Медиафасад — органично встроенный в архитектурный облик здания экран или дисплей произвольного размера и формы (с возможностью трансляции медиаданных — текстовых сообщений, графики, анимации и видео) на его поверхности, который устанавливается (инсталлируется) на наружной или внутренней (для прозрачных фасадов) части здания. Дисплей медиафасада, как правило, набирается из светодиодных модулей различных по форме и размерам.
Медиафасады используются по всему миру как:
Также в художественных целях (фестивали в Европе в 2010 году[1], в Берлине, 2008[2]).
Медиафасады у многих людей ассоциируются, прежде всего, с огромными экранами, иллюминирующей и анимированной рекламой, а также с такими местами как Таймс-сквер, Лас-Вегас, Гонгконг. Зачастую сама архитектура здания остается незамеченной, тогда как огромный экран активно транслирует различную информацию, тем самым привлекая к себе множество зрителей.
Содержание |
Изначальной единицей медиафасада можно считать светодиод — полупроводниковый прибор, преобразующий электрический ток непосредственно в световое излучение различных цветов. По сравнению с другими электрическими источниками света (люминесцентной лампы или лампы накаливания) светодиод обладает рядом преимуществ:
Особенное развитие и прикладное использование светодиодные технологии получили в индустрии рекламы и дизайна.
Одним из недостатком можно считать достаточно высокую стоимость. Еще одним недостатком можно считать высокую чувствительность к электрическому питанию: светодиоды чувствительны к несоблюдению электрического режима работы, испортить его можно двукратным превышением тока в течение десятых долей секунды.
Самым главным недостатком использования медиафасадов можно считать ограниченную функциональность — он наиболее эффективен только темное время суток. При дневном освещении его привлекательность падает, и, следовательно, транслируемая информация менее влиятельна на зрителя.
Еще одним недостатком можно считать высокую стоимость — средняя стоимость за 1 м² медиафасада составляет 3 000 - 20 000 долларов США.
И технические недостатки: проблемы теплового контроля (только в жарких странах); снижение эффективности при повышении мощности и температуры. Также в случае необходимости замены модуля (кластера) медиафасада по причине его выхода из строя, важно, чтобы новый модуль совпадал по оптическим характеристикам с другими модулями экрана. Желательно использование модулей из одной партии — в случае, если это невозможно, единственным выходом будет кропотливый подбор модуля.
На современном этапе развития вышеописанные недостатки решены в большинстве крупных компаний, занимающихся светодиодными медиафасадами и экранами (Daktronics, Barco, ЕКТА, Traxon)
Медиафасады пробуждают множество эмоций, как позитивных, так и негативных, всё зависит от способности архитектора здания правильно использовать возможности интеграции медиафасада с особенностями здания. Сейчас архитектура стремится использовать медиафасады все больше в стилистических и дизайнерских целях. Если раньше медиафасады инсталлировались уже после возведения здания и изначально не существовали в проекте, то сейчас, медиафасад — это часть процесса проектирования здания, часть дизайнерского и конструкторского решения. Такой подход позволяет максимально эффективно и красиво размещать подобные системы и делает возможным свежий взгляд на архитектуру города.
Отель Grand Lisboa в Макао
Отель Grand Lisboa расположен в самом центре г. Макао в Китае. Отель известен своим 24 часовым развлекательным комплексом и казино. В 2007 году отель Grand Lisboa установил «умную» систему освещения на фасаде казино, на базе LED технологий от компании Daktronics, сочетающей в себе необычное наружное освещение с возможностью трансляции текстовых сообщений, графики, анимации и видео. Прототипом подобного экстерьера стал желтый лотус — символ и эмблема центрального административного округа г. Макао.Daktronics (англ.).
Отель представляет собой высокую башню, у основании которой находится яйцеобразное здание-подиум. Яйцеобразный подиум, который в размере составляет 59 метров в высоту и 189 метров в ширину, с площадью в 10,609 м², полностью покрыт 59 тысячами осветительных элементов, разработанных по технологии ProPixel компанииРоссию также не обошла мода на медиафасады. И первыми примерами медиафасадов могут служить фасады зданий гостиницы «Белград» и «Золотое кольцо» в Москве.
В Москве архитектурная мастерская А. Асадова задумала создать «Дом-телевизор», отличительной особенностью которого будет огромный экран — медиафасад, состоящий из LED-светильников. Как пишет журнал «Собственник»: «„Экраном“ для всевозможных световых фокусов будет служить фасад гостиницы — ровный и лаконичный. Имеющий площадь почти 3 тыс. кв. м, он по вечерам с помощью специальных ламп будет превращен в гигантский телевизор, который сможет „транслировать“ и статичные изображения, вроде разноцветной подсветки, и живые картины.»[3]
Медиафасад.