был поднят, но вновь затоплен в Тулоне в 1942 году и как боевой корабль уже не восстанавливался. Единственный переживший войну корабль, «Лоррэн», после её окончания использовался как плавучая казарма вплоть до своего окончательного списания в 1953 году.
Название | Верфь | Закладка | Спуск на воду | Вступление в строй | Судьба |
---|---|---|---|---|---|
«Бретань» Bretagne |
верфь флота в Бресте | 1 июля 1912 | 21 апреля 1913 | сентябрь 1915 | потоплен 3 июля 1940 в ходе операции «Катапульта» |
«Лоррэн» Lorraine |
A.C. de la Loire, St-Nazaire | 1 августа 1912 | 30 сентября 1913 | июль 1916 | списан 17 февраля 1953, продан на слом в 1954 |
«Прованс» Provence |
верфь флота в Лорьяне | 1 мая 1912 | 20 апреля 1913 | июнь 1915 | затоплен 27 ноября 1942, продан на слом в 1949 |
Схема линкора типа «Бретань»
Это заготовка статьи о военном корабле. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Линейные корабли типа «Бретань».