Лев Михайлович Лопатин | |
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Школа/традиция: | |
Оказавшие влияние: | |
Лев Миха́йлович Лопа́тин (1 (13) июня 1855, Москва, Российская империя, — 21 марта 1920, Москва, Советская Россия) — российский философ спиритуалистического направления. Ближайший (с раннего детства) друг и оппонент Вл. С. Соловьёва.
Содержание |
Учился в Поливановской гимназии; в 1875 году поступил на историко-филологический факультет Московского университета. После окончания университета (1879) был оставлен при кафедре философии для подготовки к профессорскому званию.
С 1885 года – приват-доцент, а с 1892 – экстраординарный профессор университета. Защитил в 1886 году магистерскую и в 1891 — докторскую диссертации. С 1894 года – соредактор журнала «Вопросы философии и психологии». С 1899 по 1918 годы – председатель Московского психологического общества. Участвовал в издании научно-популярного ежемесячного иллюстрированного журнала «Научное Слово» (1903—1905), основанного Г. К. Рахмановым.
В марте 1920 года простудился и получил воспаление легких. Спустя несколько дней скончался. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Во всех своих работах Лопатин энергично настаивает на необходимости умозрительного начала во всяком цельном миросозерцании. Эмпирический принцип, раскрытый до конца, не опирающийся на умозрение, приводит к неизбежному отрицанию знания и скептицизму. Нельзя искать основ для выработки миросозерцания и в одной только вере, так как, отказываясь от умозрения в принципе, она постоянно исходит из него в действительности. Умозрительная философия есть знание действительных вещей в их началах и конечном назначении. Для возможности метафизических построений вопрос о законе причинности должен иметь решающее значение. Этот закон, именно в том коренном значении, которое он имеет для всякой непосредственной деятельности разума, то есть как требование производящей, или творческой, причинности, получает действительное удовлетворение только в спиритуалистическом миросозерцании.
Обзор умозрительных понятий о действительности приводит, таким образом, Лопатина к системе конкретного спиритуализма или к психологической метафизике. Предполагая для явлений духа субстанцию, свойства которой существенно отличны от того, что непосредственно дано в этих явлениях, то есть субстанцию трансцендентную, мы создаем понятие бесплодное и противоречивое. Если же, отбросив всякую субстанцию, мы начинаем смотреть на душевную жизнь как на чистую последовательность абсолютных состояний (точка зрения «феноменизма»), мы получаем такое представление о душе, которое глубоко расходится с её самыми основными признаками и распадается в неисцелимых внутренних противоречиях.
Выход отсюда один: субстанция души не трансцендентна, а имманентна своим явлениям, то есть она открывает или проявляет себя и свою природу в наших душевных состояниях. Явления духа должны быть не только показателями, но и прямой реализацией его существа.
Исходя из понятия о душе как производящей причине, Лопатин пытается защищать принцип свободы воли на психологической почве (умеренный индетерминизм). В вопросе о сущности мирового порядка Лопатин примыкает к Лейбницевой монадологии, что сближает его с представителями Московской философско-математической школы.
Основной философский труд Лопатина – «Положительные задачи философии» (М., 1886—1891), в который вошли его магистерская и докторская диссертации.
Другие значимые работы – «Вопрос о свободе воли» (1889), «Критика эмпирических начал нравственности» (1890), «Научное мировоззрение и философия» (1903), «Настоящее и будущее философии» (1910), «Спиритуализм как монистическая система философии» (1912).
Лев михайлович лопатин, лопатин лев михайлович 1855 1920, лопатин лев михайлович философия, лопатин лев михайлович философские характеристики и речи.
Файл:Где это видано, где это слыхано (обложка ДВД).jpg, Супергёрл, Файл:Cyclone Nargis landfall.jpg, Кавальери.