Міжнародній аеропорт «Донецьк» імені Сергія Прокоф’єва |
||
---|---|---|
Новый терминал аэропорта в апреле 2014 года | ||
Код IATA: DOK — Код ICAO: UKCC | ||
Информация | ||
Страна | Украина | |
Регион | Донецкая область | |
Тип | гражданский | |
Эксплуатант | нет | |
Местонахождение | Донецк
|
|
Базирующиеся авиакомпании |
нет |
|
Построен | 1933 | |
Высота над уровнем моря | 241 м | |
Координаты | 48°04′ с. ш. 37°44′ в. д. / 48.067° с. ш. 37.733° в. д. (O)(O)
|
|
Местное время | UTC +3 | |
Время работы | аэропорт разрушен | |
Веб-сайт | ||
Взлётно-посадочные полосы (ВПП) | ||
Номер | Размеры | Покрытие |
08/26 | 4000x75 | цементобетон |
Статистика (2013) | ||
Пассажиро- оборот |
1,11 млн. |
Междунаро́дный аэропо́рт «Доне́цк» и́мени Серге́я Проко́фьева (укр. Міжнародний аеропорт «Донецьк» імені Сергія Прокоф’єва; IATA: DOK, ICAO: UKCC) — аэропорт на Украине, обслуживавший город Донецк и Донецкую, Харьковскую, Запорожскую, Луганскую области (общая численность населения регионов 6,5 млн человек). В ходе военных действий разрушен, для приёма и выпуска воздушных судов непригоден.
С 26 мая 2014 года Государственной авиационной службой Украины работа аэропорта была приостановлена[1].
Аэропорт берёт своё начало с постановления Сталинского городского совета от 27.07.1931 года, которым было поручено земотделу и отделу городского хозяйства подыскать территорию для строительства аэродрома гражданской авиации в городе Сталино (наименование Донецка в 1924—1961 гг.). В 1933 году был основан аэропорт «Сталино». В этом же году был организован первый рейс Аэрофлота по маршруту Сталино — Старобельск. Весной 1936 года в аэропорту был организован отряд лёгких самолётов У-2. На этих самолётах выполнялись авиахимические работы на полях, санитарные перевозки, небольшой объём пассажирских и грузо-почтовых перевозок.
23 июня 1941 года Совет народных комиссаров СССР утвердил «Положение о Главном Управлении ГВФ (гражданский воздушный флот) на военное время». Весь личный состав ГВФ был призван в Красную Армию. Лётно-технический состав вошёл в состав 87-го гвардейского отдельного Сталинского полка гражданской авиации. После освобождения Донбасса в 1944 году начал работу по выполнению авиаперевозок пассажиров, грузов и авиахимработ.
В 1952 году в аэропорту была организована эскадрилья тяжёлых самолётов Ли-2.
В январе 1957 года открыл свои двери для пассажиров новый аэровокзал по проекту архитектора В. Соловьёва, пропускной способностью 100 пассажиров/час.
В 1961 году аэропорт «Сталино» (как и город) переименован в «Донецк».
Бурный этап развития авиапредприятия пришёлся на конец 1960-х — начало 1970-х годов, когда была начата эксплуатация самолётов Ан-24, Ан-10, Ил-18. Экипажи лётного отряда ПАНХ, в совершенстве освоив применение самолётов Ан-2 на авиахимработах в Донецком регионе, ежегодно направлялись в помощь сельскохозяйственным областям Средней Азии, Германской Демократической Республики и другим, где оказывали большую помощь сельскому хозяйству.
В 1974 году в аэропорту Донецк произведена реконструкция ИВПП, а также радиотехнических средств взлёта и посадки, а в 1975 году было сдано в эксплуатацию новое здание аэровокзала пропускной способностью 700 пассажиров в час (проект архитектора В.3. Спусканюка)[2], что позволило принимать самолёты практически всех существующих в то время типов самолётов и значительно увеличить объёмы пассажирских и грузовых перевозок.
В 1982 году Донецким авиапредприятием начата лётная эксплуатация самолётов 3-го поколения Як-42, которые были успешно освоены лётным и инженерно-техническим составом и с 1983 года первыми в СССР начали выполнять на этом типе самолётов международные авиаперевозки. Богатый опыт эксплуатации самолётов Як-42 лётный и инженерно-технический состав передавал специалистам Львовского, Симферопольского, Днепропетровского авиапредприятий, пилотам Литовской, Узбекской и Туркменской ССР, начинавшим в то время эксплуатацию самолётов 3-го поколения.
В 1988-1989 годах лётный и инженерно-технический состав авиапредприятия принимал активное участие в предоставлении помощи потерпевшим в Спитакском землетрясении, за что особо отличившиеся работники были награждены Знаком «Отличник Аэрофлота» и почётными грамотами Министерства гражданской авиации.
11 октября 1991 года Донецкий объединённый авиаотряд переименован в Донецкое авиапредприятие. В 1992 году на базе авиапредприятия силами подготовленного инженерно-технического состава был начат ремонт самолётов Як-42, налетавших 10 000 лётных часов, так как авиазаводы к выполнению такого вида ремонта были не готовы. Ремонт выполнялся как базовым самолётам Як-42, так и принадлежавших другим авиапредприятиям (Вильнюс, Краснодар, Ульяновск).
С 1993 года экипажи авиапредприятия начали интенсивное освоение международных воздушных линий на самолётах Як-42. Выполнялись международные авиаперевозки более чем в 40 стран мира.
25 февраля 1998 года Донецкое авиапредприятие переименовано в Донецкую государственную авиакомпанию «Донбасс — Восточные авиалинии Украины». За высокие производственные показатели, обеспечение безопасности полётов авиакомпания «Донбасс» в 1999 году была награждена грамотой Министерства транспорта Украины. За весомый вклад в развитие гражданской авиации Украины 9-ти работникам авиакомпании присвоено почётное звание «Заслуженный работник транспорта Украины».
В 2002 году авиакомпания заняла первое место в областном конкурсе по обеспечению охраны труда работников авиакомпании.
В 2003 году произведена реорганизация предприятия путём разделения авиакомпании (Донбассаэро) и аэропорта, на базе которого образовано коммунальное предприятие «Международный аэропорт Донецк».
В 2012 году аэропорту было присвоено имя известного советского композитора Сергея Прокофьева.
См. также
В соответствии с программой подготовки Донецка к Евро-2012 в 2011 году украинской строительной компанией «Альтком» начато строительство нового терминала аэропорта, проект которого был разработан специалистами из Хорватии.
26 июля 2011 года вице-премьер Украины — министр инфраструктуры Борис Колесников в торжественной обстановке открыл новую взлётно-посадочную полосу аэропорта (длиной 4000 м, шириной 75 м), уже через 2 дня она стала принимать регулярные и чартерные авиарейсы. По проекту новый аэропорт должен был обслуживать до 5 млн пассажиров в год, что сделало бы его вторым по загруженности на Украине, а новая полоса должна была позволить аэропорту принимать любые типы современных самолётов (включая самый большой самолёт в мире Ан-225 «Мрия». Вокруг аэропорта планировалось построить сверхсовременный выставочный центр, мультимедиацентр и бизнес-город.[3]
14 мая 2012 года в аэропорту Донецк был открыт новый семиэтажный терминал с пропускной способностью 3100 пассажиров в час.[4]
24 декабря 2012 года был запущен новый сайт аэропорта.
Реконструкция обошлась в 6,97 млрд гривен (875 млн долларов),[5] превысив первоначальную смету в 3,5 раза.
26 мая работа аэропорта была приостановлена[6]. Затем, с 3 июня 2014 года Государственная авиационная служба Украины отозвала сертификат эксплуатанта аэропорта[7].
Во время боевых действий в ходе событий 2014 года на востоке Украины здания и сооружения аэропорта были практически полностью разрушены[8][9].
13 января 2015 года в ходе очередного боя рухнула диспетчерская вышка[10]. К концу января аэропорт был полностью разрушен[11].
По состоянию на май 2014 года из аэропорта Донецка выполнялись рейсы 13 авиакомпаний в 17 городов 12 стран (включая Украину)[12].
Авиакомпания | Пункты назначения |
---|---|
Ellinair | Салоники |
flydubai | Дубай (Международный) |
Lufthansa выполняется Lufthansa CityLine |
Мюнхен |
Pegasus Airlines | Стамбул (Сабиха Гёкчен) |
Turkish Airlines | Стамбул (Ататюрк) |
Turkmenistan Airlines | Ашхабад |
Windrose | Сезонные чартерные: Анталья, Ираклион |
Wizz Air выполняется Wizz Air Ukraine |
Кутаиси |
Авиалинии Харькова | Чартерные: Анталья |
Аэрофлот | Москва (Шереметьево) |
Международные авиалинии Украины | Киев (Борисполь) Сезонные: Баку, Тель-Авив (Бен-Гурион) Сезонные чартерные: Анталья, Барселона, Ираклион, Стамбул (Ататюрк), Тиват, Шарм-Эль-Шейх |
Трансаэро | Москва (Внуково), Москва (Домодедово) |
ЮТэйр | Сургут |
ЮТэйр выполняется ЮТэйр-Украина |
Киев (Жуляны) Сезонные чартерные: Анталья, Шарм-Эль-Шейх |
С 26 мая 2014 года работа аэропорта приостановлена, сертификат эксплуатанта отозван[7].
Портал «Донбасс» | |
Донецк | |
---|---|
Образование | |
Транспорт |
Детская железная дорога · Железнодорожный вокзал · Метро · Аэропорт (разрушен) · Трамвай · Троллейбус
|
Музеи | |
Театры | |
Религия | |
Спорт | |
Разное |
Транспорт в Донецке | |
---|---|
Метро | Трамвай | Троллейбус | Автобус | Маршрутное такси | Такси | Аэропорт | Железнодорожный транспорт | Детская железная дорога |
Крупнейшие аэропорты Украины по пассажиропотоку в год, млн чел. (2014) | ||
---|---|---|
Свыше 5 млн |
Борисполь (Киев) 6 890 |
|
От 1 до 5 млн |
Симферополь 2 5001 • Киев-Жуляны 1 090 |
|
От 0,5 до 1 млн | ||
От 0,4 до 0,5 млн |
Днепропетровск 446 • Харьков 437 |
|
↑ Аэропорт находится на спорной между РФ и Украиной территорией, находясь де-факто на территории РФ |
Международный аэропорт «Донецк» имени Сергея Прокофьева.